Подводные малыши СССР и РФ
В 1934-1935 гг. был разработан весьма оригинальный проект лодки АПСС («Аэро-Подводный Самодвижущийся Снаряд»), а в 1935-1936 гг. завод «Судомех» построил две единицы.
Снаряд представлял из себя миниатюрную 8-тонную подводную лодку с телеуправлением по радио, вооруженную 450-мм торпедой или 370 кг взрывчатки. При подводной скорости 4,5 узла дальность ее плавания составляла 25-28 миль, глубина погружения - 10 м. АПСС предполагалось доставлять в район применения, подвешивая под самолетом.
В качестве носителя и пункта воздушного управления предполагалось использовать гидросамолет АНТ-22, разработанный конструкторским бюро А.Н.Туполева. Самолет мог транспортировать одну такую ПЛ на внешней подвеске, или две на его поплавках. Дальность полета позволяла доставлять СМПЛ на расстояние 500 - 600 километров. Телеуправление АПСС могло осуществляться как с самолета, так и с надводного корабля, предусматривалось и управление экипажем из одного человека. Вспомогательным режимом было программное управление с помощью механического автоматического курсопрокладчика.
Проведенные в Финском заливе испытания показали низкую надежность дистанционного управления и дальнейшие работы были прекращены.
Одним из плодов этого бюро стал и проект «Аэроподводной лодки». Лодку предполагалось доставлять в район применения с помощью гидросамолета. Опытный образец был построен на заводе № 196 «Судомех» в Ленинграде, ее испытания начались в 1935 году. Предполагалось построить 10 таких лодок.
Водоизмещение надводное – 18.6 т
Скорость надводная - 6 узлов
Скорость подводная - 5 узлов
Дальность плавания:
надводная – 150 миль
подводная - 55 миль (при 3 узл.), по другим данным - 18 миль
Глубина погружения - 30 м
Вооружение - 2 - 450-мм торпедных аппарата, 2 торпеды
Экипаж - 4 человека
Автономность - 3 суток
«Аэроподводной» лодку сделать не удалось, так как разработанный А.Н. Туполевым гидросамолет МК-1 имел максимальную грузоподъемность всего лишь 13 т. Получившую название «Пигмей» минисубмарину перевезли в Феодосию, где продолжили испытания, которые показали ее малопригодность из-за низкой надежности энергетической установки и малой дальности плавания. Поэтому лодка в строй не вступила.
В 1939 году на заводе № 196 (по другим данным - № 194) началось строительство ныряющего торпедного катера М-400 «Блоха», спроектированного под руководством В.Л.Бжезинского. Предполагалось, что она приблизится к цели в подводном положении, внезапно всплывет и атакует ее как торпедный катер. Могла также подойти к цели в подводном положении, атаковать, а затем всплыть и стремительно уйти.
В качестве главной силовой установки предусматривался дизель, который в подводном положении работал бы по замкнутому циклу с использованием кислорода.
Водоизмещение «Блохи» ( надводное/подводное) – 35,3/74 т
Скорость полная – 31/11 узлов
Дальность плавания на полном ходу – 110/11 миль
Предельная глубина погружения – 30 м
Вооружение: 2 - 450 мм торпедных аппарата; 1 - 12,7 мм пулемет ДШК
Экипаж – 3 человека.
«Блох» предполагалось размещать на борту проектировавшихся тяжелых крейсеров. Во время блокады Ленинграда в 1942 году работы были остановлены при технической готовности корабля 65% и более не возобновлялись.
Во время Великой Отечественной войны в инициативном порядке ЦКБ-18 (ныне Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин») вело проектирование СМПЛ для действия в мелководных морских районах с возможностью массовой постройки в военное время.
Первый вариант типа СМ-30 (проект 606) был разработан в 1942 году, имел надводное водоизмещение 34 т и был вооружен двумя 450-мм торпедными аппаратами и двумя пулеметами. Экипаж состоял из 4 человек, автономность - 5 суток. До постройки дело не дошло в первую очередь из-за малой надводной (8 узлов) и подводной (всего лишь 1,8) скорости.
