14 Период Нового царства

1. Новое возвышение Египетского царства.
Когда Египет был подчинён гиксосам, лишь на юге страны, вероятно, сохранилась относительная независимость от них. Со временем гиксосские правители усвоили египетский язык, придворные обычаи, обзавелись земельными угодьями, рабами, стали называть себя фараонами. Но старая египетская знать стремилась возвратить себе власть. Её опорой стал город в Верхнем Египте - Уасет (по-гречески - Фивы). Правители Фив провозгласили себя фараонами и повели борьбу с гиксосами. В конце-концов фараону Яхмосу I удалось около 1580 г. до н.э. изгнать чужеземцев с севера страны. Часть гиксосов предпочла, по легенде, стать рабами, но остаться в Египте, где выросли ещё их прадеды и деды.
  Новый период правления фараонов называют Новым царством.
  При вдове-фараоне Хатшепсут и особенно её внуке Тутмосе III (конец XVI - начало XV в.в. до н.э.) Египетское царство усилилось до небывалой ещё степени. Этому способствовали разведка новых полезных ископаемых, освоение засушливых земель и появление боевых колесниц.
Вопросы: Вспомните, какие полезные ископаемые добывали в Египте. Как выглядело египетское войско? Для чего совершались завоевательные походы?
Улучшение техники способствовало увеличению количества обрабатываемой земли. Во II тысячелетии до н.э. распространился подъёмный механизм - шадуф, с помощью которого научились подавать воду на участки земли, расположенные долины Нила. С помощью качающейся жерди египтяне поднимали воду снизу, из каналов, на верхние поля. Фараоны имели теперь гораздо больше зерна си садовых продуктов. Получили возможность иметь свои хранилища и земли и вельможи. Часть продуктов, как жалование, выдавалось простым людям, служащим в войске.
  При Яхмосе и последующих фараонах изменилось и египетское войско. Из Азии (вероятно, через гиксосов) в Египет попали лошади. Их впрягали по две в деревянную повозку - боевую колесницу. На колеснице помещалось двое людей - возница, управлявший конями, и легковооружённый стрелок из лука. Пешие воины стали делиться на легко- и тяжеловооружённых, прикрывавших себя щитами в человеческий рост. Клинки, наконечники копий, стрел, щиты делалась теперь исключительно из бронзы.

2. Завоевания в Азии.

3. "Все богатства египетских Фив..."

4. Первый мирный договор.

5. Ослабление власти фараонов.

На полях:
Легенда о полководце Джехути.
До нас дошёл папирус конца Нового царства. Начало рукописи не сохранилось, но из последующего текста ясно, что записана легенда о временах походов Тутмоса III и его полководце Джехути. Джехути безуспешно пытался взять город Юпа в Палестине (современная Яффа - часть Тель-Авива)и прибег к хитрости. Он заманил в свой лагерь правителя Юпы, объявив, что заключает с ним мир. Он приготовил корзины будто бы с дарами, а на самом деле там засели его воины с верёвками и кандалами.
"Враг из Юпы сказал Джехути: «Мое желание — взглянуть на великую палицу царя... имя которой — Прекрасная. Принеси ее мне». И вот как поступил Джехути: он принес палицу царя...  Встал Джехути перед врагом из Юпы и сказал: «Взгляни на меня, враг из Юпы! Вот палица царя, — да будет он жив, невредим и здрав!». И поднял он руку и нанес удар в висок врагу из Юпы. И враг из Юпы упал перед ним...
И Джехути приказал доставить двести корзин, которые загодя повелел сплести, и приказал спрятать в них двести воинов. И открыли врата города перед отрядом Джехути, и воины вступили в город. Они выпустили своих товарищей и захватили
 город, — юных и возмужалых, — и наложили на всех узы и ярма без промедления. Так могучая длань фараона, — да будет он жив, невредим и здрав! — захватила вражеский город.
Вопросы: Известна ли тебе арабская сказка, сюжет которой отдалённо напоминает эту легенду? Позже мы увидим также сходство с греческим мифом о троянском коне.

Кочевники - соседи египтян.
Многие века своей истории Египет соприкасался с племенами кочевников, живших в сухих степях и пустынях Сахары и юго-запада Азии. То шла мирная торговля с этими племенами,  то их покоряли египетские фараоны, то кочевники сами, вторгаясь в Египет, опустошали его...
О жизни этих племён известно по свидетельствам египетских авторов, росписям и каменным рельефам, изображающим соседей страны Большого Хапи.
В Сахаре уже в III-II тысячелетиях до н.э. климат изменился - стал суше и жарче. Ливийские племена в это время  преимущественно перегоняли близ оазисов стада  мелкого скота и занимались бродячей охотой. И сейчас ещё такой образ жизни ведут жители Центральной Сахары - туареги.
В Палестине и Сирии (египтяне называли её страной Ретену) кочевники разводили одногорбых верблюдов и лошадей. В долинах небольших рек развивались земледелие и садоводство. Все кочевые соседи Египта говорили на родственных жителям "Чёрной земли" семито-хамитских языках и без особого труда могли общаться с египтянами.


Рецензии