10 Религия и искусство неолита и бронзового века

Для земли нарисовал он
Краской линию прямую,
Для небес - дугу над нею,
Для восхода - точку слева,
Для заката - точку справа,
А для полдня - на вершине.
Все пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звезды в центре - время ночи,
А волнистые полоски -
Тучи, дождь и непогоду.
  (Генри Лонгфелло. "Песнь о Гайавате". Перевод И.Бунина.)

1. Чему поклонялись первые земледельцы и скотоводы.
С переходом людей к земледелию и скотоводству существенно изменились их религиозные верования.
Вопрос: Вспомним, что такое религия, всегда ли она существовала у людей. Во что верили и чему поклонялись охотники и собиратели?
В представлении человека теперь появилось значительно больше могущественных духов, чем раньше. Прежде всего стали поклоняться ранее почти не замечаемой земле. Мать-Земля - так стали называть её многие народы. Земля рождает урожай, который может быть больше или меньше.
Вопрос: Почему Землю часть изображали в виде рождающей женщины?
Другими особо почитавшимися духами стали Солнце и небо, приносившие благодатные для урожая дожди. Скотоводы поклонялись духу скота, от которого зависит его здоровье и размножение.
С развитием ремёсел свои духи появились у гончаров, ткачей, кузнецов. Постепенно в сознании людей духи превратились во всемогущих богов.

2. Места поклонения богам. Обряды. Жрецы.
В неолите и медно-каменном веке люди стали строить и выделять специальные места для поклонения духам и богам. Часто для молитв и обрядов в честь божеств выделялось место на открытом воздухе. Кроме родовых святилищ появились и семейные - в углу жилища.
  Множились различные церемонии почитания богов. Самыми простыми были заклинания. Например, земледельцы просили, встав в круг на высоком месте (скале, холме) ниспослать хороший урожай, зависящий от солнца и дождя. И вы иногда приговариваете, играя: "Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи".
Вопрос: Почему к богам обращались на высоком месте?
  Помочь в различных делах просили обожествлённых предков. Отсюда и наше "Чур, меня!" (чуры у предков славян - божества-"пращуры"). От заклинаний произошли молитвы, сложенные ритмичной, образной речью, священные гимны, исполнявшиеся под музыку.
  Частью священных обрядов стали жертвоприношения. Ещё древнейшие люди разумные "кормили" изображения духов, намазывая им губы пищей. Теперь к подножию идолов несли самую разнообразную "гущу". Считалось, что в свои статуи вселяются боги. Часто приносили в жертву, убивая, много домашних животных, а иногда преступников и схваченных людей из соседнего племени. У многих народов распространился и обычай "отдавать в жёны" богам, как и умершему вождю, самую красивую девушку.
Вопрос: Как вы назовёте такие обычаи? А как к ним относились древние люди? Почему?
  В неолите у различных племён уже были люди, специально посвящённые в "таинства" богов и руководившие всеми обрядами - жрецы. Смышлёные и впечатлительные подростки - мальчики и девочки - начинали обучаться старыми жрецами заклинаниям, таинствам, колдовским пляскам. Жрецы передавали из поколения в поколение сказания о богах и героях.
  Со временем жрецы стали богатыми людьми.
Вопрос: Как вы думаете, почему?
  Богатства, подаренные соплеменниками, включая вождей, и безраздельное влияние на людей жрецы использовали для того, чтобы получить много земли, скота, нанять на подсобные работы слуг. Волей богов они начали объяснять своё могущество и власть вождей.

3. Представления о сотворении мира и людей. Мифы о первых людях.
Людей уже не удовлетворяло объяснение своего происхождения существованием племенного предка-тотема. Развивались связи между различными племенами, и человек стал думать, что всех людей сотворили одновременно боги. В Северной Африке рассказывали мифы, что люди появились из слёз бога солнца. В гористой Греции и на Кавказе  считали, что в людей превратились камни. У народов Прибалтики и, вероятно, предков славян родоначальники человеческого рода - деревья. А в долинах великих рек Азии боги "трудились" над глиной.
Вопрос: Почему у разных народов боги сотворили людей по-разному?
Предшествующее появлению человека сотворение мира у различных племён связывалось с борьбой различных духов и богов, злых и добрых сил в природе. Часто при этом первоначальное женское божество-землю побеждает мужское божество.
Вопрос: Какие изменения в жизни людей отразились в этом мифе?
Люди помнили, что вначале они были дикими и многого не умели. Овладение навыками земледелия, скотоводства, ремёсел, торговли, мореплавания объясняли появлением богов или героев, которые научили этому людей. Позже мы поговорим о греческом мифе о Прометее, принесшем людям огонь и научившем их многим занятиям.
Вопрос: Вспомните китайский миф о боге, научившем людей земледелию.

