Учитель сказал... Часть 11, глава 2

2
   
     А в загородном доме респектабельного юриста Казимира Александровича Потоцкого состоятельные особы церемонно кушали обеденные яства, приготовленные из таёжной дичи, и смаковали красное таманское вино... и барственным гурманам бесшумно служили за субботней трапезой в парадной столовой две белесые официантки из ночного клуба. А жирные деликатесы стряпал франтоватый повар из престижного речного трактира... Летние одежды званных гостей и радушного владельца комфортабельной дачи были из тёмного шёлка, поскольку нарочитый траур по достославному князю-психиатру Лыкову ещё продолжался...
     За десертом из шоколада, миндальных пирожных, брусничного морса и свежих фермерских фруктов щеголеватый нотариус путано, запальчиво и выспренне обратился к успешному живописцу:
     - Виртуозный маэстро, будьте наградой самому себе... поелику не дождётесь её от людей... А предназначение света – быть личиной мглы. И потрясла меня глобальная парадоксальность!.. Я повстречался с иностранным душегубом... и быстро донёс о необычайном инциденте местному шефу-куратору, и тот приватно поведал мне о загадочном суициде террориста. Наёмник застрелился в парке... А я на тенистом бульваре заливисто смеялся. Мещане таращились на меня... и глумливо хихикали в запачканные ладошки... Однако я не сердился на филистеров-пошляков... Неизлечимо хворый, но талантливый джентльмен изощрённым витийством принудил к самоубийству атлета-здоровяка!.. И теперь желаю вам, художник, подобной эффективности... в искусстве... 
     И внимательная Клэр мелодично произнесла:
     - Господин правовед, не сомневаюсь в расторопности вашей. И спасибо за неё. Опасное препятствие вы устранили... Но спутника моего не задирайте. Ваша ревность уже опоздала... И разве неподдельное бескорыстие утрачено землянами навечно?.. А перед смертью меняйте привычки... 
     И скорбный Потоцкий, бодрясь, улыбнулся и прерывисто молвил:
     - Зависть моя уже пропала. И ныне обиды не терзают гордость... Воскресли мои изначальные свойства. И выяснилось, каким незаурядным экземпляром я просунулся из материнского чрева в бездну галактики!.. Но понимание иногда казнит... И я не намерен здесь утрировать и шутить... Моё влечение к творчеству подавлялось, как сумбурное и зряшное чувство. И раковая опухоль карает меня... Но именно в силе моих страданий, – плотских и душевных, – проявилась Божественная милость... Врождённые качества вернулись ко мне... и вдруг утешили способностью пророчить...
     Доктор Липский хрипло и деловито полюбопытствовал:
     - Угодно ли Мессии содружество наше?
     И хозяин чертога негромко рассуждал:
     - Провидение непрерывно дарует шансы, а мы греховно упускаем их... поскольку ошибочно решили, что влиятельные чужаки важнее Бога. И собственное мнение отвергаем... трусливо и плутовато... Ведь чрезвычайно трудно поверить себе... А Царь Небесный привечает каждого человека... но помех не создаёт. И нечестивцы сами устремляются в ад... Причины определяют суть... А добро зачастую превращается в маскарадные обличья зла... Теперича убеждён, что колоссальная удача в растленной юдоли не минует нас... Но каковы настоящие мотивы поступков наших?..
     И сдержанный Пётр откровенно ответил речистому, но сейчас отчасти заумному прорицателю:
     - Заповедные сущности постигаются разумом лишь накануне кончины. А рискованную затею нужно триумфально завершить... Авторитетные мерзавцы ополчились. А мы отбили первую атаку... Изложу соображения свои... Хочу известности и почёта. Не укоряйте меня за честолюбие. Не станешь без него созидателем... и не умрёшь достойно... И пусть амбициозные, но простоватые наглецы мечтают о несметном богатстве или огромной власти. Но выше честь!.. Простите мою нечаянную напыщенность. Но получена возможность обрести планетарную и хорошую славу. А вы, пожалуйста, выбирайте: либо геройство, либо ерундовая спекуляция...
     Мария Андреевна Стрелецкая храбро, но тревожно сказала:
     - Прежнего покоя нам уже не вернуть. И враги не перестанут нас донимать. Но слабость воли – недопустима. А грошовая скаредность – это постыдный и гадкий признак несмелости... Но зарядимся любовью к себе. А поклонением пассионарного народа, – в отличие от барышей, – пресытиться нельзя... Но легендарные сокровища унаследует Клэр... и, значит, мы зависимы от её имущественных распоряжений, хотя нелегальная и розничная продажа древних раритетов доставит много хлопот.
     Расчётливый врач признался:
