11. Орцхо Мальсагов. Шинель и штык сменяет на перо

                ГЛАВА П.2.
                ШИНЕЛЬ И ШТЫК СМЕНЯЕТ НА ПЕРО
                ГЛАВА П. 2. 1   
        ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБЩЕСТВО

С установлением Советской власти развернулись работы по изучению Чечни, Ингушетии, и её народов. По мнению З.К.Джамбулатовой (См.: Из истории научно-исследовательской работы в Чечено-Ингушетии /1920-1941 годы.  //Сборник статей ЧИНИИИЯЛ. Т.1Х. Грозный, 1964. – С.112-128 /, значительные работы проводились в Ингушетии в связи с тем, Владикавказ /Орджоникидзе/ как бывший центр Терской области имел кадры по гуманитарным наукам. /В.Б.Виноградов, И.Е.Лосев, А.А. Саламов. Чечено-Ингушетия в советской исторической науке. Труды ЧИНИИИЯЛ, Т.УШ, выа.1. Грозный, 1963. – С.15-32/.
У центральных и краевых научно-исследовательских учреждений возрос интерес к истории, этнографии и археологии кавказских народов. Это способствовало развитию научно-исследовательской работы на местах.
В 1924 году в Ингушетии создаётся Литературное общество, занимавшееся и вопросами краеведения. /Известия ИНИИ Краеведения. Владикавказ, 1928. – С.438/. 
Ингушский музей Краеведения был организован в 1924 году и первые годы тесно сотрудничал   с Осетинским музеем. За короткий промежуток времени научный музей Ингушетии проделал значительную работу, постоянно участвуя в экспедициях и культурно-просветительской деятельности. Музей оборудовал интересную и содержательную экспозицию, «представляющую огромную ценность, при малой изученности революционного движения на Северном Кавказе». /Цит.: «Новый Восток», 1925, № 1, с. 304/. 
Заведующий Ингушским отделом народного образования З,К. Мальсаговым было учреждено было Ингушское Литературное общество.
За короткое время оно пробудило среди широких масс населения интерес к родной письменности – около 20 п.л., записей ингушского словесного творчества произведено сельчанами. Литературное общество составило словарь ингушского языка, включающий до 3 тысяч слов, выполнило ряд работ по переводу и изданию школьной и научно=популярной литературы.
Ингушский научно-исследовательский институт Краеведения готовился при следующих обстоятельствах.
На заседание Малого Совнаркома от 16 ноября 1926 года постановили организовать Северо=Кавказский Горский научно-исследовательский институт Краеведения в Ростове-на-Дону с принятием его на госбюджет путём перевода ему госкредитов б. Северо=Кавказского института Краеведения.
Так как Северо=Осетинская Автономная область к этому времени имела уже свой научно=исследовательский орган, то неизбежно должен был встать вопрос об утверждении Ингушского института Краеведения.
Вопрос этот на заседании Малого Совнаркома 16 ноября не рассматривался, так как новый институт мог быть открыт только при условии содержания его на местных средствах.
11 ноября 1926 года состоялось совещание Учёно=Консультационной комиссии Главнауки по вопросу об организации Ингушского научно=исследовательского института Краеведения. (Известия Инг.НИИ Краеведения. Владикавказ, 1928. – 439.)
Совещание поручило А.В.Сигалю и У.Алиеву переговорить с председателем исполкома Совета Инг.Автономной области А.И.Горчхановым о принятии Ингушского института на госбюджет.
Кроме того, постановлено было поручить У.Алиеву, О.С.Ахриеву Г.А. Дзагурову институту представить план работ, положение и штаты Ингуше-Осетинского музея (б.Государственного Владикавказского) и Ингушского института Краеведения на утверждение Главнауки.
До представления плана, положения и штата совещание решило образовать временное правление Ингуше=Осетинского музея в составе: Г.А.Дзагурова и члена правления Г.К.Мартиросиана и представителя ингушского Литературного общества. (Имя и фамилию не обозначили, но речь идет о О.Мальсагове. – Со слов Ахмета Орцхоевича Мальсагова.).
4 декабря 1926 года на базе бывшего Северо=Кавказского института краеведения и реорганизованного Ингушского Литературного общества решением Наркомпроса РСФСР был создан Ингушский научно-исследовательский институт Краеведения. /ЦГА ЧИАССР, ф.310, оп.1, ед. хр.2, л.35/.