4. Магия орнаментов.
В период неолита преобразилось искусство, творчество людей.
И опять припомните своё недавнее "прошлое".
Ребята шести-семи лет обычно обращают внимание на прямые линии или круглые формы в природе, с упоением постигают счёт. Так поступало и "подросшее" человечество. Изображавшиеся людьми прямые линии означали полосы поля или огорода, кружкИ и овалы на глиняном сосуде отображали семена. У приморских племён излюбленным орнаментом стала волнистая линия. Узор крестиком указывал на четыре стороны света - как бы на весь мир. Магическим, конечно, считался знак Солнца - круг с лучами. С жизнью на Земле, её развитием, круговоротом связывалось "колесо жизни". В орнамент вплетались деревья, изображаемые веточками, горы и холмы (треугольники).
Одни и те же фигуры часто повторяются три или четыре раза. Число три означало стихии - небо, воду и землю, или небо, землю и подземный мир мёртвых; юных, взрослых и старых людей, иногда три сезона - жаркий, прохладный и сезон дождей (в жарких странах). Число четыре имело ещё более разнообразную символику - страны света, времена года и суток, вещества - твёрдые, жидкие, "воздушные" (газы) и огонь. Отсюда пошли многие сказочные образы (три брата, три богатыря, змей о трёх(четырёх) головах, три приключения героя, три дороги, четыре дворца).
  Вы спросите: "А как же семь и двенадцать?" О том, как выделили эти числа, поговорим позже.

5. Связь искусства с ремеслом.
Теперь искусство шло рука об руку с ремеслом. Вышитые ткани, фигурные сосуды, изделия кузнецов были не только практичными, но и выражали мироощущение мастеров, связанные с назначением вещей.
Вот, например, передняя часть лодки из дерева. Она делается мастером в виде человеческой головы или головы животного. Такие лодки до сих пор изготовляют папуасы и некоторые народы Океании. Судно воспринималось как живое существо со своей "головой". Изображение относится к тотему или другому божеству, которому посвящают лодку.
С той же целью златокузнец наносил на нагрудную бляшку изображение солнца или вставлял в неё солнечный камень - янтарь. Гончары придавали сосудам формы раковины или цветка, а ещё чаще наносили на них вырезные или рисованные узоры. Каждый из них имел особый, священный смысл. Вообще, главным в изобразительном искусстве становится орнамент.
Вопрос: Почему в те времена ремесленник был одновременно художником, скульптором, резчиком?

6. Первобытные "мультфильмы".
Если взглянуть на настенные и наскальные "картины" людей неолита и энеолита и на изображения на различных предметах, то вам это покажется увлекательными "мультфильмами". Силуэты человечков с тонкими ручками и ножками или большой головой и маленькой фигурой стреляют из луков, изображённых только дужкой, в убегающих животных или людей враждебного племени. Деревья зачастую изображены "ёлочками", дома - кубиками. Вместо дотошного воспроизведения зверя времён пещеры Альтамира изображения животных становятся схематичными, как будто примитивными, но более живыми, многообразными. Всё чаще изображают людей, нарочито выделяя у них крепкие руки или быстрые ноги. В период неолита встречается много женских статуэток, иногда это - беременные или кормящие женщины.
Вопрос: Предположите, что означали эти фигурки.

7. Постигая звук и ритм.
С изобретением лука появился и новый тип музыкальных инструментов.
Вопрос:  Можете ли вы сказать, каких?
В дальнейшем на деревянный или костяной ободок натягивали уже несколько струн из сухожилий разной толщины. Чарующие звуки прообраза арфы извлекали в самых разных уголках Земли.
В поселениях более позднего времени находят также глиняные свистульки, литавры с натянутой кожей, обработанные рога животных с дырочками. Все эти инструменты звучали на праздниках в честь богов, сева, жатвы, выгона скота. В праздничной одежде соплеменники плясали, изображая свои занятия. Отсюда произошли обрядовые хороводные песни (например, русская "А мы просо сеяли").
Часто пляски и песни становились ролевыми. При этом люди одевали маски, иногда из черепов животных, как бы  переставая быть на время собой ("теряя лицо"). В других случаях играли самих себя (например, жених и невеста на свадьбе). На праздниках в честь богов изображали, иногда пантомимой, сцены их мифов и легенд.
Вопрос: Какой вид искусства зарождался у людей?

