По следам горохового шута Гл 1-3

Глава 1

Земля под коленками вздрогнула, кисть, которой очищал кости ископаемого пареозавра, от неожиданности, выпала из руки, и я, чтобы не упасть, автоматически, растопыренными пальцами вьехал в песок.
-Ты, чё, паря, так раскорячился? Землетряса, коли, испужался? - раздался сбоку смеющийся, скриповатый голосок.
Перевернувшись, сел на землю. Передо мной стоял сухонький, невысокого роста старичок, с седым ёршиком волос на голове, в поношенном, старомодном коричневом пиджаке, мешковатых брюках, заправленных в пыльные кирзовые сапоги.
-Так тряхнуло же?
Он внимательно рассматривал меня, с ехидной улыбкой.
-Как зовут-то?
-Илья.
-Пророк, значит? А меня Серафим. Будем, значит, знакомы. Чё, тут робишь?
-Турист я, из Кирова. Нас сюда привезли поучаствовать в раскопках динозавров.
-Кого нас-то? Ты тута вроде один.
Огляделся, и точно, на берегу, только я и он. Даже не заметил, когда все ушли. Глянул на часы - 12. Похоже, всех увели на обед.
Встал, хотел уже с Серафимом попрощаться и группу догонять, как он меня схватил за руку.
-А поговорить?
-Мне надо идти, - попытался освободить руку от его крепкой хватки. По виду и не скажешь, что он такой сильный. Жилистый видать.
-Не, паря, уходить нельзя, сейчас светопредставление начнётся! - и он махнул рукой в сторону крутого высокого берега, рядом с нами.
Хотел переспросить, о чём это он, как земля опять дрогнула, под ногами раздался треск и берег перед нами раскололся на две части. В расщелине торчал абсолютно чёрный угол, уходящего вглубь, то ли здания, то ли монумента.
-Ну, чё, Ильюха, не сдрейфишь? Пошли глянем, что за чудо-юдо, - сказал Серафим и быстро направился к расщелине.
-Не подходи! Это опасно! - крикнул ему, хотя любопытство и ноги несли меня следом за ним.
-Да, не ссы! Я только погляжу, - сказал он, уже стоя рядом с матовой стеной и протягивая к ней руку.
Вспышка. Очнулся, лежу на песке, солнце слепит глаза, слезы текут ручьём и молодой, девичий голосок спрашивает.
-Вам плохо? Может помочь?
Сажусь и пытаюсь, через зелёные круги, плывущие перед глазами, рассмотреть, кто со мной говорит. Наконец, проморгавшись, вижу симпатичную девушку с бирюзово-голубыми глазами, короткой стрижкой каштановых волос, в линялой бежевой футболке и потёртых джинсах, стоящую рядом.
Она участливо присаживается около меня, снимает с плеча сумку, достаёт из неё термос и наливает, в его крышку, воды.
—Вот, попейте.
Выпив воду, оглядываюсь по сторонам, пытаясь сообразить, куда делся старик и трещина с чёрным углом, и чем меня так шарахнуло.
-Вы турист?
Кивнул головой.
—Значит, вашу группу сейчас видела. Они в столовую пошли. Давайте, провожу, вдруг опять плохо станет.
-Спасибо, - не совсем уверенным, голосом отвечаю ей, пытаясь понять, что со мной всё-таки было.
Она поглядела по сторонам.
-А вы тут старичка, в коричневом костюме и кирзовых сапогах, не видели?
-Серафима? - обрадованно спросил я, пытаясь ухватиться за реальность.
-Да! Точно! Он с вами говорил? Не знаете, куда пошёл? - торопливо спросила она.
Боясь показаться сумасшедшим, замялся, пытаясь подобрать слова, чтобы описать случившееся.
-Да, не парьтесь, говорите всё как есть! С ним рядом всегда какая-то хрень случается! - махнула она рукой.
Ободренный её поддержкой, ответил.
-Сначала земля задрожала, потом тут оказался Серафим и берег раскололся на две части. Там внутри торчал огромный чёрный угол чего-то. Ну, он подошёл и его задел. Вспышка. А потом появились вы.
-Ясно. Так и бывает: встретится с кем, поговорит, а потом опять пропадёт.
-Да, кто он такой? - в сердцах спросил я.
-Прадед он мой - шут гороховый!  Ему почитай 110 лет, а он всё впробегутки - ищет потерянное царство.
-Какое? - машинально спросил я.
-Не знаю. Какое-то древнее, типа царя Гороха, - проговорила она скороговоркой, словно это было что-то очень неприличное.
Облегчённо вздохнул: дед видать, на старость лет, умом тронулся, в детство впал.
-Понятно.
-Да, что вам понятно?! - расстроенно воскликнула она, - Люди рядом с ним всякую чушь видят, а потом им с этим жить, а ему всё нипочём!
Не знал, что ей и ответить, мне теперь тоже с этим жить.
Вздохнув, она посмотрела ещё раз по сторонам.
-Ладно, пойдёмте, до ваших провожу, всё равно его тут нет и куда унесло не ясно. Если ещё раз встретите, скажите, что Сима ищет.
Аж, поперхнулся и не устоял спросить:
-Вас, что Серафимой назвали в честь прадеда?
-Кто ж знал, что он столько лет проживёт и этим всё обернётся. Человек он был заслуженный, уважаемый, на фронте воевал, медали имеет, в колхозе агрономил, - Сима, махнув рукой, направилась по тропинке к деревянной лестнице, ведущей наверх. Я поспешил за ней.