Директором института и музея был утверждён О.С.Ахриев – заведующий Ингушским областным отделом народного образования, Г.К.Мартиросиан – заместитель директора, Л.П.Семёнов – учёный секретарь; проф. В.Ф.Раздорский, Л.Б.Беме, А.К.Вильямс, Х.Б.Ахриев, почётный член института – академик М.Я.Марр. Члены корреспонденты: И.Н.Бороздин (Москва), проф. С.П.Гатуев (Ленинград), Б.К.Далгат (Махачкала), проф. А.А.Захаров (Москва), А.Н.Кириченко (Ленинград).
Актив института состоял из З.К.Мальсагова, Т.Д.Бекова, А.-Г.Гойгова, Л.Ахриева, М.Я.Немировского, В.А.Васильева, А.В.Аушева, О.А.Мальсагова, М.Ф.Аушева, Ф.К.Мальсаговой, Д.Д.Мальсагова, С.Альдиева и других.  (См.: Из истории научно-исследовательской работы в Чечено-Ингушетии /1920-1941 годы.  //Сборник статей ЧИНИИИЯЛ. Т.1Х. Грозный, 1964. – С.112-128 /.
Составитель и ответственный редактор Б.М.-Г.Харсиев в статье «Из истории Инг НИИ ГН им Ч.Ахриева», посвященную 85-летию Ингушскому НИИ, описывая весь состав, запамятовал упомянуть имя Орцхо Артагановича Мальсагова непонятно по каким причинам. /См.: 85 лет ИНИ ГН им. Ч.Ахриева.Назрань, 2011. – С.7/.
Вокруг Научно-исследовательского института проходила концентрация немногочисленных научных сил. Его организация рассматривалась как важнейший шаг «в области выявления разработки элементов национальной культуры». /85-лет ИНИ ГН. – С.9/.
Ингушский НИИ готовил кадры для молодой республики, создавал музеи и библиотеки, издавал труды по истории ингушей. Общеобразовательные учреждения Ингушетии, находившиеся во Владикавказе, стали настоящей кузницей кадров для научно-образовательного развития ингушского народа. (85-лет. – С.9).
Первая конференция членов Литературного общества состоялась в 1927 году. Конференция избрала правление, ревизионную комиссию и наметила план дальнейшей деятельности Общества.
11 декабря 1926 года рассматривался вопрос об организации экспедиций по Ингушской автономной области летом 1927 года.
Коллегия высказалась за снаряжение экспедиций: под руководством проф. В.Ф.Раздорского по ботанике – в район селения Салги, Л.Б.Беме – по зоологии и Г.К.Мартиросиана по экономике – в Джераховском ущелье. Кроме того, коллегия выразила пожелание об издании научных работ сотрудников института и о командировках в центр и по Краю.
Материальное положение института и служащих его в течение первых нескольких месяцев было неопределённым: сотруднки не получали жалованья, учреждение не имело твёрдого, определённого финансового фундамента.
24 и 27 декабря на заседании Совета института была рассмотрена смета и утверждена, средства распределили на экспедиции, издательство и командировки. Был разработан Г.К Мартосианом и ЛюП.Семёновым и выслан на утверждение Главнауки.
14 февраля Совет института принял календарный план работ Ингика на 1927 год.
 Уже на первых порах своего существования Ингушский НИИ провёл ряд научных экспедиций с целью изучения Ингушетии в естественно-историческом, экономическом, этнографическом отношениях. Одна из них была проведена в 1927 -1928 годах в Джераховский и Мецхальский районы. В ней принимали участие научные сотрудники Л.П.Семёнов /археолог-этнограф/, И.П.Щеблыкин /архитектор/, З.К.Мальсагов – лингвист, Х.Б.Ахриев – художник, член Президиума Всесоюзной научной ассоциации востоковедения профессор И.Н.Бороздин. Исследованию были подвергнуты горные аулы Джераховского и Мецхальского общества: Мецхал, Морч, Лежг, Фуртоуг, Эрзи и др. /З.К.Дж. – С.116/.
Комплексный характер экспедиции позволил разнообразить исследовательскую работу. Летом совершались научные экспедиции для естественно-исторического, экономического и этнолого-археологического обследования Ингушской автономной области.
С каждым годом работы экспедиции углублялись. Круг научных сотрудников, принимавших участие в полевых изысканиях, увеличивался. В экспедициях 1928 – 1929 годов участвовали Л.Б.Беме /зоолог/, Г.К.Мартиросиан / экономист/, профессор Г.Д.Потапов /зоотехник/, В.Ф.Раздорский /ботаник/, молодой студент МГУ археолог Е.И.Крупнов.
