12 апреля 1961 года

Я помню этот день. Это был теплый весенний очень добрый день. Мама отправила меня в магазин за хлебом.  Я шла по улице в каком-то приподнятом настроении. Пели птицы, цвели сады, из-за тучек ласково грело солнышко. Перед магазином на столбе висел репродуктор, такая черная тарелка. Радио. Из тарелки неслась музыка. На душе было весело. В магазине была большая очередь. Тогда хлеб продавали по одному килограмму в руки. Буханка весила меньше килограмма, и продавщице приходилось резать другую буханку, чтобы дополнить первую до килограмма. Очередь росла быстро. Она состояла в основном из женщин. Но вот в конце ее появился дед Асеев. Это был могучий старик с длинной окладистой седой бородой, в очках. Я была ребенком и деда этого не то, чтобы боялась, а, скажем так, опасалась. Пугала борода. Никто таких не носил. Раньше я думала, что он священник, но мама сказала, что это учитель ботаники то ли довоенный, то ли дореволюционный. Старик о чем - говорил с соседками по очереди. Женщины в толпе общались между собой. Все как всегда.
Вдруг из репродуктора раздался торжественный голос Левитана – Внимание! Внимание! Работают все радиостанции Советского Союза! Работают все радиостанции Советского Союза! Передаем сообщение ТАСС –
В магазине воцарилась мертвая тишина. Я запомнила широко распахнутые серые глаза продавщицы. Ее губы бесшумно прошептали – Война! - Этот шепот услышала вся очередь. В одно мгновение лица женщин сделались какого-то землистого цвета. Они застыли, стояли, как изваяния, глядя на черную тарелку, и не слышали, того, о чем она вещала. Всех охватило какое-то жуткое оцепенение. Они все пережили ужасы Великой Отечественной войны. Многие были вдовами, многие женами инвалидов. Я не знаю, сколько минут длилось оцепенение. Но вдруг над толпой раздался громовой голос деда Асея – Бабоньки! Счастье-то какое! Наш русский человек первым в космосе побывал и вернулся благополучно!!!  - Женщины встрепенулись. Они не слышали голоса Левитана, они все повернулись к старику, переспрашивая – В космосе? Вернулся? Слава богу !- А пожилая женщина в платочке спросила – И бога видел? – Старик засмеялся – Про бога ничего не сказали – Он обнимал рядом стоящих женщин, и вся очередь разом заговорила, защебетала. У кого на глазах слезы, у кого улыбка во все лицо. Я посмотрела на деда. Из-под седых кустов его бровей просто вылетали искры счастья. На душе снова стало радостно.
Я принесла домой хлеб. Мама что-то гладила. Радио голосом Левитана все вещала и вещало о  майоре Гагарине Юрии Алексеевиче, впервые в мире полетевшем в космос. Я заметила, что у мамы глаза на мокром месте. – Мама, а ты тоже испугалась, как женщины в магазине? – Мама обняла меня. – Конечно, дочка испугалась. Двадцать лет назад этот же голос произнес эту же фразу – Внимание! Внимание! Работают все радиостанции Советского Союза! Только сегодня он рассказал о том, что первый человек полетел в космос, а в прошлый раз он сообщил о вероломном нападении на нашу страну фашистской Германии.
Я была ребенком, но этот день остался в моей памяти навсегда.


Рецензии