Девятый день. Логика противоречий

Сегодня девятый день со дня смерти Владимира Вольфовича Жириновского, если, конечно, новость о его смерти не придержали до удобного момента, о чём имеются сообщения проницательных корреспондентов сети.
Девятый день… Душа покинувшего сей мир впервые встречается с Богом и может узнать, что такое ад, вечная жизнь без Господа. В этот день у христиан принято молиться за душу почившего, дабы Господь милостивый простил ему прегрешения вольные и невольные, чтоб душа человека получила неизреченную радость и утешение, а не скорбь о своей недостойной жизни.

Сегодня я зажгу свечу, чтоб келейно помолиться о душе, которой была уготована яркая земная жизнь, о душе, движения которой многим были непонятны и вряд ли будут разгаданы когда-либо.

Владимира Жириновского при жизни часто ругали, не прощая эпатажных выходок, брутального поведения, противоречивых высказываний, оговорок и недоговорок. К его публичным выступлениям очень подходило расхожее ильфопетровское «Остапа несло» или, как мы чаще говорим, «и тут Остапа понесло».

И всё-таки, как бы мы ни относились к ЛДПР, но партия под руководством Жириновского пережила и многое и многих, показывая на выборах спокойный стабильный результат: третье, четвёртое, пятое места и никогда – последнее. На выборах 2018-го года заняла в списках третье место из восьми возможных, убедив проголосовать «за» более четырёх миллионов человек, около 6% общего электората. И тут тебе и места в Думе, и 80% расходов за счёт государственного финансирования и прочие печеньки.

Если верно учение Гегеля, в котором противоречие рассматривается как движущий принцип всякого развития и более того – источник развития, то нечто движется, обладает импульсом и деятельностью, «лишь поскольку… имеет в самом себе противоречие». Так что во многих проявлениях ЛДПР мы формальной логики не увидим, но партия жила 30 лет и развивалась, конечно, благодаря харизме своего лидера, глашатая самых несовместимых идей и политических целей.

Действительно, трудно найти политика с более противоречивой идеологической программой: оппозиционность правящей верхушке ещё со времён осуждения беловежских соглашений, резкость высказываний и полная толерантность к инициативам правящей партии при голосованиях; либерально-демократическое направление возглавляемой партии, при этом радение за усиление государственной и исполнительской власти президента и в то же время – восхваление устройства государства по типу парламентской республики; приверженность к православию и призывы к многожёнству в немусульманских семьях, лояльное отношение к проявлениям нетрадиционной сексуальной ориентации; отстаивание прав русского населения в бывших союзных республиках и получение в 2017 году от Президента Туркменистана звания Почетного Старейшины народа республики с вручением нагрудного знака и удостоверения. Тогда были заявлены «самые тёплые впечатления у делегации ЛДПР» от посещения Туркменистана – страны, в которой Комиссией по правам ребёнка ООН признана дискриминация русских детей, в школах закрываются русские классы, а процентное соотношение этнических русских за постсоветский период снизилась с 17 до 2% и не только по причине вынужденной эмиграции.

Выступать за права простых людей, обиженных и повсеместно угнетаемых, провозглашать необходимость дополнительного выходного дня в среду, и в то же время всей фракцией ЛДПР уйти от голосования в Думе по вопросу принятия пенсионной реформы, как говорится, и лицо не потерять и власти потрафить – это очень по-жириновски. А я, как врач по гигиене труда, составившая не одну сотню санитарно-гигиенических характеристик условий труда работников на основании медицинских заключений Центров профпатологии, хорошо знаю о степени утраты трудоспособности людей многих рабочих профессий при стаже работы более 20 лет. Например, слесарь-сборщик корпусов металлических судов, работающий в условиях воздействия вибрации, производственного шума, вредных химических веществ, физических перегрузок инвалидизируется уже к сорока годам. А что дальше, как работать до 65-ти лет, если и 60 лет – непреодолимый рубеж, не только для трудового стажа – для жизни? Потеря профессии, бесплодное хождение по инстанциям для назначения денежных компенсаций – вот итог. Оформление досрочного выхода на пенсию по причине длительной работы во вредных условиях труда подобно военной эпопее, где подвиг – довести её до победного конца.

