Религия и нравственность

В каждом человеке религия и нравственность сочетаются или не сочетаются по-разному


Религия и нравственность – понятия однородные?

С давних времён человек на протяжении всей своей жизни ищет себя. Для этого он использует разные средства: магию, профессию или… религию. Но определяющим критерием в оценке его деятельности является нравственность. Однако может ли человек, посвятивший себя, например, магии, а не религии, быть нравственным? И если да, то как нравственность проявляется у мага? И вообще, какова природа нравственности? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять, каков смысл религии и нравственности и чем они отличаются друг от друга.

Итак, определимся с терминологией. Существует множество понятий религии и нравственности. Однако в данной работе обозначим религию как «веру в Бога», а нравственность – как «веру в себя». Именно так я толкую эти термины. Почему? Сейчас разберёмся.

Как видим, ключевым понятием, объединяющим оба определения, является «вера». Но термины «религия» и «нравственность» всё же отделимы друг от друга. Ведь религия создана человеком искусственно. С древнейших времён правители «придумали» религию, чтобы успешнее манипулировать народом. А вот нравственность – это то, что развивается в человеке естественным путём. Нравственность предполагает и наличие веры у человека, в том числе и в Бога или во что-то сверхъестественное. Однако если религия может делиться надвое, то нравственность едина.

Когда я говорю, что религия может делиться надвое, то подразумеваю под этим не совокупность религий, существующих в мире, а именно то, что в религии люди делятся на два типа – религиозный и верующий. Религиозный человек не только верит в Бога, но и фанатично соблюдает все посты, посещает службы и в итоге становится преданным уже, скорее, не Богу, а церкви, то есть материальному объекту, искусственно созданному человеком. Верующий же человек искренне верит в Высшие силы, часто носит на теле крест, по требованию души посещает церковь и молится. Такой человек никогда не провозгласит религию смыслом своей жизни, но при этом будет строить в себе крепкий духовный стержень, который явится основой его нравственности. Верующий никогда не станет слепо преклоняться перед материальным миром, однако всегда будет уважительно относиться к своей и чужой вере. В таком случае религия и нравственность становятся неотделимыми друг от друга.

Возникает вопрос: почему же религиозный человек, который, казалось бы, предан Богу и соблюдает все Его предписания, не всегда может сочетать в себе религию и нравственность? Вот здесь-то и начинается самое интересное…

Далее будет рассмотрен именно тот случай, когда религия и нравственность отделяются друг от друга. Есть люди, которые могут фанатично соблюдать посты, ходить на службы, но при этом вести такой образ жизни, который ни одному из праведных верующих не снился. Я говорю именно о тех людях, которые во время постов могут позволить себе пить в больших количествах алкоголь, гулять, заниматься сексом. На мой взгляд, уж лучше тогда вообще не поститься, чем смеяться над религией и осквернять искреннюю святость других людей. Ведь «фанатики» религии, во-первых, своими постами и службами, скорее, замаливают грехи, нежели действуют по зову души, а во-вторых, как я уже говорила, преклоняются не перед духовным, а перед материальным миром. Кроме того, эти религиозные «фанатики», часто называющие себя «истинными патриотами России», могут ненавидеть людей другой национальности. В этом случае о нравственности даже говорить смешно! Ибо ненависть в душе убивает нравственность.

Однако знаю человека, который именно благодаря религии стал нравственным. Этого человека я бы отнесла, скорее, к религиозным, нежели к верующим людям. Но в данном случае религия и нравственность как раз-таки и переплетаются друг с другом. По долгу своей службы (работаю журналистом) общалась с одной успешной женщиной-менеджером, которая долгое время была атеисткой и лишь в самом расцвете сил крестилась. Так вот когда я завела с ней разговор о религии, выяснилось, что после крещения она, в буквальном смысле, стала смотреть на мир другими глазами.

При этом о своей вере она говорила так: «Если раньше, образно говоря, меня ударят по левой щеке, я наотмашь бью по правой! Сейчас же левую щёку я не подставлю, но и наотмашь бить не буду». Эта женщина и посты соблюдает, и на службы ходит, и в Бога искренне верит, но ради религии никогда не переступает через других людей. Она говорит, что если они с мужем ссорятся по поводу её частого хождения на службы, то она может просто отказаться от очередного похода в церковь ради того, чтобы провести свободное время с родным человеком. Таким образом, несмотря на её порой чрезмерную религиозность, эта женщина является очень нравственным человеком.

Но какова же зацепка? Вроде бы не только верующий, но и религиозный человек может быть нравственным. Исходя из вышеизложенного, сделаем первый вывод: в каждом человеке религия и нравственность сочетаются или не сочетаются по-разному. Потому и на ключевой вопрос: «Религия и нравственность: насколько совместимы эти понятия?» каждый отвечает по-разному, в зависимости от степени преобладания того или иного компонента – религии или нравственности.


Откуда берётся нравственность и как её воспитать?

Так каким же предстаёт перед нами по-настоящему нравственный человек? Попробуем описать его в общих словах, поскольку нравственность, как и любое понятие относительно, она имеет основу и многочисленные нюансы, которые реализуются в той или иной обстановке в разной степени. Поэтому постараемся нащупать, прежде всего, основу. А основой, на мой взгляд, в данном случае является вера в себя. С неё и начнём рассуждение.

