РПК в Йемене. Докование в Сомали

Продолжение. Начало - http://proza.ru/2022/04/09/764
 
Первый день после отъезда на Родину экипажа «Полёта» начался с глупейшего несчастного случая. Пришвартовалась к борту баржа с пресной водой, и ответственный за операцию приёмки воды боцман решил зачем-то спуститься на неё. Наверное, показания водомера снять, или шланги проверить. Но спускаясь по штормтрапу,  спрыгнул на палубу «водолея» спиной вперёд, и приземлился очень неудачно, получив сложный перелом лодыжки – веса в нём было больше ста килограммов.

Посовещавшись со старпомом и отругав, как следует пострадавшего, капитан решил несчастный случай не регистрировать, а боцману, которому наложили гипс, дать возможность отлежаться. Так неудачно начались наши трудовые будни.
 
Основные силы машинной команды были брошены на приведение в нормальное состояние  всех вспомогательных двигателей, (они же – дизель-генераторы).

Рефгруппа занялась самой неприятной и трудоёмкой работой – очисткой трубок огромных аммиачных конденсаторов, электрики  перебирали двигатели и чистили электрощиты.

Спустя полмесяца интенсивной работы три дизель-генератора из четырёх были отремонтированы и обкатаны под нагрузкой. Приближалась дата выхода в море для перехода в сомалийский порт Берберу для постановки судна в плавдок. Поэтому капитан выдал нам валюту за месяц работы и разрешил  увольнение на берег.  Экипаж поделили на две части, чтобы и работа не страдала, и безопасность судна была обеспечена. Я с тремя мотористами попал в первую группу.

Выехали на «ланче» с утра, по холодку. Город был ещё пустынный, и идти по нему было приятно. Возле самого порта нам встретилась хорошо сохранившаяся уменьшенная копия знаменитого Биг-Бена – огромной часовой башни, одной из достопримечательностей Лондона. В Йемене называется Литл Бен или арабский Бен.

Капитан ещё на судне сказал, что Аден состоит из трёх районов, более европейского Стиммера, примыкающего к порту, старого, даже древнего города, Кратера, построенного много веков назад в кратере потухшего вулкана и Маалы -- довольно длинной и скучной улицы, соединяющей их.
 
На первый раз мы ограничились осмотром  Стиммера, или, Ат-Тувахи, так этот район называется по-арабски. В нём мы обнаружили две англиканские церкви, построенные британцами в девятнадцатом веке, святого Антония и святого Франциска Ассизского и два очень приличных отеля с барами и кондиционированным воздухом внутри. К обеду стало жарко и вкусное холодное пиво марки "Tiger" пришлось кстати, тем более, что  предусмотрительный Пантелеевич захватил с судна горстку сушёных шеек лангустов, которые ему оставил приятель из основного экипажа.

Вернулись мы на судно усталые, но довольные. Выход в город всегда радость, и все моряки возможность развеяться, пройтись по берегу, очень ценят.

В море тоже вышли с удовольствием, соскучились по ветру и легко качающейся палубе под ногами. Идти было всего ничего – сто шестьдесят морских миль, двадцать часов неспешного хода обросшего ракушками «Полёта».
 
Док, в который нам предстояло становиться для осмотра и ремонта подводной части корпуса, был собственностью  военно-морских сил Советского Союза и постоянно стоял на якоре на рейде сомалийской Берберы. В него помещалось два судна размером нашего «Полёта», и в док нас завели вместе с большим противолодочным кораблём.

Чистили корпус силами экипажа, поэтому попросили докмейстер поднимать док медленно, с перерывами по времени. На воду спустили единственную на траулере рабочую шлюпку и самодельный плот , а моряки, человек пятнадцать, вооружились шкрябками на длинных ручках и металлическими щётками. Поднимались полдня, зато корпус начерно сумели почистить быстро. Мокрые ракушки счищались легко.

С утра продолжились работы по подготовке к покраске корпуса, но уже с подвесных беседок, а это намного опаснее и сложнее. Мотористы же взялись за разборку и очистку труб морской воды. Обрастание невиданное, ладонь между ракушками не проходят! Впрочем, в Адене на любом пароходе так, удивляются только новички.