Глава 2

Поднявшись по крутой деревянной лестнице и, с непривычки, запыхавшись, посмотрел по сторонам, в поисках Симы, но она как сквозь землю провалилась, зато в конце берёзовой аллеи маячили знакомые разноцветные футболки туристов, из моей группы. Направился вслед за ними, на ходу, осматриваясь кругом и удивляясь, куда так быстро могла уйти Сима.
Догнал своих почти у самой столовой. Подошёл к экскурсоводу Олегу и спросил, почему оставил меня на берегу. Он, от удивления, округлил карие глаза, снял фасонистую кепку-хулиганку и почесал затылок.
-Да, быть не может! Я видел вас поднимающимся по лестнице, когда с берега уходили. Сверху ещё раз осмотрел его, внизу никого не было.
-Но, я там всё же остался.
Пытаясь парировать мои претензии, он, картинно, поднял, согнутые в локтях, руки, прямо, как в кино, когда сдаются в плен.
-Виноват. Извините. Главное, всё обошлось и вы с нами.
Внутри меня словно чёрт взвился.
-Как бы не так. Меня тряхнуло. Вы не предупредили, что у вас тут землетрясения бывают?
Олег отступил, осмотрел меня с ног до головы, словно проверяя, всё ли на месте, и ехидным голосом спросил:
-Вы сегодня на грудь ничего не принимали? Может пивка или энергетик?
Это ещё сильнее разозлило меня.
-Да не пью я! И в трезвом уме!
Олег подошёл и, как ребёнка, погладил по плечу.
-Да не волнуйтесь, вы, так. У нас тут отродясь землетрясений не бывало. Может у вас случился тепловой удар, вот и показалось.  Давайте сейчас пройдём в столовую, там кондиционер работает, поостынем, пообедаем, успокоимся и поедем в сосновый бор на прогулку. Целительный воздух, как рукой, плохое самочувствие снимет.
Выглядеть уж совсем дураком, не контролирующим себя, не хотелось, поэтому, сконцентрировался и мысленно выпустил “пар”, кивнув ему головой, в знак согласия.
Олег открыл дверь столовой, и я послушно вошёл внутрь. Меня, аж, подзуживало расспросить его про Серафима и Симу, но решил отложить разговор, на после обеда.
Привыкший питаться в столовках, в короткий обеденный перерыв, наслаждался с какой неторопливостью принесли солянку, вкусную, по-настоящему домашнюю, с большим количеством мяса и даже двумя оливками, затем, тефтели с пюре, залитые густой подливкой.
Когда вышел из столовой, автобуса на месте не оказалось, а Олег бегал взад-вперёд и с кем-то разговаривал по телефону. Наконец, закончив разговор, он обратился к нам, столпившимся в тени берёзовой аллеи, и сказал, что можем полчаса погулять, а потом поедем в сосновый бор. Толпу как ветром сдуло.
Решил, что это самый подходящий момент для разговора. Подошёл к Олегу. Он встретил благостной улыбкой, явно заученной для таких, как я, неспокойных туристов.
-Вы, вроде говорили, что местный. Знаете Серафима и его правнучку Симу?
Улыбка сползла с его лица, и он уставился на меня испуганным взглядом.
-Это их вы встретили на берегу, когда отстали?
-Да. А что? - решил немного поиздеваться над ним, притворившись, что ничего не знаю.
-Они у нас местная достопримечательность. Вечно с ними что-то происходит… и с теми, кто оказывается рядом.
Помолчав немного, добавил:
-Раньше была нормальная семья, я с Симкой учился в одном классе. Отличная девчонка. А потом, дед у них, после смерти жены, на старость лет, увлёкся местным фольклором, разными побывальщинами, заделался археологом… ну, и пошло, поехало.
-Что?
-Стал бродить по округе, искать что-то, в соседние районы ездить, пропадать неделями, народ сказками пугать, да всякими мороками. Дочь и внучка его терпели, терпели, искали, когда он долго пропадал, а потом плюнули и со своими семьями в город уехали. Серафим один в доме остался. Правнучка летом приезжает, чтобы проведать, приглядеть… Да, где там. Главное, он, несмотря на свои года, крепкий, бодрый старик, хозяйство ведёт, ни в чём не нуждается. Если бы не его заморочки, мог бы быть нашей гордостью. Фронтовик ведь! А, так, одно с ним наказание! Врачей из областного центра вызывали, чтобы оценили его психическое состояние, думали, в больничку отправят полечиться. Так, нет. Они проверили, признали вменяемым и опасности для окружающих не представляющим. А, нам с ним, в одном городе, как жить? Тут каждую неделю какие-то хрени происходят…
-Какие?
-То один, то другой что-то странное увидят, где ничего нет и быть не может, типа ход в земле или предмет какой из щели торчащий. И, всё только потому, что им Серафим “здрасьте” сказал! Люди от него шарахаются, завидев, за километр обходят. Соседи, окна, в сторону его усадьбы, досками заколотили, чтобы не дай бог чего не померещилось. Даже попа вызывали. Он его участок окропил и молитву прочитал. А, потом, Серафим к нему в церковь пришёл, якобы помолиться… так там икона ожила, засветилась, и богоматерь попа благословила.
-И что?
-Попа в другой приход отправили, а церковь закрыли, якобы на исследование. Так запертая и стоит.
Олег замолчал, задумавшись.
Решил всё-таки навестить Серафима, чтобы узнать, что ему от меня надо, раз он ко мне приходил. Да и любопытно стало, после россказней экскурсовода, тем более что я во всю эту чушь не верю.
-Олег, где мне найти его дом?
Тот уставился на меня, как на помешанного.
-Неужели, не поняли? Он же колдун. Или вы из-за Симы? Так, она такая же.
-Мне нужно, - твердо ответил я.
Обречённо глянув на меня, он сказал.
-По главной улице, шестой проулок, справа, третий дом. Ворота старинные, кованые. Только, когда до ворот дойдёте, ещё раз подумайте, чем рискуете. Может передумаете. Жду вас у автобуса через полчаса. Если что, перезвоните.
Олег повернулся и пошёл от меня, достал телефон и стал опять кому-то названивать.

