ЛС70 Пушкин верил в привидения и призраки
Да не беда...
Пушкин верил в привидения и призраки = Но не земное я люблю
На эту тему меня натолкнули откровения пушкиниста Я.А. Гордина в его статье «Книга несчастных судеб» в сборнике «Семейные предания Пушкиных»:
<<<
Лев Павлищев (племянник А.С. Пушкина) предстает в своем дневнике неким «подпольным человеком», одним из главных ощущений которого было ощущение враждебности мира и своей беззащитности перед ней
***
И «злой магнетизм», и «вампиризм» в дневнике Павлищева отнюдь не случайны … Мы имеем дело с весьма существенной для понимания психологического облика Пушкина семейной традиции – склонности к суеверию и мистическим настроениям … с «дьявольской» анекдотической проницательностью …
***
Саркастически воспринимаемая пушкинистами статья М.О. Гершензона «Пушкин верил в привидения» , безусловно утрирующая ситуацию, в свет вышеозначенной семейной традиции (*), отнюдь не кажется пустой фантазией.
И вопрос о собственном отношении Пушкина к сюжету «Пиковой Дамы» выходит за пределы чистого литературоведения.
>>>
М.О Гершензон в «Мудрость Пушкина» :
« …Я формулирую имманентную философию Пушкина, и мое изложение так же относится к его поэзии, как географическая карта – к самой стране, как линейный план – к зданию, как механическая формула – к самой машине. Древнее знание живо в каждом из нас, оно сгустилось и затвердело на дне наших слов. Но мы не сознаем его, а Пушкин сознал в своем личном опыте. «
(*) кстати, фра, Ольга Пушкина (Павлищева по брошенному ею мужу) до конца дней своей проявленности неистово занималась хиромантией … а ею зараженный вирусом этой мантии сын Леля ходил на сеансы к Дашкову .. и потом был в долгой процессии депрессии, подозревая враждебный переполненный активированным злом мир в заговоре против него … племяша гения
О том, что Пушкин был мистом и активным деятелем семейной секты с традицией склонности к суевериям, мистическим настроениям и веры в призраки и привидения = мы потолкуем отдельно.
Ибо есть о чем:
в писаниях Пушкина трижды за разные годы встречается необычайное выражение «тайны гроба»:
- во второй песне «Онегина», 1823 г. – «И гроба тайны роковые»;
- в «Воспоминании» 1828 г. – «О тайнах счастия (или – вечности) и гроба»,
- в «Заклинании», 1830 г. – «Иль чтоб изведать тайны гроба».
Призраки и привидения стали у Пушкина подлинными героями его творений: = по памяти:
Руслан и Людмила
Бесы
Гробовщик
Пиковая Дама
Сон Татьяны в ЕО
Медный Всадник
Домик в Коломне
Буря мглою ...
Кто истый герой Пик Дамы? Призрак архетипа = Белой архетипичной женщины - старой графини. Привидение графини, подмигнувшей Герману из гроба. Призрак Пиковой Дамы, подмигнувшей Герману когда "он обдернулся"
(хотя он тут и ни причем = карту подменил призрак Белой Дамы... которая объяснила уже давно тронувшемуся Герману, что она не сама пришла = ее послали хтонические силы Царства Праматерей эпохи Хаоса)
***
Бонус в нос из пушкинопыточной:
1. Статью М.О. Гершензона «Пушкин верил в привидения» мне найти в сети не удалось!
2. Но есть статья по этой мист0тело-греечной теме: Смирнова Н.Н. М. О. Гершензон об имманентной философии и термодинамической психологии Пушкина. Метафора и неметафорический смысл.
3. Когда я с этими мыслями по теме «Пушкин = Мист« зашел в дурку (психо-интернат для своих ребят), то мой коришь (главврач тырната пожизненно и посмертно без права на УДО) молвил : а ты, серж, не хочешь тут у нас остаться … чисто профилактически = ты наш абс-но и без всякой диагностики и сдачи анализов
4. Если к вам забрел на огонек да на посошок да не Сашок, а призрак реальный Белой Дамы, или Весталки с нитью жития, или Русалки, что на ветви висит не съемная, или хотя бы Белый Старец из пушкинского Родрига = то собирайте, фра, тревожный важный сак вояж = Пора, фра, пора … в Никуда … Навсегда
***
Бону-с-2 = Но не земное я люблю
Входя в небесные селенья,
Печалилась душа моя,
Что средь земного треволненья
Вас оставлял надолго я...
По-прежнему вы сердцу милы;
Но не земное я люблю
И у престола высшей силы
За вас друзья мои, молю...
***
Все призрак, суета…
Все призрак, суета,
Все дрянь и гадость;
Стакан и красота —
Вот жизни радость.
Любовь и вино
Нам нужны равно;
Без них человек
Зевал бы весь век.
К ним лень еще прибавлю.
Лень с ими заодно;
Любовь я с нею славлю,
Она мне льет вино. 1819 г.
Свидетельство о публикации №222041300508