С дейдвудом управились вдвоём с Володей Силенко за день. Зато с более доступным сальником баллера руля  неожиданно возникли сложности. Грани гаек, зажимающих грундбуксу сальника, оказались «зализанными», гайки потеряли свою шестигранную форму, и открутить их судовыми гаечными ключами не удавалось. Провозившись вдвоём с Володей в душном отсеке целый день, я решил поискать необходимый инструмент у военных моряков, стоявших рядом. Не особенно надеялся найти, но это был последний шанс. И мне неожиданно невероятно повезло. Комбинированный ключ рожок-звёздочку на тридцать шесть миллиметров из воронёной стали я готов был целовать и прижимать к сердцу! Хороший инструмент – половина работы! Дело пошло!

Работали мы все в доке, как черти в аду, но как же мы отдыхали! По вечерам ныряли со стапель-палубы и подолгу плавали в тридцатиградусной воде, выбирались из неё и ныряли сразу же снова. Подолгу валялись на металлической палубе, подставляли спины под струю ещё более тёплой воды, выливающейся на нас с пятиметровой высоты после охлаждения кондиционера. Соорудили деревянный трамплин и ныряли с него... Здесь равных не было Володе Кауту, который когда-то занимался акробатикой. Бесподобный отдых, но и это не всё.

Штурмана наши, неся вахту на мостике, обнаружили невдалеке песчаный остров, исчезающий ночью и появляющийся из воды днём, во время океанского отлива. Поехали на него на шлюпке после обеда на разведку, и остров нам так понравился, что стали проводить там каждый обеденный перерыв. Играли в футбол, загорали, плавали, собирали ракушки, резвились, как дети.

С дока сошли удачно, ни одно соединение не потекло, все многочисленные вскрывавшиеся клапана и трубы были собраны на совесть. На обратном пути в Аден шли уже полным ходом, а через несколько дней, ещё до прилёта основного экипажа, к нам пришвартовался СРТМ «Фомальхаут».

• Краткая историческая справка:

 Йемен – государство древнее, появилось оно, по преданию,  ещё во времена Авеля и Каина, но от древности ничего в нём не сохранилось. Долгие годы страна принадлежала Османской империи, а в девятнадцатом веке Аден попал в колониальную зависимость к англичанам. Ещё бы, ведь к тому времени был прорыт Суэцкий канал, и значение порта, стоящего на выходе из Красного моря в океан, выросло многократно!

Северное Королевство Йемен со столицей в Сане получило независимость в 1918 году,  а в 1962 стало республикой.  Что касается Южного Йемена, Великобритания ушла из него только в 1967 году, да и то лишь потому, что Суэцкий канал надолго закрыли из-за арабо-израильской войны.

Страна попала под влияние СССР и получила название НДРЙ – народно-демократической республикой Йемен. С тех пор Аден стал чуть ли не самым «русским» городом Ближнего Востока. В нём проживало одновременно несколько тысяч советских военных и гражданских специалистов со своими семьями, в том числе военные моряки, рыбаки и строители рыбного порта.

Вообще-то, в Адене в 1977 я был не впервые, заходил в порт на «Салавате» ещё четвёртым механиком семь лет раньше, но в городе провел только пару часов и ничего не запомнил. Зато впоследствии...

Трижды меня посылали в Йемен в РПК вторым механиком, на двух судах я работал в Аденском заливе стармехом, но о кровавых событиях 1986 года не знал, никто из моих знакомых мне этого не рассказывал.

И узнал о них только из книг питерского журналиста и писателя, Андрея Константинова «Палестинец» и  «Журналист». Роман очень удачно экранизирован, четырёхсерийный сериал называется «Русский перевод», а роль военного переводчика Обнорского-(Константинова) в нём сыграл Никита Зверев. Посмотрите, а ещё лучше прочтите книгу, не пожалеете.
 



Продолжение следует -


Рецензии
Спасибо. Мой друг работал в Африке. Он говорит в бывших британских колониях порядок. В бывших французских - бардак. А у вас есть какие-нибудь обобщения на сей счет? )

Борис Савич   18.04.2022 19:18     Заявить о нарушении
Пожалуй, нет, Борис! Сложно это все. Тут надо учитывать и время "на дворе" , конкретные колонии и конкретные монополии. Единственное наблюдение: мне кажется, что испанцы и португальцы более лояльно относились к местному населению и поощряли смешанные браки. У англичан такие создавались редко.

Михаил Бортников   18.04.2022 20:04   Заявить о нарушении
Спасибо

Борис Савич   18.04.2022 20:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.