Руководство и советы

               
                МОЕ  РУКОВОДСТВО  И  СОВЕТЫ
                НАЧИНАЮЩИМ  И  МОЛОДЫМ.

В  этой  беглой,  небольшой  статейке,  вернее,  даже  заметке,  я  намерена  к  своему  поколению  обратиться  прямо
и  без  всяких  там,  обиняков.
Основная  задача  начинающего  сочинителя – это  сбросить  с  себя  груз  чужого  воздействия,  выйти
из  под  влияния  авторитетов,  так  называемых  классиков.  Своим  совершенством  они  угнетают
неокрепшее  сознание,  они  его  просто  подавляют.  Всякую  инциативу  и  попытки  выражаться  по – своему,
индивидуально.
Система  воспитания,  основанная  на  общепринятой  манере,  ссылками  на  конкретные  образцы,  не  является
правильной,  она  не  развивает  воображение  и  не  внушает  склонности  к  изобретательности  и  экспериментам.
То  есть  она  формирует  негибкий,  неподвижный  ум.   
Зачем  действительно  что  то  искать,  если  с  младенчества  и  школа  и  родители  внушают  молодому  человеку:
именно  вот  такие  стихи  красивы  и  нужны.  Затем  это  дело  продолжается  уже  в  высших  учебных  заведениях,
где  маститые  педагоги  окончательно  порабощают  юный  ум  и  юную  душу.  В  таких  условиях  адепту,
вступающему  в  литературу,  будет  казаться,  будто  бы  все,  чем  его  напичкали – это  верно,  правильно  и  хорошо.
После  окончания  подобного  учебного  заведения  стихотворцу  только  и  останется,  что  подражать  представленным
ему  авторитетам.  Он  будет  стремиться  побыстрее  сравниться  с  ними,  выйти  на  тот  же  уровень,  и …  Сочинять те  же  стихи,  которые  любезно  именуются  хрестоматийными,  а  за  глаза – подражательными  и  книжными.
Но  ведь  молодому  человеку  сызмальства  внушили,  будто  бы  это  и  есть  настоящая  красота!  Все  эти  Блоки, Брюсовы,  да  Пастернаки!
Бродские  да  околобродские!
Ведь  начинающий…  Он  видел  их  в  книгах,  он  их  учил,  он  сжился  с  ними,  и  поэтому  привык  доверять  им, не  рассуждая …
Классики  угнетают,  мы  не  сразу  осознаем  это  негативное  воздействие,  однако  оно  присутствует  и  отравляет творческую  жизнь.  То  есть  оно  оказывает  на  человеческое  сознание  воздействие  противоположное  тому,  которое  оно  должно  было  бы  оказывать.  Наши  старики  не  столько  учат  нас,  сколько  калечат.  В  литературе,  как  и  в  жизни,  проявляется  то  возрастное,  что  заключается,  что  выражено  в  разнице  поколений.
Прошлая  литература  хороша  и  удобна  для  стариков,  а  для  молодежи  требуется  иное.  У  молодых  иное  сознание, более  пытливое  и  динамичное,  более  стремительное.
Ещё  лет  100  назад  молодежь  жила  в  то  счастливое  время,  которое  позволяло  ей  признавать  за  классиков  стиля  своих,  таких  же  молодых  современников.  Они  пробовали  переустроить  эту  жизнь,  они  воодушевлялись  благородными  порывами.
Они  видели  своего  вожака  в  Маяковском.  Но  время  это  ушло.  И  таких  авторитетных  молодых  людей,
как  футурист  в  желтой  кофте,  более  не  существует.
К  молодому,  неопытному  сознанию  не  сразу  доходит,  что  вся  эта  поэтическая  культура  прошлого  по  своему,  мало – помалу,  однако    неустанно  превращается  просто  в  литературу.  Как  архитектура  имеет  склонность,  и  на  самом  деле  превращается  просто  в  камень.
А  литература – это  не  всегда  поэзия,  вернее  это  уже  не  поэзия,  это  ее  подобие,  ее  подмена.
Я  не  боюсь  оказаться  предвзятой,  однако  старики  из  хрестоматий  подавляют  начинающих  своим  совершенством.
Это  угнетает  юный  ум,  который  вместо  того,  чтобы  мыслить  и  развиваться  в  естественных  условиях,  вынужден  приноравливаться  к  существующим  образцам  и  авторитетам.
Исходя  из  того,  что  ему  хочется  зарекомендоваться  в  искусстве,  начинающий  сочинитель  вынужден  заниматься  обычным  подражательством,  копипастингом,  вместо  содержательной  творческой  работы.  Он  норовит  пробиться  сквозь  толпу  таких  же  оголтелых  копиистов.

