Дебилы

     На одной из покосившихся лавочек на берегу речки сидел старик. Просто сидел и просто бездумно смотрел на мерцавшую солнечными бликами воду, от которой тянуло приятным холодком. В последнее время он частенько ловил себя на мысли, что и думать-то ему ни о чём не думается. Казалось, что уже обо всём передумано. И всякий раз ошибался, как и сейчас, когда его вывела из состояния безучастности стая подростков развязного поведения, решивших разместиться на соседней лавке.
 
     Лет четырнадцати-пятнадцати, наверное, - в возрасте молодых старик перестал разбираться: среди них стало много акселератов. Эти что-то орали, перебивая друг друга, перемежая свой ор матом-перематом, в чём не уступали парням и несколько юниц, оказавшихся в их компании. – Училка загнала нас в класс, - отчётливо услышал старик браваду одного из парней, которого сразу же окрестил про себя дебилом, - и заставила рассказывать о Гагарине! - Никто ни х.я не знает! - А я напиз…л что-то, что где-то краем уха слышал, – и свободен! - А эти дебилы, - он, видимо, имел в виду своих одноклассников, - сидеть остались!
 
     Старик не раз слышал о беде с нынешним образованием, то есть о его очень низком уровне и о беде с воспитанием подрастающего поколения. В былые, то есть в советские, времена они представляли собой единый процесс. – Много на эту тему говорят, сокрушаются, но как внедрили чиновники в образование в девяностые какую-то болонскую систему и потребовали воспитывать с малолетства «квалифицированного потребителя», так с той поры ничего и не меняется, несмотря на очевидный для моего поколения образовательно-воспитательный регресс, – с сожалением подумал он.
 
     Его всегда брала оторопь, когда приходилось сталкиваться с проявлениями этой беды, хотя и себя-то считал человеком не особо образованным и воспитанным. Даже способным и на крепкое словцо и на не совсем культурное поведение. В этом ведь тоже заключался его образовательно-воспитательный багаж. Признавался себе, что не может считать себя морально-культурным авторитетом для молодой людской поросли. Но всё же какие-то представления об общечеловеческой истории, культуре, о правилах приличия в него в юные годы закладывали. Во всяком случае в отличие от нынешних школяров он в таких же, что и они, летах, не называл своими современниками генералиссимуса Александра Васильевича Суворова или поэта Александра Сергеевича Пушкина и не допускал матерный слог на людях.
 
     - Начальники, чиновники, ответственные за этот участок государственного строительства, успокаивают, а то и взвиваются победными реляциями об успехах нынешних школьников на различных заграничных олимпиадах, как бы подчеркивая высочайший уровень их учёности, а, значит, и нашенского образования. – Замечательно, конечно, но ведь можно, например, научить ездить на велосипеде с десяток медведей, но оттого остальные-то ездить на нём не смогут, - рассуждал старик.
 
     Писали, что с началом войны с украинскими однородцами наши «квалифицированные потребители-малолетки» по три часа стояли в очереди в иностранные закусочные «Макдоналдс» – испугались, что закроют навсегда. Стояли в очереди не в музеи и библиотеки. – Наесться впрок, наверное, хотели, - подумал он тогда с сарказмом. – Впрочем, дело молодое – ведь расти надо, если уж не умственно, то хотя бы физиологически. – А, вот, слышал, что взрослые «квалифицированные потребители» в это же время ломанули в шведско-нидерландские магазины ИКЕА. - Табуретки что ли впрок закупать?!

     В какой-то момент громко болтавшие подростки замолчали. Краем глаза старик отметил, что они стали заинтересованно поглядывать в его сторону. У него не было сомнений, что это не сулит ему ничего хорошего. - Любит нынешняя молодёжь задирать кого ни попадя, могут придраться и к телеграфному столбу! Потому он давно приучил себя не возмущаться, когда чьё-то поведение выходило за рамки его представлений о том, каким оно должно было бы быть, не конфликтовать по причине чьего-то инакоповедения или инакомыслия. Потому, поняв, что интерес к нему может обернуться для него неприятностями, посчитал благоразумным унести ноги.
 
      - Кто виноват в появлении дебилов? - Они ведь ими не рождаются, - размышлял старик, направляясь домой. - Наверное, государство, забросившее воспитание молодняка. - Выросши, такие безвинно несчастливые ребята расправятся с этим государством, а то и вовсе его погребут.
 
     Пока шёл в голове мелькнул вопрос: - А, собственно, откуда тогда берутся герои и кавалеры боевых орденов, складывающие сейчас свои головы на полях войны за бывшую русскую окраину?! - Недавно слышал от одного умного человека, что из таких, как они, зреет будущая государственная элита. - Для этого, выходит, надо обязательно пройти горнило жёстких испытаний. - Прошедшие их, конечно же, лучше нас. - Они не дадут ухайдокать свою страну, что, в своё время допустили мы, отсиживаясь по своим кухням, когда её дербанили недруги, - подумал старик.
 
     - Вот тебе и дебилы, - заключил он, открывая двери своего дома. - Это ты дебил, - произнёс он неожиданно и почему-то вслух, заключив этот приговор себе детской присказкой: «Кто как обзывается, тот так и называется!».

14 апреля 2022 года               


Рецензии