Кража

Начну с откровения. Я их украла. До сих пор помню эту промокшую синюю бумажку. Пять рублей. Какие горизонты передо мной от открылись. Какие мечты могли осуществиться! Никогда после, никакие заработанные деньги не приносили ощущение такого безграничного счастья.  

И не надо осуждать, если вас там не было. Там это в Москве в 1989-ом году. А мне девять. И я живу в Кишинёве в семье учительницы и инженера. То есть не голодаю, но вокруг достаточно сверстников чьи родители образованы хуже, но зарабатывают больше. А в стране перестройка. По телевизору программа Взгляд, в киосках продвинутые Аргументы и Факты, в магазинах зима. И несбыточной мечтой мелькают в руках у спекулянтов жвачки. Дональды, Базуки, Бабл гамы... и конечно Турбо. За последние можно было убить. Буквально. Три рубля штука. Внутри обертки были вкладыши с фотографиями гоночных авто. Ни одна валюта не ценилась столь высоко как эти вкладыши. Три рубля. Это триста граммов шоколадных трюфелей. Или килограмм клубники. Или две порции мороженного с вареньем в кафе «самолёт». Или одна жвачка Турбо. Нда... А кроме вкладыша, заграничные жвачки... как бы правильно выразиться... жевались. Причем сразу, как только попадали в рот. Апельсиновые и клубничные шедевры отечественного производства, требовалось сначала размягчить, напрягая всю лицевую мускулатуру. И главное: даже разжеванный в кашу этот полимер невозможно было надуть. А если жвачка не надувается, то зачем её жевать? Это, знаете ли, как секс без кульминации. Вы спросите причём здесь жвачки? Так ведь в них как раз всё и дело!  

Обладатель «Турбо», это был статус. Экономический и социальный. Эквивалент сегодняшнего обладания iPhone последней модели и возможности отдыха на Лазурном берегу. И если iPhone я сегодня могу себе позволить, то «Турбо» был абсолютно недосягаем. А Лазурный берег из года в год заменялся отдыхом в Одессе у родственников.  

И тут случилось чудо. Мама решилась на операцию. Лазерная операция по коррекции зрения. В Москве! На семейном совете было решено что я поеду с мамой. Выпала поездка ровно на новогодние каникулы. О чем ещё можно было мечтать?  

Сутки в поезде и здравствуй Москва. Даже в нищих восьмидесятых она впечатляла и резко отличалась от домашних Кишинева и Одессы. Непривычно много машин, магазинов и особенно театров. А уж мама постаралась и накупила билеты на все мало-мальски стоящие детские спектакли. И даже не знаю что приводило в больший восторг- красочные новогодние представления в исполнении заслуженных и народных, или бутерброды в театральных буфетах. И то и другое было неподражаемо. Но главное даже не это. До тех пор все отпуска и отъезды ограничивались для меня поездкой на море, или в дом отдыха на речке и носили профилактически-оздоровительный характер. А тут…музеи, дворцы, гранит, мрамор, температура минус 20, а люди едят мороженное. Снег до колен а девушки ходят в мини-юбках. И в магазине на прилавке лежит икра черная, белковая. В Кишиневе ещё не знали о новом «достижении» советской пищевой промышленности, синтетической черной икры, которую не то, что есть, нюхать не рекомендовалось! Так что мы на радостях скупили шесть банок которые через день ушли в помойку. Уж лучше бы купили заморской-баклажанной. Или же жвачек…  

Мысль о жвачках преследовала меня и не отпускала. В Москве они продавались на каждом углу. И я старательно замедляла шаг возле очередного спекулянта в надежде что мама сломается и купит. Но одноглазый после операции Кутузов мама была непреклонна. Денег как подчеркивалось было немного. Особенно после белковой икры.  

И тут нас пригласили в гости к маминым давним друзьям. Очень милая пара с трехмесячным ребенком они жили в трехкомнатной квартире вместе с родителями. Встретили нас очень душевно и тепло. Мы сидели на кухне и пили чай с конфетами и баранками. В какой-то момент взрослые увлеклись разговором, и я ушла с кухни гулять по квартире.  

Меня бесконечно восхищали московские четырехметровые потолки. Благодаря им комната любого размера превращалась в музейный зал. Подобные потолки много лет спустя я видела в старых квартирах Хайфы и испытала то же забытое чувство восторга перед этим головокружительным простором.  

Да и помимо потолков, квартира была интересная, необычайно уютная. Деревянные панели и резные полочки, какие-то литографии и маски на стенах, много безделушек типа статуэток, ракушек, салфеточек. И всё настолько красиво и правильно соседствует, с таким вкусом, что хочется смотреть бесконечно.  

И вдруг я заметила лежащую на полу мятую пятирублевку. Сначала она мне помешала эстетически. Она была лишней в этой комнате. Я подняла её, собираясь отдать хозяйке. Но с каждым шагом по направлению к кухне я убеждалась что мне эти деньги намного нужнее. Ведь это одна Турбо и два Дональда! Так-что перед кухонной дверью я просто сунула деньги в карман. Теперь требовалась легенда для мамы.  

Мы оделись и вышли на улицу. Хозяева вышли нас провожать. Пока они прощались с мамой, я ковырялась в сугробе у входа в подъезд. Незаметно вытащив деньги и изваляв их в снегу, я с победным воплем показала их маме. Мама пришла в неописуемый восторг. Надо заметить, что мама очень верит во всякого рода знаки судьбы, а тут был явный знак, да еще обналиченный. Я аккуратно подводила маму к логическому выводу  

– Мам, мы же на эти деньги не рассчитывали?  

–Ну конечно- улыбаясь своим мыслям ответила мама  

— Значит их можно потратить на что угодно?  

–Наверное  

–Например на приятные глупости?  

–Например  

–Скажем на жвачки?  

–Поздно уже. – спохватилась мама- и холодно, побежали в метро. Потом поговорим.  

Но потом не удалось. От переживаний и тепла в вагоне я уснула и даже снег на выходе из метро не помог очнуться. От метро до дома плелась как зомби. А на утро мама ушла в клинику до моего пробуждения. Она договорилась с папиной сестрой, у которой мы жили, что та отведет меня на спектакль, а после мама меня заберет. Спектакль, наверное, был интересный, но мои мысли крутились вокруг предстоящей покупки. Так что, когда мама появилась в фойе с коробкой в руках сердце у меня застучало, отдаваясь даже в ушах. Но я быстро сообразила, что коробка из ресторана и радоваться рано. В коробке были деликатесы ресторана Прага- какие-то вкуснейшие булочки, масло розового цвета, черные маслины размером с мелкую сливу и небольшая баночка на сей раз настоящей черной икры. Мы с мамой смели всё включая крошки минут за пять. Я ждала, когда же…когда же свершится… И тут мама, улыбаясь сюрпризной улыбкой сказала:  

– А у меня для тебя подарок! И твои деньги были очень кстати. Закрой глаза и протяни руку  

Мама любила спецэффекты. Я закрыла глаза и протянула руку стараясь не трястись. И почувствовала, как запястье стягивает браслет. Открыв глаза, я увидела, что мама застёгивает на руке первые в моей жизни часы в форме мишки.  

–Ну что, я угадала? Волшебница твоя мама? – ликуя спросила она  

Это конечно были самые замечательные часы на свете. И самые прекрасные на свете каникулы. Через год мы уехали в Израиль. И жвачки всех мастей в последствии мне покупали в неограниченном количестве. Вот только «Турбо» среди них не было. Наверное прекратили производство.  


Рецензии