     - Альтруизма и вельможного расточительства издавна чураюсь. И нынче полагаю, что непривычное и надменное бескорыстие сановники-легитимисты сочтут фантастически хитрой аферой... И в скудной юности я изведал, что излишняя честность – жестоко наказуема...
     А потом говорила Клэр:
     - Погибель заинтриговала меня... А в хулиганском отрочестве я избалована удачей. Но моё поразительное везение непременно – и скоро – прекратится... Редко бываю правдивой... но днесь исповедуюсь вам... Ощутила я незримую близость Христа, и Он услышит меня!.. И не смейтесь... Боярин Лыков научил меня волхвованию. Но перед ворожбой и заклятьями снимают нательные крестики... И внутри любого мужчины приютился агрессивный Кощей, и в каждой женщине обитает баба Яга. И к своей утробной нечисти можно – при напастях – воззвать, и она пособит. Но безусловно придётся с ней расплатиться, отринув трафаретную мораль... А Иисусе ниспослал роковое искушение! И нас окутал невещественный флёр... Извините меня за обрывочные и неясные выражения, но я контроль потеряла над ними... – Пауза оказалась долгой... – Буду более доходчивой...
     И застольным фразам от блюстительницы славянских реликвий напряжённо внимали даже смазливые и порочные служанки, оцепеневшие около дубовой двери с ажурной резьбой:
     - Невзлюбила я шельмецов-стяжателей и банальное торгашество... И шибко желаю достойного статуса в России... самой себе... и вам, утончённые соратники... Подвиги нельзя умыкнуть и растранжирить. А рекламная кампания в столичной прессе не повредит союзу нашему... И замечательным отказом от великолепной добычи порадуем Родину и Христа!.. И пусть восприятие личностей и действительности не коверкается рассудком...
     И сразу явь преобразилась для всех. И нежность неразличимого Иисуса вдруг блаженно померещилась им в золотистой и приятной яркости, воссиявшей из высоких окон с узорным тюлем занавесок. И вдруг отключилось у всех сознание, и лишь художник, созерцая лилейное лицо своей невесты, размышлял:
     «Спаситель навестил меня... И начинается во мне священное мельтешение беззвучных изречений Бога... Муляжи, бутафорию, фальшивки и копии всучил коварный Сатана, изобретя соблазнительные имитации благостных чувств и духовных исканий... А повсюду – сплошная мимикрия... Своё непроизвольное притворство почти всегда принимают за похвальную правдивость... А безграничная искренность – это наслаждение да роскошество... и она вдобавок одаряет магической властью. Прочное и стабильное могущество не зиждется на обмане... Интуитивно чернь донельзя боится разрушительных последствий своего импульсивного и мстительного владычества...»
     И холёная преемница именитого доктора искусительно созерцала своего элегантного жениха, и титулованный мастер, заметив её пытливые взоры, подумал: 
     «Суженая безотчётно восхищается моим слиянием с Христом... И будет она прихотливо ласкать Иисуса во мне... А осенью напишу картину о сакральной романтичности наших объятий... И привередливо изображу на широком холсте аксессуары, элементы и детали... И в лунной горнице засеребрится бесстыдная нагота. Витражные окна распахнуты настежь. А листья приозёрных деревьев слетают на паркет. И медная лампадка горит под раскольничьей иконой с грозным ликом Демиурга... И белеет смятая постель с кружевами. И на берёзовом столике осыпаются хризантемы в хрустальной вазе...»
     А после заслушались Клэр: 
     - Уповаю и страшусь!.. И пикантное сочетание надежды и робости тешит меня... А Господь поощряет даже кощунственные грёзы. Ведь распятому на холме Спасителю отвратительны ханжество и ложь себе!.. Изъяны моей натуры допекают совесть. Но фарисейского лицемерия чуждаюсь. И в надменности раскаиваюсь без лукавства... Но беспременно угадываю соседство Иисуса... и трепетно реагирую на Божественные касания... А Предвечный порой изъясняется устами смертного существа. И скрытно участвует Он в беседе... Всевышний обожает Россию! И давайте Ему угодим... И для зачина пусть аврально перетащат достояние нации в здешний музей... согласно контракту... и под сохранную расписку... А грамотный в бюрократическом буквоедстве хлебосол оформит и скрупулёзно зарегистрирует официальные документы... с учётом всех нюансов и данной конкретности...
     И безмолвие затянулось... и молча собой восторгались они... А позднее они, задорно побалагурив, согласовали участливо свои очередные действия и весело трунили над крохоборством... И погожим вечером тактично расстались...

3


Рецензии