Агул и агулы

               

Агулы  наряду  с  родственными  лезгинами, табасаранами, рутулами, цахурами, крызами, будухами, хиналугами и  удинами, составляют  группу  народов  албанского круга. Общая  численность  их  по  примерным  подсчетам  составляет  30  тысяч  человек. Однако,  несмотря  на  малочисленность, агулы как  этническая  группа  сформировалась  очень  рано. Так, средневековые  хроники  сообщают  о  том, что  агулы  под  названием  филаны (от  одноименного  административного  образования Филан)  вместе  с  лезгинами  и  табасаранцами  в  составе  арабских  войск  участвовали  в  арабо-хазарских  войнах. Причем  указывается  позиция, которую  занимали  агулы  в  арабском  войске  во  время  таких  походов – это  середина. Но  если  учесть, что  формирование  самого  административного  образования Филан относиться  еще  к  более  раннему  периоду (4 в. н.э.), то  становиться  понятным, что  агулы  как  обособленная  этническая  группа  сформировалась  к  началу  первого  тысячелетия  новой  эры. Примерно  в  такие  же  сроки  укладывают  исследователи и  период  формирования  агульского  языка.

Геополитическое  положение  территории  расселения (современный  Агульский  и  часть  Курахского  районов)  во  многом  и  определяло  судьбу  агулов. Доминантой  при  этом  выступали  две  стратегические  пути, который  пролегали  через  эти  территории. Первый – это  общеизвестный  путь  Дербент – Рича – Кумух  и  далее  по  внутреннему  нагорью. А второй – это  древний  путь  по  маршуруту   Персия – Партав - Дербент  через  Большой  Кавказский  и  Самурский  хребты, который  просекал  Дагестан  с  запада  на  восток. В  народе  он  известен  как  «Дорога  послов». Преимуществом  его   являлось  то, что  он  позволял, минуя  Дербент  выйти  в  Прикаспийские  степи. Ведь  древний  Дербент  не  всегда  был  доступен, желающим  пройти  его. По  этому  поводу  в  исторических  хрониках  сохранились  сообщения  о  том, что  «гунны, когда  могли  преодолеть  Дербент  на  одних  и  тех  же  лошадях  добирались  до  закавказских  стран. А  когда  преодолеть  Дербент  не  получалось,  они  вынуждены  были  преодолеть  крутые  горы, при  этом  им  часто   приходилось менять  свои  лошади».

 Именно  по  этому  пути  к  гуннам  с  миссионерскими  целями  в  622  году  из  Албании  отправился  и  епископ  Исраил. Промежуток  этой  дороги, пролегающий  через  крутые  склоны  Самурского  хребта, сохранился  недалеко  от  селения  Бедюк  Агульского  района. И  надо  отметить, что  по  своему  масштабу  этот  участок  дороги  после  Дербентского  оборонительного  комплекса  является  едва  ли  не  самым  крупным  историческим  строительным  объектом  в  Дагестане. Он  же  является  едва  ли  и  не  самым  впечатляющим  объектом  по  дерзости  воплощенного в  нем  замысла  древних  инженеров  и строителей.  Однако  в  дагестанской  истории  об  этом  нет  ни  слова.

«Дорога  послов»  не  единственный  исторический  объект, который  сохранился  в  Агуле.  Недалеко  лежат  и  развалины  бывшего  административного  центра, упомянутого  выше  Филана.  В  народе  они  известны  под  двумя  названиями – Сарфун  и  Суфиян-шагьар. Второе  название  восходит  к  средне-персидскому  названию  Спендан-шахр, что  буквально  переводиться  как    «святой  город».  «Святые  духи - эраны»  Спендан-шахра  агулы  и  лезгины  до  сих  пор  упоминают  в  своих  молитвах. Но  в  советское  время  «ради  светлого  будущего» здесь  была  размещена  колхозная  ферма  со  всеми  вытекающими  из  этого  последствиями.

 Вообще  надо  сказать, что  Агул  в  историко-культурном  плане  представляет  собой  регион  невероятного  напластования  друг  на  друга  артефактов культур  и  эпох. Одних  только  святилищ-зияратов  здесь  насчитывается  более  ста, факт  сам  по  себе  неординарный  и  требующий  к  себе  особое  внимание. Но  едва  ли  не  самыми  ценными  не  только  для  истории  агулов, но  и  для  всего  Дагестана  являются  сохранившиеся  здесь  несколько  древних   надписей, выполненных  албанским и  персидско-арамейским  шрифтами. Мы  неоднократно  об  этом  сообщали  структурам, которые   по  долгу  своей  службы  обязаны  этим  заниматься. Но  в  ответ  как  всегда  было  молчание. От  средневековой  крепости  селения Тпиг  сохранилось  одно  лишь  название  «буцур». Последняя  стена  ее  была  разобрана  в  80-х  годах  прошлого  столетия.

