Это манящее слово власть! Макбет, опера Верди
"Макбет", опера Верди, историческая сцена Мариинского театра, 13 апреля 2022 года
Сколько ни слушай эту оперу, всегда откроешь что-то новое. Вчера я наслаждались музыкой, летящими темпами ведьминских камланий, струящимися мелодиями юных ведьмят-бесенят, быстрыми ритмами торжественных маршей, грозными аккордами поступи властолюбивого тирана Макбета, завораживающей мощью воинственных хоров, наводящими ужас нервными откровениями леди Макбет!
Оркестр под управлением Валерия Гергиева вчера был великолепен! Он придал музыке мрачной оперы типичную для Верди яркость и динамичность! Это хорошо высветило в ней немало мелодий, которые раньше проходили незамеченными. Пожалуй, ни разу раньше я не слышала такой интересной трактовки - сочетания вердиевской жизнеутвержающей медодичности с торжественностью, мягким лиризмом, таинственной мистичностью и неотвратимым трагизмом. Это было замечательно! И очень увлекательно!
Безусловно, оперу исполнил прекрасный состав певцов! Роман Бурденко (Макбет), Екатерина Семенчук (леди Макбет), Гамид Абдулов (Макдуф).
Новым был для меня Макбет в исполнении Романа Бурденко. Не слышала я раньше и Гамида Абдулова в роли Макдуфа.
Удивительно: при единой канве роли и неизменной ее вокальной наполненности, сколько артистов - столько и уникальных образов их персонажей! Если в паре солистов - Владислав Сулимский и Татьяна Сержан в ролях четы Макбетов, муж в доме хозяин, он целеустремленный решительный властолюбец, только силы не рассчитал, но супруги вместе замышляют и совершают все свои злодеяния, они действуют на равных в одной упряжке, то у Романа Бурденко с Екатериной Семенчук получается совсем другая семейная пара Макбетов. И в доме хозяйка жена. Она знает все слабости мужа, она к нему снисходительна, даже покровительственна. Чего ни сделаешь, чтобы вдохновить его на решительный поступок! И к груди прижмешь, и утешишь, как испуганного ребенка, и по волосам потреплешь, как нашкодившего мальчишку! Трудно быть сильной за двоих! Очень мне понравилась такая необычная леди Макбет! Екатерина Семенчук подарила своей героине такие живые детали, они делают образ привлекательным и более сложным, чем принято обычно. Живой человек противоречив! А музыка Верди рисует ее именно такой! Не зря ее финальный монолог вызывает такое сочувствие! В нем настоящее страдание, сменяющееся просветленностью сожаления, раскаяния и освобождения ценой возмездия. Она же умерла, не перенеся тяжести своих преступлений.
И вокально роль была блестяще исполнена. Призывная виртуозная каватина "Муж мой, приди же" и последующая кабалетта "Дункана в наш замок сам Бог посылает" прозвучали прекрасно и задали высокую вокальную планку всему спектаклю. Застольная и сцена пира в замке Макбетов, особенно ее финал, поражает накалом страстей. Но для меня самым впечатляющим стал именно финальный монолог леди Макбет, он прозвучал в исполнении Екатерины Семенчук очень волнующе.
Вокально Макбет у Романа Бурденко сильный и решительный, могучий баритон певца наделяет этого героя подобными качествами лишь внешне. В решительные моменты Макбет теряет присутствие духа и, если бы не поддержка жены, совсем бы впал в панику. Очень интересно проведена сцена на пиру, когда появляется призрак убитого Банко. Но, конечно, наиболее выразительной была ария Макбета в финале оперы "Pieta, rispetto, amore".
Взволнованно исполнил свою печальную арию Макдуф (Гамид Абдулов). Голос у певца красивый и яркий.
Порадовал и хор! Все хоровые сцены были на высоте и украсили спектакль!
В этот раз все исполнители оперв явно были на одной волне, и спектакль удался! Зрители долго аплодировали, несмотря на поздний час.
P S. Не могу удержаться, чтобы не пошутить. По моему, квинтэссенция сюжета оперы "Макбет" укладывается в слегка переделанные строки когда-то очень известной революционной песни:
Смело мы в бой пойдем
За власть МакбЕтов
И, как один умрем
В борьбе за это!
Все и умерли! И, прежде всего, Макбеты! Права пословица: не рой другому могилу, сам в нее попадешь!
Свидетельство о публикации №222041500147