В состав этнолого-археологической экспедиции вошли: З.К.Мальсагов(лингвист)., Л.П.Семёнов (археолог), И.П.Щеблыкин (художник=этнограф).
Этнографическое обследование заключалось в наблюдении над изменениями быта горных ингушей под влиянием переустройства жизни страны на новых началах, а также в изучении материальной культуры: жилище (сакли, башни), общая структура селений, предметы домашнего обихода, одежда, кустарные изделия, музыкальные инструменты и пр.
Археологическое обследование состояло в внешнем и внутреннем осмотре памятников старины (башен, замков, святилищ, надземных и полуподземных склепов, пещерных погребений, подземных погребений) и в разведочных раскопках в селениях Фуртоуг, Памят. Вскоре все 6 могил оказались женскими. В инвентаре преобладала брошь, браслеты, кольца, пуговицы, небольшие пряжки и пр.), но встречаются и железные изделия (ножи, круглые пряжки), бусы (из стекла бусы), остатки дерева (на рукояти ножа, обломок сосуда), остатки от одежды. (Цит.: Известия Ингушского НИИ Краеведения. Владикавказ, 1928. – С.441).
Работа в лингвистике выразилась в сборе 250 словарных единиц, а в растительной части уже выпавших из языкового обихода плоскостных жителей и представляющих большой интерес, как с точки зрения звукового и формального состава, так и со стороны тех поправок, которые они вносят в топографию диалектических характеристик нахских наречий.
Выдающийся интерес представляют, кроме того, свыше 60 названий – Джераховской и Мецхальской топонимики.
Ритуал языческих молений на Мятлоаме (Столовой горе) З.К.Мальсагову удалось записать со слов непосредственного участника их – стар ика 80 лет, исполнявшего при этих обрядах обязанности помощника жреца. Записаны: полностью молитва, с которой жрец обращался к божеству Сели, а также технические термины языческого культа.
Записям генеалогии горских родов придавалось важное значение, как одному из немногих источников для восстановления прошедшей жизни нахского народа.
В Ингушский научный музей доставлено 16 предметов женско-хозяйственного характера (соха, маслобойка), ткацкий станок со всеми его частями и пр.
Сохранилось фото научной экспедиции в горах Ингушетии. Слева направо: на переднем плане полулежат О.А.Мальсагов, неизвестный мальчик, И.П.Щеблыкин, Л.П.Семёнов; на заднем плане Е.И.Крупнов и М.М.Базоркин. 1928. 
Начиная с 15 мая 1925 года после побега старшего брата Созерко с Соловецкого лагеря, на Орцхо был наложено вето /запрет/. Его произведения не издавали, не печатали, и даже фото не выкладывали. Это же самое произошло и в данном случае. Имя Орцхо Мальсагова не упоминается об участии в экспедиции, фото является подтверждением того, что Орцхо Артаганович принимал участие в экспедиции.
Развернувшаяся научно-исследовательская работа в Ингушетии ставила на повестку дня подготовку квалифицированных кадров. Активы, созданные при институте, не могли полностью удовлетворить потребность в специалистах.  Горский педагогический институт осуществлял подготовку национальных кадров.
При Ингушском научно-исследовательском институте была с 1931 года учреждена трёхгодичная аспирантура, где учёный секретарь института Дошлуко Дохович Мальсагов заведовал аспирантской подготовкой.
Орцхо в числе первых является аспирантом Ингушского НИИ по кафедре литература.
В течение первых трёх лет своего существования аспирантура подготовила молодых специалистов из коренной национальности – Х.М.Куркиеву, Н.Ч.Ахриеву, М.Х.Кодзоеву, М.Ф.Аушева и др.
В научной деятельности появилось большое число женщин-горянок.
Будучи аспирантом 2 курса СКПИ по кафедре литературы                Орцхо Артаганович издаёт «Библиографический справочник по ингушской художественной литературе». /Наследие Таргима. Книга П. Нальчик, 2008. – С.112-132/.   
Под влиянием пролетарских писателей перестраиваются колеблющиеся. Переходит на пролетарские позиции один из виднейших ингушских писателей старшего поколения - Тембот Беков. Выделяется группа критиков – Хаджи-Бекир Муталиев, М.Ф.Аушев, А.М.Шадиев, Х.Д.Осмиев, Заурбек и Орцхо Мальсаговы.