Единственный  населенный  пункт  в  Дагестане, который  получил  почетное  прозвище   от  арабов  Баб-аль-кьист-Риджа  «Ворота  справедливости»  расположен  в  Агульском  районе. Это  знаменитый  Рича  с  его  древней  и  уникальной  мечетью  с  вращающимися колоннами – он  же  единственный  населенный  пункт, который  сумел  в  течение  26  дней оказать  яростное  сопротивление  татаро-монголам  в  начале  13  века. И вообще  необходимо  отметить, что  в  Нагорный  Дагестан  воинствующие  татаро-монголы  с  интервалом  10  лет  совершали  два  похода  и  оба  раза  это  было  связано  с  агулами  и  Агулом.

 Квадратной  планировки  боевые  башни  сс.  Бедюк  и  Хпюк, единственные  во  всем  Южном  и  Среднем  Дагестане  дошедшие  до  наших  дней  были  также  разобраны  в  60-х  годах. А  о  совершенстве  ремесла  агульских  мастеров  свидетельствует  узор  на  дверях  мечети  селения  Тпиг, который  как  образец  резьбы  по  дереву  вошел  в  исторические  учебники. Здесь  же  повсеместно  можно  увидеть  и   древние  захоронения  с  могилами-цистами (каменными  ящиками), датируемые  периодом  500  годы  до  н.э. 500  годы  н.э..
               
Боюсь  ошибиться, но, кажется, в  Дагестане  только  в  Агуле  можно  встретит  могилы  внутри  жилых  помещений – форма  захоронений, которая, по  нашему  мнению, восходит  к  грузинской  традиции, также  как  и  строительство  на  могилах    квадратных  мавзолеев  «куба»  от  грузинского  к1уба «гроб».

В  общем, о  подобных  объектах  Агула  можно  говорить  бесконечно. Но  по  иронии  судьбы  сами  агулы  сегодня  известны  не  по  своему  богатейшему  историко-культурному  наследию, а  по - малочисленности. А  этот  показатель  в  Дагестане, как  известно,  играет  решающую  роль  при  проявлении  не  только  частного, но  и  государственного  отношения  к  каждому  конкретному  этносу. Является  народ  многочисленным –  на  его  поддержку  и  направляется  весь  государственный  ресурс. Не  важно, что  у этого  народа  ни  перед  республикой, ни  пред  ее  населением  нет  никаких  заслуг  и  даже  имени  его  в  истории  нет.  А  если  этнос  небольшой, как  например  агулы, цахуры  или  рутулы, то  и  отношение к  нему проявляется  соответственное. Главное  здесь  количественное  соотношение  народов. Именно  по такому  принципу  Агул  сегодня, как  и  весь  Южный  Дагестан, превращен  в  мертвую  во  всех  отношениях  зону.

 Здесь  мы  не  ставим  своей  целью  говорить  о  вопиющем  социально-экономическом  положении  агулов, которые  десятилетиями  живут  за  гранью  нищеты. Но  если  даже  взять  гуманитарную  сферу, то  думаю, не  ошибусь, если  скажу, что  в    кругах,  по  сути  созданных  чтобы  беречь  и  сохранить  историко-культурное  наследие народов,  об  истории  Агула  или  самих  агулах  знают  лишь  понаслышке.  Восемнадцатиметровый  минарет  ричинской  мечети, переживший  семь  веков, если  не  сегодня, то  завтра  рухнет, от  появившихся  в  кладке  трещин. Но  никому  нет  до  этого  дела. Здесь  же  любители  старины  из  чистого  любопытства  откапывают  и  разбирают  раннесредневековый  водопровод, сооруженный  из  керамических  труб  «гунгов», которым  в  древности  село  обеспечивалось  водой. Такой  же  вывод  можно  сделать, если  судить  по  состоянию  культурных  учреждений  в  районе, где  за  исключением  центрального  Дома  культуры  не  работает  ни  одно  такое  заведение.

В  начале  90-х  годов  была  создана  агульская  письменность. Но  за  истекшие  двадцать  лет  кроме  букваря  не    издано  ни  одного  учебника  или  иного  учебного  пособия  не  говоря  уже  о  другой  литературе. В  школах  вместо  агульского  языка  преподают  что  угодно, но  только  не  сам  агульский  язык.  И  это  не  удивительно, поскольку  материально-техническая  база  для  преподавания  агульского  языка  в  школах  отсутствует. Более  того  из-за  отсутствия  должного  внимания  со  стороны компетентных  органов пришлось  закрыть  агульское  отделение  в  ДГУ, где  пытались  подготовить  специалистов  по  этому  языку.    Складывается  ощущение, что  проект  с  агульской  письменностью  был  придуман  правительством  для  того, чтобы  пустить  пыль  глаза  этому  маленькому  народу.

 Агульские  населенные  пункты  стремительно  пустеют, а  сам  народ  на  грани  исчезновения. В  большинстве  селах  остались  по  20-25  хозяйств, а  в  районе  в  целом  проживают  всего  5  тысяч  человек. А  это  население  одного  среднестатистического  поселка. Остальные  предпочли  покинуть  места  своего  исконного  проживания. Понять  их  конечно  можно. Кому  охота  в  21  веке  пахать  первобытной  сохой  поле, топить  одну  единственную  буржуйку  в  доме  кизяком, спать  в  комнате, где  замерзает  вода  и  не  знать,  как  завтра  прокормить  свою семью.  Других  перспектив, к  сожалению,  у  агулов  в  Дагестане уже  не  остались.


Рецензии