В 1943 году был предложен усовершенствованный вариант (проект 610, главный конструктор С.А. Егоров). При надводном водоизмещении около 40 т скорость увеличилась до11,3/6 узлов, автономность до 10 суток, экипаж до 6 человек. Надводная дальность плавания должна была составить3000 миль при 7 узлах, а подводная - 40 (2 узла). Торпедное вооружение оставалось без изменения.
Эти лодки предполагалось строить на заводе № 342 в г. Навашино, но Наркомат ВМФ признал это нецелесообразным из-за низких оперативно-тактических качеств.
После окончания Великой Отечественной войны в руки советских специалистов попало несколько итальянских сверхмалых подводных лодок типа “CB” и немецких XXVIIB5 “Seehund”.
Точное количество «Зеехундов» автору установить не удалось. Вероятнее всего, это были находившиеся в большой степени готовности U-6251 и U-6252, строившиеся на судоверфи «F.Schichau GmbH» в Эльбинге, некоторое количество недостроенных лодок и техническая документация к ним. Но по американским данным «советам» достались восемнадцать готовых и тридцать восемь недостроенных СМПЛ.
Изучение этих минисубмарин было поручено КБ, расположенном на территории завода №-196 в Ленинграде, куда в начале 1947 года доставили два недостроенных «Зеехунда», техническую документацию и сборочную линию со строившей их судоверфи.
Было решено достроить только U-6251, данному проекту был присвоен шифр «SH», а самой лодке - номер «244». КБ завода разработало необходимую документацию и чертежи, включая инструкции по эксплуатации. Была полностью сохранена оригинальная немецкая силовая установка. Вместо недостающих механизмов и оборудования были установлены отечественные аналоги, в том числе средства связи и навигации. Для вооружения использовались трофейные 533-мм торпеды G7e.
2 ноября 1947 года лодка была спущена на воду, 5 ноября были завершены швартовные, а 20 ноября - ходовые испытания. В 1948 году СМПЛ была передана в опытную эксплуатацию Отряду Подводного Плавания (Кронштадт). Сведения о дальнейшей судьбе лодки противоречивы. В ряде источников утверждается, что ее через несколько лет утилизировали., а в других - передали одному из ленинградских Высших военно-морских училищ.
Дальнейшие разработки СМПЛ в СССР долгое время не велись, так как руководство ВМФ, включая адмирала Н.Г. Кузнецова, считало это бесперспективным. Только в 1956 году разведка ВМФ предложила начать работы по созданию СМПЛ и управляемых подводных групповых и индивидуальных средств передвижения водолазов. В 1957 - 1959 годы велись активные работы проектных организаций по созданию отечественных сверхмалых подводных лодок.
Наибольший интерес представляет проект 663 (шифр ШКЛО), разработанный в 1959 году ЦКБ-16 (главный конструктор Е.С. Корсуков). Проект имел четыре варианта:
I. Вооруженный двумя торпедами калибра 533-мм.
II. Десантный - 6 десантников взамен торпедного вооружения.
III. Вооруженный двумя 450-мм торпедами
IV. Вариант I, но другой конструкции.
СМПЛ имела торпедообразный корпус из алюминиево-магниевого сплава, ограждение рубки отсутствовало, но была предусмотрена выдвижная шахта для экипажа. Доставка лодок вариантов I-III в район применения предполалагалась на борту подводных лодок-носителей, а СМПЛ варианта IV, имевшие большое водоизмещение и экипаж, должны были действовать с берега.
В качестве форсажной энергетической установки служила парогазотурбинная установка мощностью 2000 л.с., для экономического хода планировался дизель мощностью 120 л.с., работающий по замкнутому циклу. Предполагалось оснастить лодку комплексной гидроакустической станцией, средствами радиосвязи и телевизионным перископом на заваливающей мачте.
Основные ТТХ СМПЛ проекта 663
(варианты I-III)
Водоизмещение нормальное - 44,3 т
Скорость полного хода, подводная - 30-31 узла
Скорость под двигателем экономического хода, подводная - 10 узлов
Дальность плавания - 50 (30 узл.), 600 (5 узл.) миль
Глубина погружения предельная - 200 м
Экипаж - 2 человека
Автономность - 5 суток
Проект осуществлен не был - при сомнительной его эффективности требовалось создание большого количества сложного малогабаритного оборудования.