У истоков ингушской советской литературы стоят имена выдающихся деятелей и просветителей 3аурбека Куразовича Мальсагова /3 июня 1894 г.- 14 мая 1935 г./ Тембота Дордагановича Бекова /27 декабря 1873 г. - 10 февраля 1938 (по другим данным — 1939 г./ Абдул- Гамида Гойгова 2.02.1904 г. -  ???
Так, в конце 20-х годов он был избран членом правления Ингушского литературного общества, а затем и Ингушской ассоциации пролетарских писателей. В стихах он призывал ещё сильнее любить жизнь, добиваться её совершенства, крепить мир и братство между народами.
Вся их жизнь без остатка была посвящена народу, его процветанию и просвещению. В памяти благодарных потомков они навсегда останутся великими просветителями и большими людьми. Наследия, оставленные этими замечательными и писателями, поэтами, учителями, педагогами поистине неисчерпаемы. Высказывание А.С. Макаренко «У человека должна быть единственная специальность - он должен быть большим человеком, настоящим человеком». Нужно сказать, что все они в полном объёме овладели этой специальностью, и всеми силами помогали овладеть ею другим.
Это один из первых ингушских коммунистов, соратник Г. К. Орджоникидзе и А. Шерипова, участник гражданской войны на Северном Кавказе и видный советский деятель.
По окончанию гражданской войны на Северном Кавказе Орцхо Мальсагов принял самое активное участие в культурном и хозяйственном строительстве «новой жизни» на Северном Кавказе в целом и в Ингушетии, в частности. Педагог, оригинальный автор, литературный критик, организатор народного образования… 
М Горький, говоря о принципиально новом явлении в молодой советской литературе, отмечал о приходе в неё из народной гущи бывалых людей, несущих свой острый и своеобразный взгляд на действительность.
 С 1920 по 1924 годы Орцхо работает управляющим отделом Северокавказского потребительского общества.
Своим интеллектуальным и духовным превосходством О.Мальсагов юридически сумел изменить и свою собственную зэковскую судьбу. Прошения, обращения, жалобы его лично и   Казбулата пробили железобетон тоталитарной судебно-исполнительной и политической системы. 60-летний старик, измученный туберкулёзом, не сломленный духом, через пять лет заключения в Тайшетском лагере был полностью реабилитирован в 1955 году». /Мальсагов О.А.Избранное. – Нальчик, «Эль-фа», 1998. - С. 323 - 325/.
Последующее его служение в мирное время на благо своего народа после окончания пединститутом учёбы, доказано, что он «пером владеет не хуже, чем штыком». /Мадина Мальсагова. Братья Мальсаговы. Жизнь во славу царя, Отечества и своего народа…Нальчик, 1997. - с. 179/.
Основным печатным органом 20-х годов явилась газета «Сердало». В ней стали появляться стишки, высмеивающие разные недостатки /разделы «Ингокрокодил», «Раешник»/.
В газете стали появляться стихотворения анонимных авторов на русском языке. Позиции авторской поэзии на ингушском языке начинали только складываться. Как объяснял старейший поэт С.Озиев, в те года молодёжь стеснялась публиковать свои поэтические пробы. Но длилось такое положение недолго. Сначала 1928 года в «Сердало» стали регулярно публиковаться «литературные страницы», в которых активно выступали и начинающие поэты. По поводу их публикаций первый литературный критик О. Мальсагов отмечал: "Мы видим стихи, написанные на родном языке, мы видим, что наш язык музыкален, ритмичен при соответствующем сочетании слов. Мы видим, что в нашем языке блестяще можно подобрать как смежные, так и перекрестные рифмы. Как видно, автор не выражает восхищение первыми пробами письменной поэзии, но с восхищением отмечает потенциальные возможности родного языка стихотворстве. И действительно, среди первых проб встречались в художественном отношении слабые стихи, которые, скорее, похожи на прозаические лозунги с некоторой поэтической окраской. Но такое положение было временным и не имело массового характера. В скором времени профессиональная поэзия сразу же заняла свои лидирующие позиции в лице первых поэтов Тембота Бекова, Салмана Озиева, Ахмета Озиева, Хаджи-Бекира Муталиева. Их стихи и различались по математике, по своеобразию видения мира». /О.А.Мальсагов. Библиографический справочник по ингушской художественной литературе. /……….. История народа. Коллективная монография. /Ответ. ред.Н.Д. Кодзоев. - 4 изд. Ростов-на-Дону. Южный издательский дом, 2013. - 462/.

