Буркихан
Разбогатев, братья стали приобретать земли. Они отнимали их также и у бедных буркиханцев. Кроме того, все земли тех, кто не имел наследников (выморочные земли), переходили в их собственность.. Без разрешения джамаата беки захватили и вспахали общественные земли.. Один из братьев женился на местной девушке. После смерти отца жены бек захватил все его земли, хотя у того были наследники (сыновья и дочь). Эти были земли в местностях Хайлинвус и Джаругдала (рядом с селением). Вторую жену он взял из Казикумуха, а третью, как и первую, из Буркихана. Жены из Буркихана были из самых богатых семей. Второй брат имел только одну жену - из Буркихана. Жил он вместе с братом.
Произвол беков вызвал недовольство буркиханцев, которые не раз выступали против них. Но последние с помощью Сурхай-хана Казикумухского жестоко расправлялись с недовольными.
(Из одной старой книги небольшого формата, входные данные которой не сохранились, лишь заказ - 2336. Стр. 31-32).
Изъятый из указанной книги материал относится к фольклору, основан на преданиях и не имеет ничего общего с реальностью ни по одному затронутому в нем факту. Кроме того, происхождение названия Буркихан не связан с личным именем Бурки. Это всего лишь народная этимология, то есть попытка объяснить название на основе созвучия его с какими-то словами. В данном случае с мифическим именем Бурки.
Этимологически, название села Бурк1ихъан вместе с его параллельным именем Гехъу1н представляют собой однокоренные образования и восходят к общедагестанскому (историческому) обозначению горы *баркь, в одном случае оформленный показателем одного из местных падежей -хъ (за кем-чем-то или возле кого-чего-то) и суффиксом места -ан, а во втором - представляет собой обособленный фрагмент этой первой версии и, в целом, означает «(место), расположенное за горой (или возле горы)». Непосвященному читателю в это вериться с трудом, но научное осмысление фактов не оставляет возможности для иных трактовок.
Свидетельство о публикации №222041500432