В дальнейшем в Советском Союзе сверхмалые подводные лодки не проектировались. Часто в различных источниках к СМПЛ относят подводные лодки проекта 865 «Пиранья», вступившие в строй в 1988и 1990 гг., но из-за больших размеров (более 150 т) по отечественной классификации они считаются малыми подводными лодками. Тем не менее, уделим внимание и этому проекту, тем более, что он «засветился» в популярном фильме «Особенности национальной рыбалки».
Начиная с 1973 года по техническому заданию ВМФ СССР ленинградское КБ «Малахит» начало разработку СМПЛ, водоизмещение которой не должно было превышать 80 т. Согласно ТТЗ, лодка должна была выполнять специальные задания в мелководных (от 10 до 200 метров), сложных в навигационном отношении районах.
Разработка проекта 865 «Пиранья» велась под руководством главного конструктора Л.В. Чернопятова, которого в 1984 году сменил Ю.К. Минеев. В процессе проектирования водоизмещение «Пираньи» возросло до 218 т и таким образом она превратилась в «малую подводную лодку». Опытная лодка «МС-520» была заложены на Ленинградском Адмиралтейском объединении в июле 1984 года и вступила в строй 30 декабря 1988. За ней последовала «МС-521» (в строю 25 декабря 1990 г.). Лодки оказались весьма дорогостоящими - стоимость постройки одной лодки соответствовала двум бомбардировщикам Ту-22М.
«Пиранья» обладает достаточно низкими физическими полями за счет использования немагнитных титановых сплавов и стеклопластика, а также максимального снижения шумности механизмов и оборудования. Особенностью лодки является наличие расширенной надстройки в которой размещалось специальное оборудование: два герметичных грузовых контейнера длиной 12 м и диаметром 62 см для транспортировки водолазного снаряжения (4 буксировщика типа «Протон» или 2 транспортировщика типа «Сирена-У») и двух устройств минной постановки, в которых размещались две мины типа ПМТ, либо две 400-мм торпеды «Латуш». Имелись также два забортных проницаемых устройства с диаметром труб 537 мм.
Для выхода водолазов и их возвращения на борт на глубине до 60 метров проект 865 снабжался водолазным комплексом со шлюзовой камерой.
«Пиранья» была оснащена самым современным на то время малогабаритным радиоэлектронным вооружением (гидроакустика, радиолокация, средства связи). Развитая система автоматизации позволила управлять лодкой экипажу всего лишь из трех офицеров: командира-штурмана, помощника по электромеханической части и помощника по радиоэлектронному вооружению.
Основные ТТХ СМПЛ проекта 865 «Пиранья»
Водоизмещение надводное/подводное - 218/319 т
Скорость надводная/подводная - 6,0/6,7 узлов
Предельная глубина погружения - 200 м
Дальность плавания - 1000/260 миль
Мощность дизель-генератора - 160 кВт
Мощность гребного электродигателя - 60 кВт
Автономность - 10 суток
Численность экипажа/спецназа - 3/6
После длительного периода испытаний лодки вошли в состав 22-й бригады подводных лодок ДКБФ, базировавшейся в Лиепае, а позднее переведены в Кронштадт. Бытует много легенд об участии «Пираний» во всяческих тайных операциях на Балтике, в частности в шведских водах. Однако, по известным данным, лодки за пределы советских территориальных вод не выходили и в основном простаивали у причала.
Судьба лодок проекта 865 оказалась довольно скоротечной. Места им в сложившейся военно-политической ситуации начала 90-стых моряки не нашли, сказались также сложность их эксплуатации, отсутствие финансирования, а также большие габариты лодки. Поэтому в марте 1999 года обе «Пираньи» отправили на разделку на металл на Кронштадский морской завод.
Начиная с 1970 года в строй советского ВМФ вступили 9 сверхмалых подводных лодок проекта 1015 (СПЛЦ - специальные подводные лодки-цели). СПЛЦ были спроектированы СКБ-172, строились на Севастопольском судоремонтном заводе № 13 и были распределены по всем флотам, а также Каспийской флотилии.
Проект 1015 представлял собой необитаемую СМПЛ с программным управлением и предназначался для тренировки противолодочных сил. Перед каждым учением в вычислитель лодки загружали ее маршрут – курс, скорость, глубину погружения и она шла по заданному маршруту.
