Киев в марте 2022

 
       Сегодня я, наконец-то, выспался. Поэтому, когда открыл глаза, то почувствовал в теле свежесть, отчего по душе растеклось счастье. Появилась, какая-никакая, но энергия. А начавшийся день был хорош – солнечный и веселый!.. К тому же утро выдалось тихим...
       Казалось бы, что тут странного – безветренное и теплое утро в начале весны? К этому обстоятельству в придачу добавлялся тот факт, что на календаре сегодня обозначена суббота. Чего можно себе пожелать еще? Живи и радуйся!
       Я помотал головой, приходя в реальность нового дня, и с облегчением подумал:

       «Хорошо-то как... Похоже, дурной сон закончился... Или что это было?»

       И потянулся в сладкой истоме.
       Но тут же за окном грохнуло раз, затем второй и третий...

       «Восемь утра. Заработала ПВО…» - сделал я искушенный вывод.

       День не померк, но солнце уже не веселило. Я вернулся в мир войны.

       А в памяти прокрутились назад картинки прошедших дней. Вспомнил, как рано утром двадцать четвертого февраля вбежала в спальню жена и закричала:

      «Саша, вставай, война!.. Бомбили несколько городов, в Киеве тоже что-то взорвали!.. Сережа всех детей сейчас привезет к нам. Они собирают вещи…»

       Я трясу спросонья головой и не понимаю – это шутка?..
       За окном уже выстроились в очередь на выезд автомобили, загруженные под завязку сумками, чемоданами и людьми. Наш жилищный комплекс относительно молод и по возрасту существования, и по возрасту жителей. Большая часть из них это молодые люди, имеющие малолетних детей. Даже скажу больше: семьи с одним ребенком в общей массе населения комплекса составляли меньшинство.
       А что тут удивительного? Здесь проживали люди, имеющие неплохие заработки. Успешные менеджеры, врачи, дизайнеры, частные предприниматели, собственники пусть не крупного бизнеса, но достаточного по своим доходам, чтобы содержать семью, состоящую не только из трех человек.
       И теперь вся эта масса народу бросилась вывозить из города своих домочадцев, чтобы уберечь детскую психику пока только от грохота. Если уже сейчас дети плачут от грохота разрывов и просятся в бомбоубежище, то кто знает – что будет дальше?.. Да если бы еще это сооружение, которое носит громкое название бомбоубежище, по своему предназначению хотя бы отдаленно смахивало на безопасное место. Так, в сущности это обыкновенный подвал...

      Во второй половине дня старший сын привез своих троих наследников. В центре города уже звучала не раз сирена воздушной тревоги, а у нас на окраине было спокойнее: вой сирен сюда просто-напросто не долетал. Потому-то и было решено перебраться на ночь подальше от центра, чтобы всем вместе определиться, что делать дальше. Площадей для размещения было с избытком: и у нас хватало спальных мест, а еще пустовала квартира младшего сына, который со всем семейством неделю назад уехал в Карпаты.

      Они давно мечтали всласть накататься на лыжах и сноубордах в тихом и спокойном карпатском уголке, да чтобы без толчеи на подъемниках. Для совпадения таких условий конец февраля подходил как нельзя лучше.
       Потому-то они и рванули на железнодорожный вокзал, оставив в своей квартире на наше попечение кошку Марусю и цветы. Судя по последним перед войной отзывам из Карпат, все наши и примкнувшие к ним друзья, были счастливы и довольны. Теперь это все осталось в прошлой жизни, как безмятежное воспоминание.

       Позже я думал о том, как судьба распорядилась, отправив их накануне войны подальше от Киева... Да еще не на автомобиле, а погрузив всех пятерых в вагон в буквальном смысле за пять минут до отправления... Значит, так им было суждено свыше, если они фактически вскочили на подножку уходящего поезда.

       Вечером, устроившись по комнатам, мы сели ужинать. Настроение соответствовало ситуации: подло, как фашисты в сорок первом, нам засадили нож в спину. Мирная и благополучная жизнь закончилась. Все мы понимали, что никакая это не спецоперация, а настоящая война. Десант в Василькове, десант в Гостомеле, ракетные удары по многим городам...
       Хотя первые десанты были отбиты, мы еще не знали, что гордость авиастроителей Украины и кумир любителей авиации во всем мире, самолет Ан-225 «Мрія», уже был уничтожен...