Подобных общих и частных примеров можно привести много, и все они ведут к одному неутешительному выводу: ЛДПР и Владимиру Жириновскому, как лидеру партии, всегда был присущ популизм – обещание неисполнимого, но приятного. Как говорится, мы прокукарекали, а там – хоть не рассветай. И в этом уже не противоречие, а закономерность политической борьбы, предвыборных гонок.

Восприятие Владимира Жириновского как человека могло быть самым различным в зависимости от просмотра тех или иных передач: тут и хамские выходки в дискуссиях с оппонентами, доходящие до драк – все помнят безобразные сцены в Думе, то есть эмоциональная несдержанность, недопустимая на сцене большой политики, но тут же интервью у Познера или Гордона, когда становится видим другой образ: образ человека сложной душевной организации, думающего, глубоко аналитически мыслящего, наверно, очень одинокого. Не стану упоминать ни вехи жизненного пути политика, ни его диссертацию по очень интересной теме и звание доктора философии – всё можно найти и почитать в Интернете, было бы свободное время. Времени у меня сейчас достаточно, но, как в прежние времена, когда я политикой интересовалась, лишь когда она сама назойливо лезла в уши, никакой ясности в представлении о Владимире Жириновском я не приобрела.

Помню, в конце прошлого года, переключая программы телевизора, я случайно наткнулась на какую-то передачу как раз в момент выступления Владимира Вольфовича и застыла в недоумении, таким старым и уставшим показался он мне. Заметно было, что имитация былого напора, демонстрация беглости речи, резкости движений даются ему тяжело. Помню, мелькнула мысль: «На следующие выборы не пойдёт».

Предвидение – это не пророчество, интуиция – это не дар свыше. Все прозрения в отношении будущего – это порой не осознаваемая работа мозга, анализирующего случайно услышанные слова, ускользнувшие, казалось бы, от памяти эпизоды событий, незначительные детали внешнего облика, поведения, позы. Наблюдательность и острый взгляд, знание законов развития общества и человеческих отношений, аналитический ум и быстрота реакции – на этом, мне кажется, строится большинство утверждений Жириновского, утверждений, которые сейчас многие возводят в ранг пророческих.

Заканчиваются ролики на Ютубе, до точки прочитаны утверждения и цитаты, в глазах рябит от заголовков новостных лент: «Пророк в своём Отечестве», «Если бы Жириновского не было, его стоило придумать», «Клоун или предтеча фашизма?», «Умер кремлёвский холуй», «Ушёл яркий политический лидер эпохи» и тут же в комментариях язвительное: «И эпоху эту забрал бы с собой!». А ведь действительно, мы сейчас находимся на разломе времён, когда рушится здание уже не страны, всего мира, и трещины фундамента столь велики, что перескочить из одного измерения в другое, как с льдины на льдину, уже не получится.

Мир полон враждебности, антагонизма всех ко всем, полон противоречий, и в эти дни, прощаясь с самым противоречивым политическим деятелем нашей страны, я осознаю, что за 9 дней я ни на шаг не приблизилась к ответу на вопрос: «Кто Вы, Владимир Жириновский?» Какие силы питали энергию этого человека, какие помыслы являлись двигателем его долгой политической жизни? Я не знаю. Я сама полна противоречий в своих взглядах, планах на будущее, оценках происходящих событий, объяснение которых не поддаётся не только законам логики, но даже закону самосохранения.

Сейчас зажгу свечу, она предпоследняя в коробочке, купленной мной в апреле прошлого года в церковной лавке на улице Пестеля. Это был день моего твёрдого решения о бегстве из клубка противоречий, в котором я тогда оказалась. Бегство свершилось, но клубок противоречий неотвязно следует за мной, и где-то в его запутанной сердцевине надёжно спрятаны концы спасительной нити. О чём я помолюсь сейчас, что попрошу у Господа для души Владимира Вольфовича Жириновского, и чем подтвержу своё право просить?

Святой старец Паисий Святогорец говорил: «Самая лучшая панихида по усопшему – исправление собственной жизни».

14.04.2022


Рецензии