Вербальные и невербальные средства общения и их фу
1) Коммуникативная – язык, как средство объединения людей посредством общих жизненных интересов;
2) Познавательная – посредством речи человек получает много важной и полезной для себя информации от другого человека;
3) Эмоциональная – это когда с помощью речи человек передаёт свои эмоции собеседнику, таким образом, он очень сильно заинтересован в своих высказываниях, они ему небезразличны;
4) Этническая – это функция объединения, посредством языка разных народов;
5) Связующая – установление контакта с собеседником, поиск общих идей с ним, нахождение «общего знаменателя».
Также к вербальным средствам коммуникации относится и слушание – процесс который порой даётся тяжелее чем беседа, поскольку внимать информацию – это, по сути, искусство, которое достигается путём терпеливости, дисциплины, усидчивости, уважения к собеседнику и его материалу.
К невербальным средствам общения относят средства, которые не передаются с помощью языка, а только жестами, мимикой, позой. Эти средства менее чётко контролируются человеком, поскольку они в относительно речевого общения зачастую производятся подсознательно. Исходя из этих средств, предположим конкретно позы человека уже можно немного заключить о его характере – например если индивид зажат – то скорее всего он просто скромен, скрещивание рук на груди – это поза настороженности, возможно неприятия собеседника, но в тоже время уверенности в себе. Интересный факт – если человек скрестит руки на груди, остальные могут непроизвольно последовать его примеру и сделать точно так же. Жесты играют большую роль в восприятии человека другим собеседником – например заинтересованность, в каком либо вопросе может также сопровождаться активной жестикуляцией. Интересное наблюдение – у человека, как правило, выше должностью (например, директора) жестикуляции меньше чем у человека ниже рангом. Активная жестикуляция имеет две стороны медали – например, собеседника может и обрадовать, что человек заинтересован в вопросе, а может и немного насторожить и даже поставить вопрос о его интеллектуальном развитии, поскольку могут предположить, что он посредством жестов хочет компенсировать недостаток своих познаний и нужный объём информации в каком-либо конкретном вопросе. Также большое значение играет мимика – это язык лица, например улыбка, которая выполняет важную роль в деловых переговорах. Недаром в Китае есть пословица – «Не имея улыбки, не стоит открывать магазин». Улыбка располагает к себе собеседника, порой даже решая итог переговоров. Также сюда относится взгляд человека – например если при разговоре ребёнок отвечает не сразу, а бегает глазами, то вероятно он говорит неправду.
Относительно функций невербального общения можно сказать, что с помощью них индивиды регулируют свои отношения в диалоге, его приукрашивают, создают объёмность, корректируют свои действия.
Из этого можно заключить, что вербальные и невербальные средства общения в симбиозе составляют целостные коммуникации людей друг с другом, эти средства могут усиливать друг друга, если например жесты, мимика, совпадают со сказанным с помощью языка. Однако может быть и обратная сторона медали – когда человек прячет взгляд, произнося информацию – можно предположить – что он говорит неправду. То есть здесь возможно несовпадение вербальных средств и невербальных, то есть того что он делает жестами, взглядом и произносимым с помощью языка. Правильно комбинируя эти средства, индивид будет полноценно себя развивать в качестве делового коммуникатора.
Владимир Курбалиев
Свидетельство о публикации №222041501731