Глава 3

Июль в этом году на удивление жаркий, и если на берегу ветерок с реки спасал от зноя, то прогулка до дома Серафима, по центральной улице городка, где тротуар, с обеих сторон, прикрывали, лёгкой тенью, лишь деревца акаций, выжала из меня девять потов. Хотя, виной мог быть и плотный обед. Ещё и пить очень захотелось, вероятно, солянка давала о себе знать.

Свернул, наконец, в долгожданный проулок и отсчитал третий дом справа. В глаза бросились чёрные металлические ворота, явно очень старинные, а кованые, не кованные, я в этом неспециалист. Калитка была открыта, поэтому, на правах знакомого, спокойно вошёл, даже не постучав.
На крыльце грелся рыжий котейка, который, подняв голову, посмотрел на меня зелёными глазами, лениво встал, потянулся и направился в дом. Я пошёл следом, благо дверь была открыта. Уже, занеся ногу за порог, услышал знакомый скриповатый голос Серафима.
-Илюха, ты куды направился? Я здесь.
Дверь небольшой сарайки, которую я и не приметил, открылась и вышел Серафим с курицей в руках.
Почувствовав себя неловко, немного замялся, не зная, что сказать.
Серафим подошёл, отдал мне курицу, а сам, вертя на свет два яйца, спросил:
-Ты пошто пришёл? Дело какое али так, в гости?
Опустив, осторожно, курицу на землю, которая тут же стремглав побежала в сарай, сказал:
-Сима просила передать, что тебя везде ищет.
-Дак, чего меня искать, я за знамо здесь.
Набравшись духу, спросил:
-Серафим, а что на берегу было?
Он посмотрел на меня выгоревшими от солнца, когда-то голубыми глазами, и усмехнувшись ответил.
-Светопредставление.
Переспросил.
-Что, за светопредставление?
Не отрываясь от меня прищуренным взглядом, тихо ответил.
-Светопредставление и есть. Свет он не только тута - наверху, но и тама, - указав пальцем себе под ноги.
Ничего не поняв, из его двусмыслицы, спросил:
-Но ведь сейчас он опять целый?
Посмотрев под ноги, он промолвил.
-Так-то оно так. Айда в дом, там поговорим, - и направился к крыльцу.
Я - следом.
Войдя и окинув взглядом хоромы Серафима, удивился чистоте и минимализму. Старинный резной стол из массива дерева, с двумя широкими лавками с двух сторон, такой же резной буфет у стены, комод, льняные занавески на окнах, вот и всё убранство большой комнаты. Из неё было два выхода: один с узкими деревянными створками, похоже в спальню, другой, занавешенный полотняной шторой, в кухню, куда и ушёл хозяин.
-Илья, ты тама располагайся! Сейчас чайку попьём, только я себе яишенку сварганю. Страсть, как с утра проголодался.
Усевшись на скамью, удивился, как тут прохладно, словно и нет за окном знойного лета.
На кухне зашкворчали на сковороде яйца. Серафим вынес эмалированный чайник и пару гранёных стаканов в старинных подстаканниках, затем принёс банку варенья и тарелку с хлебом, потом - сковороду с зажаренными яйцами.
-Чё сидишь, как не родной? Намазывай хлеб, чай пить будем, - скомандовал он и уселся за стол, напротив.
-Да, я только что пообедал в столовой, - попытался отнекаться я.
-Так я тебя не обедом собираюсь потчевать, а только чаем напоить. А какой чай без варенья? - буркнул он, нарезая вилкой, на сектора, яишницу на сковороде. - Разговор-то долгий будет.