       Разговор начал Сергей:

       - Я предлагаю завтра нам всем выбираться из Киева. Нам же есть куда уехать? Ведь не в чужой для нас город... Меня приглашает одноклассник, у него свободный дом. Да и вам есть, где разместиться. Давайте завтра погрузимся и небольшой колонной отправимся туда…

       Ответ у меня вызрел еще утром, когда за окнами нашей квартиры увидел ажиотаж и суматоху. Чуть позже до меня дошли новости о том, что дорога на выезд из Киева забита автомобилями во всех трех полосах, а главное, что движение очень медленное. Считай, что не движение, а сплошная тянучка, как это случается в Киеве в конце недели или перед длинными выходными. А тут тянучка не на одну сотню километров...
      И пусть нам действительно в удаленном от надвигающихся событий городе есть, где остановиться, причем, не ущемляя себя никакими неудобствами, решение было твердым:

       - Мы никуда не поедем. Не забывайте, что с нами живет бабушка, которой без малого девяносто лет, да вот еще и Маруся на нашей ответственности. Но и это не самое важное, их можно было бы и забрать. Просто мы решили остаться: здесь наш дом и наш город.

       Я был убедителен, поэтому на этих словах вечернее обсуждение закончилось, хотя, как показали последующие события, это не остановило сына от будущих уговоров покинуть дом и перебраться туда, где, как он рассчитывал, будет безопаснее.

       Разошлись мы поздно и забылись тяжелым сном.
       Он получился недолгим. В четыре двадцать утра война вернулась к нам в полной красе: удары, от которых жалобно дребезжали стекла и трепетали тела, следовали один за другим. Город отбивался от ракетного налета.       

        «Что происходит?.. Киев и падающие на него сверху ракеты... Как это можно принять?..»

       В голове ежесекундно вспыхивали вопросы, ответы на которые не хотелось даже искать.

       «Потом, позже... Обдумаю, и будут у меня ответы... Только кому их адресовать?.. Там же слушают только вой победобесия…»

       Но бабаханье не прекращалось. Кто может гарантировать, что и сюда, на окраину, не залетят «подарки» от поганого соседа?! Решили бежать в бомбоубежище.
       Из трех мальчиков на удары реагировал только самый младший. Его и попытались худо-бедно пристроить на каких-то досках, покрытых принесенным с собой покрывалом. Два старших внука в неприспособленном и холодном помещении долго не выдержали, выбрались наверх и занялись своим любимым делом: пасоваться и бить по мячу. Тем более что канонада стихла.
 
       - Нет, не нужно терять время: надо срочно собираться и выезжать, - решил Сергей, - Вы с нами?
       - Да нет же, решение принято, - сдержанно ответил я.

       Я понимал, что прекраснодушные желания родных нас уберечь были искренни, но моя уверенность, что дома нам будет лучше, держалась пока стойко. Это позже, когда начнутся тотальные уговоры и мольбы, появятся сомнения – правильно ли ты поступил? Это особая история – история борьбы за свою психику, сохранения спокойствия и веры в то, что лучшие времена наступят.

        А сейчас мы все занялись сбором в путь нашей молодой команды. Впрочем, вещи у них были собраны еще накануне. Сейчас нам оставалось только приготовить им в дорогу какой-то еды, напитков и добавить добрых напутствий. А когда перед самым отъездом два раза хлопнуло так, что мы даже присели от неожиданности, то процесс упаковывания сразу свернулся и наши дорогие и родные люди выехали...
       Мы не знали, как все у них сложится потом, сколько дней они проведут в другом городе и остановятся ли они там надолго. Сейчас важно было только выбраться из зоны обстрела и доехать до места...

       Фото из личного альбома.

       Продолжение следует. http://proza.ru/2022/04/18/994


Рецензии
"В небе белые ниточки инверсии
Сшивают полотно победобесия.
Лишь одно они сшить не могут,
Старую дружбу между народами"
Ван Ли-чжун, министр иностранных дел при дворе Фу Си.

Миру-мир, без воя сирен.

С поддержкой,

ЕС.

Евгений Садков   08.07.2023 18:00     Заявить о нарушении
Спасибо мудрому министру... Зрит в корень. С уважением.

Александр Алексеенко 2   08.07.2023 21:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.