После распада СССР, каспийская лодка вошла в состав ВМФ Азербайджана, и получила номер А-600. Сегодня это единственная сохранившаяся лодка проекта 1015. Она установлена как памятник в Баку.
Кроме сверхмалых подводных лодок на вооружении ВМФ СССР и Российской Федерации состояли (и состоят) групповые подводные носители водолазов типа «Сирена», «Тритон-1М», «Тритон-2», которых часто относят к СМПЛ. Носители предназначались для скрытной доставки, высадки и обратного приема водолазов-разведчиков.
В январе 1958 года Ленинградский кораблестроительный институт по заданию ВМФ начал разработку носителя «Сирена», а к июлю был построен макетный образец и начались его испытания. В 1960 году аппарат передали в производство на судостроительном заводе № 196, а 29 марта 1965 года его усовершенствованный образец был принят на вооружение ВМФ.
Интересно отметить, что в начале 60-х годов бы разработан (изготовлено 5 комплектов) «Герметичный пенал для транспортировки под водой пострадавшего» под шифром «Актиния». «Пенал» предназначался для устаноки на «Сирену», имел запас воздуха на семь часов и мог использоваться на глубине до 40 метров.
В дальнейшем были разработаны и приняты на вооружение усовершенствованные носители «Сирена-У», «Сирена-УМ», «Сирена-УМЭ» и трехместный гражданский вариант «Марина». В настоящее время «Сирена-УМЭ» производится для отечественного флота и предлагается на экспорт ОАО «Завод «Двигатель» (Санкт-Петербург). Находятся на вооружении ВМФ России, Азербайджана и Украины.
Данные носители «мокрого» типа могут размещаться в торпедном аппарате калибра 533-мм подводной лодки и предназначены для транспортировки двух водолазов-разведчиков. Аппарат имеет торпедообразную форму и приводится в движение электродвигателем. Управление скоростью, курсом и глубиной может осуществляться как в ручном, так и в автоматическом режиме. «Сирены» оснащены гидроакустической станцией и навигационным комплексом, системами снабжения водолазов дыхательной смесью с запасом на 6 часов и обогрева.
Водоизмещение подводное «Сирены-УЭМ» с грузовым контейнером составляет 1447 кг, глубина погружения - до 40 м. Скорость максимальная - 8 узлов, дальность плавания - 40 миль при скорости 4 узла («Сирена-У»).
Начиная с 1966 года в СССР по заданию ВМФ проектное бюро «Волна» начала проектирование группового подводного носителя «Тритон» (проект 907), а в 1970 году Ново-Адмиралтейский завод в Ленинграде (с 1972 года Ленинградское Адмиралтейское объединение, ныне «Адмиралтейские верфи») приступил к строительству первых двухместным подводных аппаратов типа «Тритон-1М». В 1974-1980 годах было построено 30 единиц (по другим данным -32). В 1973-1980 гг. в строй вступили также 13 шестиместных подводных носителей типа «Тритон-2» (проект 908). В эксплуатации они находились до конца 1980-х годов, некоторые количество «уцелевших» демонстрируется в качестве музейных экспонатов.
«Тритоны» представляют из себя минисубмарины «мокрого» типа , то-есть экипаж, облаченный в легководолазные костюмы, находится в заполненном забортной водой отсеке. По некоторой информации, отсек водолазов-разведчиков «Тритона-2» заполняется водой при погружении, затем герметизируется и в нем поддерживается постоянное давление.
Глубина погружения достигала 40 метров, дальность плавания при скорости 6 узлов составляла 37 миль («Тритон-1М») и при 5,5 узлах - 60 миль («Тритон-2»). Носители были оборудованы гидроакустической станцией, системой навигации и радиостанцией, стационарными системами подачи дыхательной и питательной смеси, обогрева.
В настоящее время четыре «Тритона» остаются на вооружении ВМФ Азербайджана, вероятно ими обладает и Украина. Российское конструкторское бюро «Малахит» предлагает различные усовершенствованные проекты «Пираньи» и «Тритона», которые неоднократно представлялись на различных международных выставках вооружения.
Свидетельство о публикации №222041501352