                БЕРД АРСЛАНБЕКОВИЧ КОТИЕВ
Вновь свела Орцхо Мальсагова со старшим братом кадетов Котиевых Умалат-Беком /12.01.1900 г./ и Селимом /4.06.1902/, Бердом. Орцхо был очень дружен с Мальсаговскими племянниками. Два брата поступили в Воронежский /Михайловский/ кадетский корпус позже Орцхо. Умалат-Бек поступил на три года позже Орцхо, в 1911 году, а Селим - младший из братьев, - в 1914 году. Первые месяцы Селиму было тяжело, сказывалось плохое зрение, носил очки, был близоруким. Авторитетом для всех был Созерко, который выпустился из кадетского корпуса в 1912 году.
В семье Котиева Арслан-бека 4 сыновей: Берд, рождения 23 02.1896 года, Умалат-Бек, рождения 12.01.1900, Селим – 4.06.1902 года, Султан-Межид – 16.01.1907 года. Послужной список подписан временно командующим полком подполковником Мальсаговым. Этот полк стоял в Темир-Хан-Шуре.
Сын Умалат-Бек был зачислен в кадетский корпус с 16 августа 1911 года. К сожалению, полного курса он не окончил, по причине расформирования корпуса ... документ, выданный Умалат-Беку Арсланбековичу Котиеву, подтверждает, что он прошёл полный курс 6 класса и может пользоваться служебным преимуществом. Данная бумага шла за подписью директора гимназии Белогорского и инспектора классов Ленёва от 17 августа 1918 года.
 Свидетельство не было вручено. В деле сохранились оценочные ведомости, характеристика, поощрения, взыскания Умалат-Бека.
Старший брат Берд Котиев имел самое непосредственное отношение и к рождению ингушской газеты «Сердало». В редколлегию газеты вошли Мальсагов Заурбек - редактор, Гойгов Абдул-Гамид и Котиев Берд.
По мнению Бюро Ингушской автономной области, газета должна быть популярной и обслуживать крестьянское население. Было решено издавать «Сердало» еженедельно как орган организационного бюро и ревкома на ингушском и русском языках.
 «1 мая 1923 года вышел на родном языке первый номер газеты «Сердало» («Свет») - орган Ингушского окружного комитета РКП(б) и Ингушского окрисполкома. Газета издавалась во Владикавказе, вначале небольшим тиражом, в 500 экземпляров». /См.: А.И. Станько «Публицистика Дона и Северного Кавказа», Ростов-на-Дону, 1979 г./.
«Сегодня вышел первый номер нашей родной газеты на ингушском языке. Так будем же ценить значение этого дня. Теперь перед нами лежит светлый путь, путь разума. Необъяснимо велика в этом деле роль газеты, выходящей на родном языке. Изучайте нашу письменность, читайте нашу газету!» Трудовая Ингушетия /Газ. «Сердало», 1 мая 1923 г./.
Первые публикации его в периодической печати появились в 1923 г. в газете «Горская правда», в журналах: «Горская кооперация» (1924 г.), «Кино и жизнь» (1930 г.).
Мне хочется вспомнить некоторые этапы в развитии нашей культуры, рассказать молодёжи, с чего начинался наш сегодняшний день, какие были первые шаги по пути прогресса.
Богатое устное творчество, великолепная архитектура башен, украшения и орнамент на жилищах и предметах домашнего обихода – всё говорило о богатстве духовной культуры ингушского народа. Но в обстановке экономического гнёта в период колонизаторской политики россии о культурном возрождении народа не могло быть и речи. Народ погибал в нищете, в темноте и невежестве.
Вот почему ингуши всем сердцем восприняли идеи большевизма, грудью встали на защиту Октября. С победой пролетарской революции всё изменилось. Молодой советской власти трудового народа понадобилось всего лишь два года, чтобы свершить невиданный в истории горцев скачок в развитии национальной культуры. 1 мая 1923 года народ получил из рук партии свою национальную газету на родном языке с символичным названием «Сердало», то есть «Свет». Это было великое торжество национальной политики – поистине свет, открывающийся взору народа.
