Летчик без ноги Любимов

О подвиге советского летчика Алексеея Мересьева был написано литературное произведение знаменитым Борисом Полевым под названием  "Повесть о настоящем человеке", и снят одноименный художественный фильм с Павлом Кадочниковым в главной роли.  Об этом знали все советские люди, начиная со школьников и кончая пенсионерами. Но были и другие герои, которые поднимали в небо свои самолеты без ноги.

В Великую Отечественную войну этот летчик вступил командиром авиаэскадрильи в 32-м истребительном авиаполку. Эскадрилья дислоцировалась на Черном море, в Евпатории.

Первую воздушную победу летчик одержал в бою 31 августа 1941 года, сбив в воздушном бою бомбардировщик Хе-111. К 25 сентября 1941 года летчик совершил уже 115 боевых вылетов, одержал 4 личных и 1 групповую победы.

А 9 октября 1941 года в неравном воздушном бою над Сивашем он был тяжело ранен. При этом его пытались добить гитлеровские истребители, когда тяжело раненый летчик с трудом сумел посадить в степи свой Як-1 - гитлеровцы пикировали и расстреливали одиноко застывший на земле советский истребитель.

В госпитале летчику с большим трудом сохранили сильно израненную правую ногу, а вот ступню на левой пришлось ампутировать...

Наступил период реабилитации, упорных тренировок и отчаянного стремления вернуться в небо для Героя Советского Союза Ивана Степановича Любимова

Он родился в 1909 году в семье рабочего. Окончил среднюю школу, а после ее окончания - два курса техникума связи в г.Харькове.

В 1932 году Ивана Любимова призвали в ряды Красной Армии. В 1933 году он окончил 9-ю военную школу летчиков и летнабов в Харькове, после окончания которой был направлен для дальнейшего прохождения службы в 32-й истребительный авиаполк ВВС Черноморского Флота. Служил и летчиком, и командиром звена, был начальником штаба эскадрильи. Затем стал командиром эскадрильи, в этой должности и встретил войну. О начале войны и ранении написано выше.

... В том полете 9 октября 1941 года группу Любимова атаковала большая группа Mе-109. Силы были неравными. В ожесточенном бою был поврежден мотор самолета Любимова, сам он получил ранение. Пули искромсали правую ногу, ударили по рукам, по касательной - по голове, кровь заливала глаза. Внизу был Сиваш, а за ним ровная крымская степь. Превозмогая боль, Иван Степанович произвел вынужденную посадку южнее речки Ишуни. С трудом выбравшись из кабины, он лег под плоскость и задрал вверх правую ногу, чтобы уменьшить кровотечение. Однако немцы не оставили раненого советского летчика в покое - стали пикировать и расстреливать одиноко застывший в степи самолет.

Как потом сам вспоминал Иван Степанович, очень сильно ударило и будто огнем обожгло левую ноги в районе лодыжки. Гитлеровцы пошли на второй круг. Любимов заполз под защиту мотора, откуда лилось грячее масло. Расстрел продолжался несколько минут. Скоро "Мессеры" удалились - наверно, посчитали, что прикончили свою жертву. Когда все закончилось, Любимов увидел, что левая ступня практически была оторвана от ноги - висела на коже и мышцах. Перед тем, как впасть в забытье, Любимов успел перетянуть жгутами и закутать в кожаное пальто искалеченные ноги...
... Очнулся он ночью. Вокруг кромешная темнота, ни огонька, тишина.... Любимов несколько раз выстрелил в воздух из пистолета. Вскоре к его разбитому самолету подъехала телега. Любимову повезло - его спасителем оказался местный подросток Петя Зосимович. Он как раз вез 2 мешка овса в деревню, где находилась санчасть. Но поднять и посадить на телегу взрослого человека, который потерял много крови и не чувствовал ног, мальчик не сумел - ему просто не хватило сил. Пришлось ехать за подмогой...

Ивана Степановича доставили в госпиталь. Ранение оказалось очень серьезным. Прибывшим навестить его однополчанам Иван Степанович передал свой шлем и планшет, сказав - "Сохраните!  Я вернусь!". Однако, видя его ранения, надежды на то, что он будет снова летать, у однополчан практически не было.

В госпитале Любимову ампутировали левую ступню и с большим трудом сохранили сильно израненную правую ногу. Он стал инвалидом, был признан негодным к летной работе.