Когда человек верит в себя, он верит в жизнь и других людей. А значит, в нём просыпается интерес к окружающему миру. Внутренние силы нравственного человека, постоянно подкрепляющиеся верой, заставляют его быть ответственным за свои поступки. А ответственность – это вторая составляющая нравственности.

Чтобы человек был ответственным, он должен понимать других людей, а также свои поступки. Религия, чаще всего, навязывает нам такие действия, смысл которых не всегда бывает понятен. А верующий человек свободен от догм и предрассудков, он поступает сообразно своей совести и в меру своей ответственности. Не церковь, а он сам отвечает за себя. Таким образом, свобода и совесть являются ещё двумя составляющими нравственности.

Новое поколение, которое только-только должно появиться в России, необходимо воспитывать не столько по религиозным нормам, сколько по законам совести. Считаю, что в каждом из детей необходимо развивать тот талант, который дан ему свыше. А для этого родители должны быть очень чуткими к своему чаду, чтобы разглядеть наметившиеся крупинки одарённости. Развитие тех или иных способностей ребёнка придаст ему веры в себя, а значит, в будущем – и ответственности за свои поступки и окружающий мир. Как следствие – свобода и совесть будут сопровождать человека на протяжении всей его жизни. Из такого нравственного гражданина получится истинный патриот России. 

Второй вывод состоит в следующем: основой нравственности являются вера в себя, ответственность, свобода и совесть.   


Главная идея России

Консолидация российского общества возможна исключительно через нравственность. Возникает вопрос: России нужна национальная идея или же государственная идеология?

Н. Логинова в своей статье «Что такое национальная идея»  пишет: «Национальная идея – это не одна какая-либо идея, а неопределенное множество идей, которое другими словами еще называется национальной идеологией или менталитетом, мировоззрением, доминирующими научно-религиозно-этико-политико-правовыми убеждениями или просто идеологией народа определенной национальности», которая «даёт смысл жизни человека и продолжения его рода». Несколько не согласна с таким определением национальной идеи, поскольку оно больше подходит для трактовки термина «государственная идеология». На мой взгляд, национальная идея – это определённая идея, передающаяся из поколения в поколение, укоренившаяся в сознании народа, влияющая на его мировоззрение и поведение и помогающая ему почувствовать внутреннее единство с другими людьми своей страны. Национальную идею, прежде всего, характеризует духовную целостность.

Возникает вопрос: может ли сильное государство существовать без национальной идеи, то есть без духовной целостности? На мой взгляд, - нет. Поэтому России всё же нужна национальная идея, которая могла бы выражаться примерно следующим образом: «Россия – сильная страна, и вместе мы одна семья!» Другой вопрос, сможет ли хоть какая-то национальная идея реализоваться сегодня в нашей стране? По моему мнению, чтобы она могла существовать в современных условиях, государство должно воспитывать в молодёжи патриотизм, прививать ей чувство ценности России и ответственности за Родину, воскрешать веру в себя и Отечество.

Таким образом, выяснили, что религия и нравственность хоть в некоторых случаях и соотносимые друг с другом, но всё же самостоятельные понятия. А вот воскрешение России возможно только через нравственность и духовную целостность. Чтобы жить в сильной единой стране, необходимо, чтобы каждый её гражданин нёс ответственность за себя и за Родину.


 1 Логинова Н. Что такое национальная идея»

2010 год


Рецензии
Высказанные мысли, схематизировав, наверное, можно понять и так: религия - это социальная (государственная) вера, нравственность - это личная вера.
Сегодня личность формируется направленными потоками мощных информационных воздействий, в первую очередь, направляемыми государством (как своим, так и чужим). Если эти потоки не содержат, хотя бы, элементов нравственности, нравственность в человеке может не проснуться. В сегодняшнем мире это уже заметно. Практически повсеместно.

С уважением

Александр Гаврилов 7   15.04.2022 21:54     Заявить о нарушении
Александр, присоединяюсь к Вашим словам, к сожалению, да, в сегодняшних условиях в человеке тяжело разбудить нравственность. Именно поэтому делаю сейчас то, что в моих силах, - создаю добрые сказки, которые, надеюсь, помогут в воспитании здорового во всех смыслах поколения.

Юлия Лавренченко   16.04.2022 10:11   Заявить о нарушении
По моему глубокому убеждению первостепенным фактором, формирующим нравственность каждого гражданина страны, в которой он проживает, должно быть официальное научное мировоззрение, мотивирующее его на духовно-нравственное развитие.
Сегодня мы живём в стране, потерявшей нравственные ориентиры, и потому
начинать нам следует с замены нашего порочного, бездуховного и безнравственного мировоззрения, руководствующегося принципами выгодно, не выгодно, на мировоззрение, ведущее к осознанию меры личной ответственности за происходящее в этом мире. Но для этого нашей официальной науке надо подняться на новую ступень знаний и сформировать представление о единстве мира и человека и о важной, созидательной роли человека в этом мире.

С уважением, Людмила.

Людмила Ломакина   20.04.2022 18:45   Заявить о нарушении