Очерк 26. Логика с Большой Буквы

Объединение Г.В. Лейбницем основных законов традиционной  логики

Надо полагать, что Идеи  единства основных законов традиционной формальной, аристотелевской общей логики не сенсация в науке. Тем не менее,вероятно, специалисты в области логики интуитивно ощущают их  системную взаимосвязь и  функциональное единство? Но,  взгляды на так называемые основные законы тради-ционной логики весьма различны!  От  отрицания их основной роли в логике, рациональной критики и предложений – их единства.  Вы легко обнаружите все эти, возможно и иные взгляды  - в философской и логической литературе. Предлагаю вашему вниманию несколько важных и полезных размышлений в этой связи и рассматриваемой нами содержательной логикой.   В начале моих изысканий,  в период  2005 года, мне  представлялось: «какой я молодец?», что удумал объединить законы традиционной, формальной логики в единый закон логического тождества!  Спустя некоторое время в учебном пособии по логике (1996) доктора философских наук, профессора , заведующего кафедры  философии и логики Калиниградского государственного университета В.Н. Брюшинкина (1953 - 2012) я обнаружил  косвенное «подтверждение» этих, "моих инноваций". Правда, Владимир Никифорович не приводит ссылки на предшественников указанных им замечательных идей. [Брюшинкин  В.Н.  Практический  курс  логики  для  гуманитариев.  Учебное  пособие. М., «Новая  школа», 1996, стр.61-73]. Вскоре, в статье «Закон тождества»  справочника  Н.И. Кондакова  «Логический словарь» (1971) мне довелось обнаружить и некоторую историю идеи единства основных  формально – логических законов: тождества, исключённого третьего, и непротиворечия традиционной формальной аристотелевской логики – в один логический закон.  [Кондаков  Н.И. Закон тождества //Логический  словарь. Академия наук СССР, Институт  философии. Ответственный редактор – доктор философских наук, профессор Д.П. Горский.  М., «Наука», 1971, стр. 520 - 525]. «Известно,  - пишет Н.И. Кондаков, - что  Рассел  вслед  за  Лейбницем  принцип  тождества  выразил  следующим  равенством: (х = у), где  х  и  у – предметные  переменные; = знак  равенства, или тождества.  Читается  эта  формула  так: «предметы х  и  у  тождественны, если  каждое  свойство одного из  них  является  свойством  другого  предмета». Приведённая формула известна под  названием  «принцип тождества  неразличимых». Своеобразно оригинальные идеи Лейбница о принципе тождества неразличимых рассмотрел и прокомментировал в своей книге  «Готфрид Лейбниц» доктор философских наук, профессор и заведующий кафедрой логики философского факультета МГУ И.С. Нарский. Профессор считает, что «Лейбниц объединил формально - логические законы противоречия, тождества и исключенного третьего в один закон. Это произошло посредством двух этапов, на первом из которых были соединены воедино законы противоречия и тождества, в результате чего возник «принцип противоречия или тождества, т. е. положение о том, что суждение не может быть истинным и ложным одновременно, Таким образом, закон противоречия оказывался, как бы другой стороной закона тождества и прочее - т.п. Кроме того, как хорошо известно, Лейбниц добавил к основным законам логики четвёртый - закон достаточного основания. Согласно этим философским взглядам Г.В. Лейбница: «всякое утверждение, или отрицание могут быть истинными, или ложными только на определенном основании». [Нарский  И.С. Готфрид Лейбниц. М., 1972, стр. 40-42]. В СССР рационально окультурил  идеалистические "недомыслия" Г.В. Лейбница, вероятно, М.М. Новоселов, создав аксиоматическую модель тожества: в виде системы принципов: 1) рефлективности, 2) симметричности, 3) транзитивности и др. [Новоселов  М.М.  Тождество // Большая  Советская  Энциклопедия. Т. 26. М., «Советская  Энциклопедия». 1977].

Смысловое (содержательное) и логическое единство перечисленных - трёх законов традиционной формальной аристотелевской (общей) логики, в  целом должно быть для нас очевидно, поскольку все они отражают необходимость определённости человеческой мысли в процессе рассуждения об одном и том же предмете, взятом в оно и то же время и в одном и том же отношении.  Но, как далеки формальные и содержательные смыслы? Наряду с этим, если требования закона тождества носит положительный характер, и сам закон предписывает: как должно правильно логически мыслить, то требования закона исключённого третьего и закона непротиворечия имеют отрицательный (запретительный) характер, запрещают противоречие в мышлении. Несмотря на это различие, они  выполняют одну и ту же методологическую функцию, организуя определённым образом содержание. А функция эта, очевидно, носит рефлексивный характер, поскольку отношение определённости «А = В» (например, равенства именования понятия и его предиката), является необходимым условием реализации логического закона тождества, наряду с другими  известными  свойствами  этого  содержательного логического установления. Очевидно, что в содержательном логическом варианте, предлагаемые мною инновации превышают все прежние рассмотрения данного вопроса.  Однако, следует признать, что сама идея была ненавязчиво «навеяна» перечисленной литературой, которая, вероятно, была в поле моего зрения ещё до моих творческих начинаний. 

Дальше - проще: ваш покорный слуга выполнил некоторые обобщающие идеализации, создав однозначную логику, которая подразделяется на логику знания и логику познания. Их взаимодействие образует логику вопросов и ответов. Последняя, в первую очередь - это наша внутренняя логика, когда диалог происходит между "рассудком" и "разумом", "сознанием" и "неосознаваемым". Логика вопросов и ответов присуща и диалогу между людьми, и научному познанию, и вообще познанию, как таковому! Мы задаёмся решением чего - либо и в процессе жизнедеятельности получаем ответ на искомый вопрос. Вот здесь - вся правда! И ещё одна, интересная "деталь", являющаяся важным компонентом мышления и содержательной логики. Если дискретный характер логики знания обуславливает алгоритмичность (алгоритм) мысли: её конкретность, определённость, последовательность и обоснованность; то континуальность логики познания характеризует её программируемость (программность) , то есть организацию методологии познавательной деятельности в конкретных областях научного знания и знания вообще. Методология относится к логике, как общее к частному, таким образом, составляя единство познавательных противоположностей. Знаю, что размышления над предложенными идеями раскрывают Величественный образ Логоса и многое другое эвристически важное и полезное...   


Рецензии