Картину Италия Исаак Бродский написал во время пут

Картины «Сказка» и «Италия» Исаак Бродский написал в 1911 году на острове Капри. За два года до этого на пароходе, следовавшем на остров, он познакомился с писателем Максимом Горьким, который пригласил его в гости. И художник приехал. Названные картины стали итогом этой творческой поездки художника.

Картина «Италия» находится в запасниках Третьяковской галереи, однако она хорошо знакома публике. Её выставляют, когда хотят показать российский модерн.

В этой работе соединились многоцветие и декоративность со столь характерным для искусства модерна интересом к художественным традициям прошедших эпох. Искусствоведы единодушны в своём мнении: чувство восхищения щедростью южного края превратило произведение в гимн средиземноморской природе. А цветовая гамма лёгкой, почти невесомой живописи по стилю написания очень напоминает средневековые гобелены…

Италия кисти Бродского
Зритель видит маленькую площадку во дворике дома, приспособленную под рынок. В доверху заполненных корзинах много роскошных фруктов, которыми славится Италия: виноград, персики, груши… Фрукты и в корзине на стене, и свисают праздничной гирляндой с веревки, натянутой между домом и деревом.

Местные торговки, одетые просто, но достаточно ярко, весело предлагают свой товар покупательнице с ребёнком. Скорее всего, женщина покупает продукты впрок, потому что живёт где-то не в этом городке, возможно в горах. Поэтому ослик, что стоит рядом, уже сильно нагружен.

Закупив необходимое, покупательница с интересом рассматривает цветные бусы, которые явно расхваливают продавцы, выуживая их из корзин, образующих первый ряд товаров на этом импровизированном рынке. Все улыбаются, радуясь жизни.

Надо сказать, Исаак Бродский старательно выписал все детали. На заднем плане зритель может рассмотреть очертания домов с крышами кирпичного цвета, почти невесомые горы и голубое итальянское небо. Мастер сумел сделать невероятное — передал атмосферу обычного итальянского дня.

До Исаака Бродского многие писали эту солнечную страну. У Сильверста Щедрина, например, есть прекрасные пейзажи, у Казимира Малевича — это абстракции, а Пимен Орлов отдавал предпочтение жанровым сценам, приводившим публику в восторг… Но только у Бродского получилось представить Италию такой, какая она есть в действительности. Он собрал на одном полотне всё, что может хоть как-то её охарактеризовать.

Европейский модерн
В 1909 году на деньги Академии художеств Исаак Израилевич отправился в поездку по программе пенсионерства. Ему удалось посетить Германию, Францию, Испанию и Италию. Именно тогда он познакомился на теплоходе, следовавшем на остров Капри, с писателем Максимом Горьким. Они подружились, переписывались. А в 1911 уже на собственные средства художник вернулся на виллу Горькова на Капри. Там он написал портрет писателя. Потом, кстати, он делал это ещё несколько раз, только за основу уже брал фотографии Алексея Максимовича.

Художник долго искал свой стиль, что-то подсматривал у западных коллег.  Кстати, нравились ему далеко не все современные ему живописцы… Он восхищался Эженом Делакруа, Гюставом Курбе, Эдгаром Дега, Камилем Писсарро и другими. А вот работы Матисса и Пикассо произвели на него, по его же словам, «отвратительное впечатление».

В итоге исканий он нашёл свой стиль, который стали называть «европейским модерном». Исаак Бродский охотно участвует в выставках «передвижников» и «Мира искусства», также в 1917 году и позже, в 1920 годы, — в выставках в Академии художеств. Неоднократно он экспонировал свои работы на выставках «Товарищества южнорусских художников», «Общества им. А.И. Куинджи», «Общины художников».

Официальный художник новой власти
После Великой Октябрьской революции, которую Бродский встретил восторженно, он подобно Жак-Луи Давиду, который в своё время стал официальным художником первой французской республики, делается официальным художником новой власти.

«О Бродском можно сказать только одно – это чудо что он не попал в маховик репрессий, — заявил один из его современников, — но это его горе, что однажды начав писать Ленина, он на этом не остановился и весь свой чудный талант потратил на социалистический реализм, направление, которое его только погубило. Он более не возвращался к пейзажам, он рисовал вождей. И тем самым потерял несколько важных в своей жизни друзей, и главное потерял – талант, став простым ремесленником-копиистом…»


Рецензии