49 Пушкин Троится Троица придумана не зря

Сказ о русском холодном как... оружии для махаловки со славным погоняло

                Г А С И Л О
и ведь сильно гасило ...

1

Три богатыря

Три богатыря,
бога тыря  …
или зря
троица придумана не зря,
ведь недаром чуть не в каждой чайной
есть картина
«Три богатыря»
и Маша
иль уж стыбрили тебя…
или зря
и это чей туфля


2
ПЛАВЛЕНЫЙ СЫРОК

Сделана отметка на стакане,
И укромный найден уголок,
И давно разломленный в кармане,
Засыхает плавленый сырок.

Ах, где ж ты, друг, наш третий друг?
Засыхает плавленый сырок.

Трое появились не случайно,
И троица придумана не зря,
Ведь недаром чуть не в каждой чайной
Есть картина «Три богатыря».

Ах, где ж ты, друг, наш третий друг?
Есть картина «Три богатыря».

Третий, где ж ты? Отзовись, ну где ж ты?
Я, может быть, издохну в час ночной,
А ты опять куда-нибудь уедешь
На машине с красной полосой.

Ах, где ж ты, друг, наш третий друг?
На машине с красной полосой.

Или ты, устав от жизни этой,
В мир подашься несколько иной:
В желтом доме чертиков зеленых
Ловишь ты казенной простыней.

Ах, где ж ты, друг, наш третий друг?
Ловишь ты казенной простыней.

Сделана отметка на стакане,
И укромный найден уголок,
И давно разломленный в кармане,
Засыхает плавленый сырок.

Ах, где ж ты, друг, наш третий друг?
Засыхает плавленый сырок.

Блатная песня: Сборник. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.

3
 
Песня утвердилась как дворовая песня

Но есть авторы - музыка А. Зацепина, слова Л. Дербенева для фильма "Формула радуги" (1966), где звучит без первого куплета в исполнении героя Савелия Крамарова (за него за кадром спел сам Александр Зацепин).

Обычай "сообразить на троих" и философский вопрос "Третьим будешь?" происходит из тех советских достойно застойных эпох, когда водка стоила 3 р.

(у нас в 41-ом в Тэмбов-сити = 2,67, потом  3,62 …  потом меня развело и …  увезло на Крайний Север)

Жена каждое утро давала советскому … не - не то, а  = 1  рубль на обед =
больше дашь – выйдет с помойным ведром и … ищи свищи … и к утру не вернется
 
Но и этот  рубль иногда, а то и чаще пропивали. Для реализации надо было сгруппироваться втроем и сообразить на троих, чтобы хватило на бутылку. 
И плавленый сырок.
Хотя и соображать то было нечего и нечем = и ежу было понятно = автоматом или по определению всесильного греха = На троих...

"Три рубля на водку" и "водка на троих" часто упоминаются в ранних песнях Высоцкого (1962-1963 гг.) –

"Если б водка была на одного...",

"Сколько лет, сколько лет...",

"Мы вместе грабили одну и ту же хату..."

А чтоб нам было с 5 бутылок    если б она была  не из опилок …


4

Анкета Трех Богатыривших

имена:

                ГОРЫНЯ, ДУБЫНЯ И УСЫНЯ

три богатыря-великана  русских  сказок. Они   обладают    сверхчеловеческой   и одновременно   нечеловеческой   силой, которая приводит к нарушению естественного природного порядка,   затрудняющему   действия   главного    героя.

Горыня (Г., Горыныч, Вертогор, Вернигора) захватывает целую гору, несёт в лог и верстает дорогу или «на мизинце гору  качает, горы   сворачивает»

Дубыня (Дубынеч, Вертодуб, Вернидуб, Великодуб и т.п., а также Дугиня,  который любое дерево «в дугу согнёт») «дубьё верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет» или «дубьё рвёт»
 
Усыня (Усынеч, Усынка) «спёр реку ртом, рыбу ловит усом, на языке  варит да  кушает», «одним усом реку запрудил, а по усу, словно по мосту, пешие идут,   конные скачут, обозы  едут» и т.п.

Эти богатыри — не  духи-покровители   соответствующих   объектов (гора, дуб,   река),   а  нарушители  их естественных  функций:   они  срывают горы, вырывают дубы, запирают течение  рек.
 
Антропоморфические  черты этих  богатырей  слабы и   оттеснены хтоническими: гора, дубы (лес) и река  (вода) являются местом их обитания:

Г. связывается с горой как препятствием на пути,   помехой,   нарушающей ровность воздвижением вверх.

Д. (связанный с дубом в силу народно-этимологического     осмысления)     мог некогда быть связан с другим нарушением   ровности,   порядка — с   провалом   на   пути,    помехой,   находящейся внизу и так же, как и в случае Г., относящейся к земле (куда он запихивает дуб).

Имя У. также должно быть расценено как результат народно-этимологического   переосмысления. Поскольку слово «усы» является метонимическим переносом названия  плеча. У. сопоставим с образом дракона или змея, запруживающего   воды   своими   «плечами». Змеиная  природа У. непосредственно проявляется в сказке, где У.— «птица Усыня змей о 12 головах»  («сам с  ноготь,  борода  с  локоть, усы но  земле тащатся, крылья на версту лежат» — ср. мотив ширины плеч).
Иногда упоминается булава или дубина У. при том, что этим оружием громовержец   Перун  поражает  Змея. Таким образом, прототипами трёх богатырей  можно  считать  хтонических чудовищ, олицетворяющих косные и разрушительные силы нижнего мира - земли, воды и т. п.

Истопник: Мифологический Словарь

У… Усыня – это родитель оружия для русской дуэли:

дубина, булава, гасило, кистень, шеркопер


Рецензии