Вот тут хочется отметить следующее - во время той страшной войны не было такого обмена информации, как сегодня, естественно, не было никакого интернета, соцсетей и т.п. А вот таких, назовем общим и понятным словом "Маресьевых", был далеко не один. Они не знали друг о друге, но каждый, словно в едином порыве, получив тяжелые увечья, не сговариваясь, все равно приложил максимум усилий для возвращения в строй! И добивались своего!

Иван Степанович вот также решил добиться своего и снова летать. В переписке с однополчанами сообщал, что поправляется, учиться ходит, тренируется и надеется скоро вернуться в строй.

Ему пришлось осваивать протез, заново учиться ходить. Целыми днями Любимов тренировался в ходьбе. Но как управлять самолетом с протезом? Не так-то легко и здоровому летчику после большого перерыва получить допуск на боевой вылет, а уж инвалиду тем более!

Любимов не жалел себя. Он добился того, что стал ежедневно ходить пешком не менее 10 километров. На ночь присыпал стрептоцидом стертую в кровь тонкую кожицу едва зарубцевавшейся раны. Затем стал осваивать велосипед. Не раз протез подводил его, срываясь с педалей. Но, поднявшись с земли, Любимов снова садился за руль. В конце концов он научился управлять велосипедом очень хорошо. Это был первый шаг к возвращению в небо.

Следующий экзамен - полет на учебном самолете. Иван Степанович успешно его выдержал. Сначала с инструктором, а затем и самостоятельно. И вот настал день, когда он сел за штурвал боевого истребителя. Это было в июле 1942 года.

С июля 1942 года Иван Степанович Любимов снова в составе своего полка. После долгого перерыва он сумел вернуться в строй и опять возглавил эскадрилью, продолжив счет своим воздушным победам.

В октябре 1942 года в бою погибает командир авиаполка майор А.З.Павлов. Тогда Любимова и назначают командиром 32-го истребительного авиаполка.

Он, хоть и командир полка, но летает - совершает боевые вылеты. К примеру - к сентябрю 1943 года Иван Степанович совершил уже свыше 100 боевых вылетов, а в 21 воздушном бою сбил лично 8 самолетов противника.

А полк под его руководством в мае 1943 года за выдающиеся боевые заслуги получил гвардейское знамя и стал 11-м гвардейским истребительным авиаполком.

C октября 1943 года - Иван Степанович Любимов назначен командиром 4-й истребительной авиационной дивизии ВВС Черноморского флота.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года за умелое руководство в боях авиационной эскадрильей и авиационным полком, за проявленные мужество, отвагу и бесстрашие в бою гвардии подполковнику Ивану Степановичу Любимову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2893).

В боях за освобождение Новороссийска, таманского полуострова, Керчи, Крыма, Северного Причерноморья, Румынии И.С.Любимов, помимо выполнения задач уже командира дивизии, руководства своими подчиненными при выполнении боевых задач, еще и сам проявил высокое летное мастерство, совершая боевые вылеты. К середине 1944 года на его боевом счету было уже 174 боевых вылета, 60 воздушных боев, 10 личных воздушных побед.

После окончания боевых действий и достижения победы на Черном море полковник Любимов в октябре 1944 года был направлен на учебу. Война для него закончилась.

В мае 1945 года Иван Степанович окончил Высшие авиационные академические курсы при Военно-Морской академии имени К.Е.Ворошилова, вновь принял командование 4-й истребительной авиадивизией ВВС Черноморского флота, которой командовал до декабря 1948 года.
11 мая 1949 года полковнику Любимову было присвоено звание генерал-майора авиации.

В 1950 году он окончил Высшую Военную академию имени К.Е. Ворошилова. С июля 1951 года - начальник ПВО - командующий Приморским районом ПВО Черноморского флота.

Затем заслуженный боевой офицер переходит на преподавательскую работу, передает свой большой опыт молодым офицерам. С января 1955 года - старший преподаватель кафедры ВВС флота в Высшей Военной академии имени К.Е.Ворошилова. С 1958 года эта академия стала именоваться Военной академией Генерального штаба. Генерал-майор авиации Любимов стал доцентом, профессором, кандидатом военных наук.

Но возраст, ранения, перенесенные испытания сказались, дали о себе знать - в феврале 1973 года генерал-майор авиации Иван Степанович Любимов вышел в отставку.
Он жил в Москве, вел патриотическую работу среди молодежи.

Настоящий Человек, командир, Герой Советского Союза генерал-майор авиации Иван Степанович Любимов скончался 26 декабря 2000 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище


Рецензии