Стихи об Агуле и на агульском

Творчество Гаджи Алхасова


Имея давние литратурные традиции, жителям Страны гор особенно близка поэтическая форма изложения. Стихи лучше всего могут воспеть красоту родного края, затронуть самые сокровенные мысли и чувства о Родине.

Высокая поэтическая нота, красота Слова способна пробудить в человеке и обществе самые благородные чувства, способные вдохновить на большие свершения во благо своему народу.
Ведь не просто так выдающиеся поэты, ашуги посвящают народным героям, как олицетворению духовной силы общества, - песни, стихи, целые поэмы!

Испокон веков поэты в своих лирических произведениях говорили от сердца о крае детства, о родных местах и о любимых людях.

Часто бывало, что именно стихами поэты выражали свое видение того социального напряжения, несправедливости и тех проблем, с которыми сталкивалась его община и народ.
Напрасно некоторые думают, что в наш век материализма и высоких технологий стихотворный слог себя изжил. Наоборот, в нем, как в тихой гавани, можно найти успокоение от огромного информационного потока.

Мы представляем вниманию читателей творчество сына агульского народа, нашего коллеги, представителя ФЛНКА в Агульском районе, Гаджи Алхасова.


АГУЛ

Мой край родной, Агул 
Как давно я здесь не был 
Судьбой ввергнутый в никчемных дел круговерть 
Под чужим скитался далеким небом 
Чужих полей лаская взором неродную твердь.

Искал чего, и узреть, мечтая, что увидел 
Проверял любовь, какой земли на вкус и вес?
Нет, не то чтобы ту я ненавидел
Просто сердцу она как-то ближе здесь.
И вот мы с тобою снова вместе,

И хочется рыдать, смеяться и на плоть твою возлечь 
Когда шумит Чираг-чай, поет ветер чистый 
И в гортани Магу-дере звучит родная речь.
Вот блистаешь ты как алмаз ледниками
Но не этим нам с тобою, чего таить, повезло,
Что кормишь хлебом нас, поишь родниками, 

А тем, что не держишь в сердце ты людское зло.
И этим возносишься над веками
Гора к горе - других примеров нет.
И лицо твое святое, что вровень с облаками 
Озаряет вселенский глубинный свет.

Агул, Агул! Вот вновь я с тобою, 
Перейдя какую-то незримую черту, 
Жажду вновь в себе нести это небо голубое 
И, суровых скал твоих неземную красоту.



Исповедь волка


Путей легких на свете не счесть, 
Если купиться, идя на сделки. 
Но я защищал свою волчью честь 
И в злой оказался переделке.

Кто не знает, скажет – это бред. 
Но они пошли, лаясь, с ходу 
И я решил – ответ один на тысячу бед, 
Когда на тебя объявляют охоту.

И не стал поворачиваться спиной, 
Когда из лежащей у ног трясины 
Вдруг удушливой волной 
С холодком повеяло и псиной.

На месте меня оказаться мог любой. 
Но я знаю ваши разговоры, 
А я как подобает волку кинулся в бой 
Один против всей этой сытой своры.

И пошли в ход когти и клыки. 
Да разве это понять, кто может, 
Как зубы мои словно мерцающие клинки 
Рвали плоть их под горячей кожей.

И челюсти захлопывались как замки, 
И шерсть на загривках разлеталась в клочья. 
А мои, мои мерцающие клинки 
Ставили на них свои многоточия.

Что сказать, бой не скоротечным был 
И мне порядком в нем досталось. 
Но, когда на поле улеглась густая пыль - 
Лежать немало их осталось.

Да, уже не молод я, и по возрасту слаб, 
Но горд, хотя подвести итоги рано, 
Что не стенаю, не плачу как беглый раб 
А шершавым языком облизываю раны. 




Ночь в саду


Мерцанием звезд далеких полон сад, 
Огней зажег стаю зодчий, 
И я таюсь в тени как конокрад - 
Заворожен игрою ночи.

Меж веток яблонь вьется дым, 
Зияют вечные глубины
И иглой луча холодный Рак 
Стреляет в глаз мне из карабина.

И фронт, и тыл – сплошная тьма, 
Отовсюду несутся звуки, 
Не сойти нынче как с ума, 
Когда ночь сама распускает руки.

Был в сад случаен мой приход
И таковы порывы тоже, 
Но вот души взломали код 
И меня спасти никто не сможет.

Я дал себя заворожить. 
Когда ночь творит такие штуки, 
Боже, как заново хочется жить, 
Любить, и вынести любые муки.


 
Хiачин-кIур


ХIачин-кIур хIянаъ къапуйхъ 
ДурхIяйа кулакихъай, 
Жагвар шал руцай далуйхъ 
Лажилхая хIалакихъай.

Хияли – агъбаIй заву 
Хяр ттуттай дурна хьуна, 
Нур атIу чуIлан гьавуъ 
Аваз дикIас сурна хьуна

Гулая аIхъ жилис ату 
Рагъ манзилил рукьай агвай 
Ми фи лепе э кIилис атуф 
Мескъв тIилкьаф агвай-агвай.

Ккирижая кулак жиликк 
Руг гъайихьай уркIвариъас 
Раккарихъ хъа сирлу хиял 
Гъургъай кьуIнна иркIвариъас.

ГIаршттин кIукIуъ илхъяйа рагъ 
Зарлу дуягь фараш акьай, 
Лухъая хIачин-кIур хIянаъ 
Жагвар тукун жикал акьай.


Ишкилчи


Ишкилчий атайа ишкил 
Кулак дурхIяй дифарихъай, 
Исал дере файина кекил 
Заву агъбяй луфарихъай.

Ишкилчий атая ишкил 
Марзун дараъ чамра ахъай,
Къуру-суван кIаре кIилил 
Уч-учихъай угъал лухъай.

Ишкилчий атая ишкил
Фагъум гъушай иркIураъас,
Агъуларин яван жилил 
Тук аттахъай маIркIураъас.

Ишкилчий атая ишкил 
Загълум дуйил хIайран хьуна, 
Къачис ярхIуI музе чигил,  
Дифуракес жейран хьуна.




ГIАКВНА


Вари цIаяр хъатIусуна ахъяр гIячахъуни, 
Зулматин хIал хьуни цулин ругъу гIушакес. 
КIаре цIабрухъянарин кьатI суман ачахъуни 
ТIагариъас зенгу пIяжар кехъай даракес.

Тиребин ундугIяй адина кьанди 
ГIашай алдаркай хуларил 

Зус миннат акьаф суман закес чара ккандий 
Йаваштти лурцай лукьуни гур зе хиларил.

Гьамиштти гъузуна гIуIнна ярхIуIна тIагарис 
ПIяжар агуф мучI лихьуна хярарил 
Зусра кканхьуни зе дардар латас паргарис 
ГIушан цIабрухъян хьуна укьас сан хиларил.


Представительство ФЛНКА в Дагестане


Рецензии