Кто же непосредственно работал над претворением в жизни этого огромного для нас культурного мероприятия? Это был коммунист Заурбек Куразович Мальсагов. Он создал первый ингушский алфавит на латинской основе, он был назначен первым редактором газеты «Сердало», он в том же 1923 году написал первый букварь для взрослых. «Наьна мотт» / «Родной язык» он сам преподавал по нему учителям». /Идрис Базоркин. «Несущая свет».  //Газ. «Грозненский рабочий» от 5 мая 1963 г., № 105/.
По составлению алфавита работала целая группа учёных, знатоков ингушского языка. Это Тембот Беков, Салман Озиев, Орцхо Мальсагов, Дошлуко Мальсагов, Цокиев Мурцал, Аюп Бузуртанов, Берд Котиев и многие другие.  «В 1927 году в «Сердало» выпустили литературную страничку. Это было первым коллективным выступлением наших писателей, объединённых тогда в литературную ассоциацию.
С этой и последующей литературной страниц начали свою активную литературную жизнь многие современные ингушские писатели. На страницах «Сердало» печатались З.Мальсагов, Тембот Беков, Салман и Ахмет Озиевы, А.-Х.С. Гойгов, Хамзат Осмиев, Багаудин Зязиков, Дошлуко и Орцхо Мальсаговы, Хажбикар Муталиев и многие другие. У истоков ингушской советской литературы перед именами 3. К. Мальсагова и Т. Д. Бекова стоит имя писателя А.-Г. С. Гойгова. Это один из первых ингушских коммунистов, соратник Г. К. Орджоникидзе и А. Шерипова, участник гражданской войны на Северном Кавказе и видный советский деятель.

В том же в 1928 году в «Сердало» появилась и первая критическая статья Орцхо Мальсагова «Молодые побеги», которая говорила об успехах зарождающейся литературы». /Идрис Базоркин. «Несущая свет».  //Газ. «Грозненский рабочий» от 5 мая 1963 г., № 105/ /См.: Идрис Базоркин. СС в 6 т. Т.5. Очерки. Статьи, выступления. Магас, 2002. – С.1262-163/.

В 1924 году Берд Котиев становится представителем Ингушской Автономной области при Президиуме ВЦИКа. Его деятельность на этом ответственном посту продолжается вплоть до 1928 года. К этому периоду относится письмо Б. Котиева в Президиум ВЦИКа, датированное 29 октября 1927 года, с просьбой отметить жителей ингушских селений Сурхохи и Экажево. «Селения Сурхохи и Экажево, - писал он, - в 1919 г. во время господства Деникина на Юге России подняли вооружённое восстание против добровольческой армии и отвлекли на подавление такового с белого фронта до 15000 войск. Восстание сорвало мобилизацию частей добровольческой армии в Ингушетии, хотя и закончилось полным разгромом означенных селений, понёсших также крупные потери людьми...» После этого ходатайства, 4 ноября 1927 года, жителям героических селений Ингушетии была направлена Благодарственная грамота ВЦИКа.
В 1928 году множество ингушей были представлены к награде - ордену Красного Знамени. Орцхо Мальсагов был в этом списке, Хизир Орцханов и другие.
Берд Котиев явился видным деятелем киноискусства Советского Союза. Принимал активное участие в развитии киноиндустрии СССР, стоял у истоков создания звуковых фильмов и организации их проката, член правления «Восток кино» СССР (1928).
1937 году Берснаком Газиковым найдены отрывки из рецензии А.  Мартиросова на рукопись книги Берда Арсланбековича Котиева «Через две войны» (в девятнадцать авторских листов, т. е. почти 500 страниц), подтверждающие незаурядные литературные способности Берда Котиева.
«Ингушский роман как жанр, возможно, начал свой путь не в 60-е годы, а на тридцать лет раньше, - пишет по этому поводу в своей исследовательской работе «Ингушская Атлантида: Шамиль Ахушков» Марьям Яндиева. - Судя по рецензии (вернее, её отрывкам), роман Котиева представлял собой типичный образчик соцреалистического эпопейного текста (в плане образа главного героя и исторического движения горцев-бедняков из пресловутой «тьмы веков» к не менее, а даже более пресловутой «заре коммунизма») с несомненно интересными и оригинальными в своей ингушской фактуре этнографическими зарисовками горской жизни во всех её перипетиях в апокалиптическую эпоху начала XX века».
О гибели Б.А. Котиева в застенках НКВД нет опубликованных данных. Но в тот период Берд Котиев принимает активное участие для восстановления республики.

С уважением Айшат Мальсагова,
Орцхо Ахметович Мальсагов.

             


Рецензии