Описание русским путешественником Юрием Лисянским святилища и жертвоприношений у племён Океании (Маркизские и Гавайские острова)
... Храм построен на возвышенности и обнесён сделанным из жердей палисадом, длиною около 50, а шириною около 30 шагов. Он имеет четырёхугольный вид. На стороне, прилежащей к горе, поставлены 15 идолов, перед которыми сооружён жертвенник из необделанных шестов, весьма похожий на рыбную сушильню. Здесь-то жители приносят свои жертвы. Во время нашего осмотра мы нашли тут множество разбросанных кокосов, бананов и небольшого жареного поросёнка...
   Пока мы всё это рассматривали, подошёл к нам главный жрец... Я только мог узнать от него, что 15 статуй, обёрнутых тканью по пояс, представляют божества войны. Идолы, стоящие по правую сторону жертвенника, изображают божества весны или начала растений, а находящиеся напротив них истуканы -- божества осени, заботящиеся о зрелости плодов.
...Истуканы сделаны самым грубым образом и без всякой соразмерности. У многих из них головы втрое более туловища, которое ставится на столб.
  Выше было упомянуто, что островитяне приносят в жертву своим идолам также мятежников и пленных. Это варварское жертвоприношение производится следующим образом: если мятежник или пленный принадлежит к знатному роду, то вместе с ним убиваются от 6 до 20 его сообщников, смотря по состоянию виновного.

Мифы разных народов о первых людях.
                Алтайский миф
  Когда земли ещё не было, а только один океан, плавали боги в образе уток. Нырнул однажды добрый небесный бог Ульгень, достал со дна ил и разбросал его - получилась земля. А злой подземный бог Эрлик достал камушки и их разбросал - вышли горы. И ещё выманил Эрлик у Ульгеня обманным путём обещание, что люди, которых тот сотворил, будут после смерти принадлежать ему.
  Слепил Ульгень человека из глины и оставил просыхать, а стеречь его поручил собаке. Шерсти тогда у собак не было. Эрлик подарил собаке шерсть, был за это допущен к человеку и вложил в него душу. С тех пор души людей после их смерти достаются чернобогу Эрлику. Собаке же в наказание назначил Ульгень "собачью жизнь".
                Миф полинезийцев Ниуэ
  Человек произошёл от дерева - от кордилины Ти-маталла; но это не лесное дерево, что растёт рядом с другими и чья крона так раскидиста, а одиноко стоящее Ти-маталла.
                Малагасийский миф
  Творец увидел, что его дочь, Мать-Земля, лепит из глины маленьких кукол, и ему стало интересно. Он заговорил с дочерью об этих куклах и вдохнул в них жизнь. Так появились люди.
                Маорийский миф (Новая Зеландия)
  Великий Бог Танемахута вдохнул жизнь в существо, которое он создал из земли, и его слова звучали так: “Наслаждайся дыханием жизни!”

Каменная книга Севера.
Скалистый берег реки Выг, впадающей в Белое море... Здесь, в лесах Карелии, 5 тысяч лет назад жили прафинские племена. Они умели охотиться на китов и тюленей, выходя в море на узких длинных судах, прекрасно использовали зимой, охотясь в лесу, лыжи-дощечки, привязанные к ногам. Всё это изобразили на гранитном утёсе безвестные художники, выбив большие фигуры охотников, лыжню и добытых лосей, оленей и птиц - гусей и куропаток. Тут же и бесстрашные мореходы, промысел которых сохранялся на Севере почти до наших дней. Схожие петроглифы (изображения на камне) найдены и на берегах Онежского озера. Для чего были сделаны эти первобытные картины, есть ли между ними связь? Многое домыслено в книге Л.Линевского "Листы каменной книги", которую вы можете прочитать.

Гобустанская "галерея".
Азербайджан. Скалистый край Гобустан. Пещеры под скалами привлекли сюда людей ещё в период мезолита. Они были обитаемы почти десять тысяч лет. На склонах гор вастречается около четырёх тысяч наскальных рисунков. Есть сцены охоты, но позднее часто изображали стада рогатого скота, женщин с мотыгами ("Семь красавиц"). Есть поразительный рисунок группового хороводного танца - почти живые "спичечные человечки", приподнимающие колени и взмахивающие соединёнными руками. Такой танец - "Ялла" есть и сейчас у многих народов Кавказа и Средней Азии. Из каменных глыб древние поселенцы сложили музыкальные музыкальные инструменты - "камни-бубны", издающие при ударе звук, напоминающий звон металла. Может быть, так пытались разговаривать с богами? Или это был сигнал тревоги или сбора?


Рецензии