Возражать не было смысла. Налил в стакан чай, взял кусок хлеба и намазал вареньем. Варенье оказалось очень вкусное, из крыжовника, а чай ароматный, на каких-то травах. Серафим быстрёхонько зачистил сковородку и тоже налил себе чая.
-Ну, вот теперь другой коленкор! - пристукнул он ладонью по столу. - Можно и к делу теперяча.
-К какому? - не удержался я.
-Да к тому, что тебя ко мне привело. Ты ж правду хочешь знать? - испытующе посмотрел он на меня.
-Хочу, - растерянно промямлил, на самом деле не зная, что я вообще хочу.
Серафим обхватив левой рукой подбородок, погладил его, словно там была невидимая борода, и тихо сказал:
-Паря, дело такое. Земля, под нами, то расширяется, то сужается. Я это заприметил на полях, когда агрономом робил. Решил - эрозия почвы, пока не узрел, как берег раскололся. Испужался тогда жуть, думал помираю. В книгах стал искать, людей обспрашать: не видал ли кто такое чудо.
-Ну и? - не удержался я.
-Ничего! А славу умалишённого схлопотал! Только я не таков, чтоб всё бросить и сдаться. Стал учёным археологам писать. Аж, в столицу. Один даже приезжал… лет десять назад. Водил его на берег. Он там что-то копал. Уехал не попрощавшись. Видать, нашенские, ему про меня всякую чушь наболтали.
Серафим стукнул сухоньким кулаком по столу.
-Не сдался я! Нашёл пять мест в округе, где земля такие шутки выделывает. И везде чёрный угол, в трещине, торчит.
Я аж затаил дыхание.
-Думаешь, зря я за него лапался? Нет! Чуть заденешь его рукой и уже, в другом месте, где такая же хреновина. Всё надеялся, что внутрь попаду. Ан, нет! Эта зараза внутрь не пускает!
Не вытерпел:
-Откуда они? Кто их сделал?
Серафим оживился, заулыбавшись.
-Помнишь, сказку про три царства: медное, серебряное и золотое?
Мотнул головой, как не помнить, мне бабушка в детстве все уши ей прожужжала.
Он тоже, в знак согласия, замотал головой.
-То-то и оно! Чтобы их обрисовать, надо там побывать. Значит, ход есть!
Послышался быстрый, лёгкий топот по лестницам.   
Серафим, как ужаленный подскочил.
-Илюха, мне пора, - и, схватив сковородку, убежал на кухню, только шторка взвеяла.
Дверь распахнулась и влетела Сима. Уставившись на меня, ничуть не удивившись, спросила.
-Что чаи распиваем, басни слушаем?
Не успел ей ничего ответить. Она зашла на кухню и проговорила в сердцах:
-Опять сбежал!
Когда туда зашёл, увидел открытую дверь в подполье и спускающуюся вниз по лестнице Симу. Она глянула на меня и приказала:
-Бери фонарь с полки и спускайся за мной.
Фонарь оказался на подоконнике. Спустившись вниз, увидел ряды полок, заставленные банками заготовок и Симу, пытающуюся открыть небольшую дверь в самом углу.
Глянув на меня, она обречённо промолвила:
-Вот опять через неё утёк. Он тут ход сделал, чтобы лишний раз соседям глаза не мозолить… и от меня прятаться.
Предложил:
-Может попытаюсь её открыть?
-Нет. Не надо. Я по заячьим норам лазать за ним не буду. Да, и вообще всяких подземелий боюсь, после его рассказок-то. Пошли наверх! - заключила она и направилась к лестнице.
Когда поднялся наверх, в кухне её уже не было. Что-то мне подсказывало, что её и в доме нет. Так и оказалось. Что же за семейка-то такая?!
Услышал сигнал подъехавшего автобуса. Видать, Олег решил всё-таки меня спасти. Усевшись на сиденье, почти сразу задремал, и пока ехали до соснового бора, приснился пару раз Серафим, говоривший:
-Не дрейфь, паря, скоро увидимся.


Рецензии