Что  же  нужно  молодому  человеку  или  девушке,  начинающим  свою  поэтическую,  творческую  жизнь?
Желание  писать  стихи.  Это  обязательно.
Далее – у  этих  начинающих  сочинителей  должно  быть  твердое  убеждение,  что  поэзия,  поэтическая  культура  начинается  именно  сегодня,  она  начинается  именно  с  них,  этих  молодых  людей.  А  то,  что  было  ранее…
Это  была  вовсе  и  не  поэзия.
А  стихи – вовсе  и  не  настоящие  стихи.
Обращаю  внимание  на  самостоятельность  мышления,  позиции,  у  тех,  кто  только  ничинает.
У  этих  молодых  адептов  должно  быть  твердое  убеждение,  что  именно  они  призваны  принести
в  этот  мир  настоящую  поэзию.  Должно  быть  такое  вот  внутреннее  содержание,  глубокое  убеждение,
что  он  или  она:    единственный  поэт
в  этом  мире,  и  все  начинается  только  сейчас. Настоящее  творчество,  настоящие  стихи,  настоящее
искусство  и  поэзия.
А  вокруг – ничего,  пустыня …  Безжизненный  мир,  как  после  светопредставления.  И  вот  в  этот  мир
и  предстоит,  суждено  принести  поэзию,  то  есть  новую,  еще  не  виденную  субстанцию,  как  снизошёл
Прометей  и  подарил  свой  огонь,  своё  откровение,  человечеству.
Это  непременное,  обязательное  условие  для  настоящих  творцов.  Сознание  своей  исключительности,
одаренности  и  правоты.
Затем – приобретение  профессиональных  навыков.  Иначе  самые  актуальные  и  благородные  замыслы
окажутся  только  на  уровне  попыток.
Итак,  работа  над  техникой,  шлифовка.  С  оглядкой  на  сделанное,  на  свои  же  образцы.
Постоянные – труд  и  учёба,  труд  и  учёба.
Так  вот:  не  нужно  тянуть  в  свой  исключительный,  в  свой  эксклюзивный  творческий  мир  всё  это
достояние  прошлого,  эти  мешки  четверостиший  и  куплетов,  все  эти  формы  и  коробки  стихов,  которыми 
оперировали  предки.  Это  наследие прошлого,  той  старинной  культуры,  которая  себя  уже  изживает,  так  пусть, как  выражаются  сами  поэты,  пусть  оно  канет  всё  в  Лету. Туда  ему  и  дорога.  У  представителей  нового  мышления  должно быть  чёткое  осознание  той  пропасти,  которая  образовалась  между  веком  нынешним  и  веком  ушедшим.
В  силу  особенных  исторических  и  временных  условий,  мы  оказались  представителями  того  великого,  что
именуется  новый  век:  это  начало  нового,  3  тысячелетия,  и  этот  век – это  стартовая  площадка  для  нового  мышления  и  новой  культуры,  её  идеологии,  также  новой  литературной  теории,  новой  практики  и  приемов  письма.  Как  представители  совершенно  новых  идей,  мы  будем  находить  свое  вдохновение  не  в  чужих  книгах,  а  внутри  самих  себя.  В  своей  психологии  и  образе  жизни.
У  всех  нас  должно  выработаться,  должно  быть  некое  физическое  отвращение  к  тем  типам    традиционных,  скомпрометировавших  себя  и  растиражированных  графоманами  видам  стихов,  как  к  чему – то  такому,  что  уже  прокисло,  провоняло  и  не  годится  в  употребление. Всё  это  должно  отторгаться  организмом  на  уровне  просто  физиологическом.
Всё  бывшее,  улетевшее  и  ушедшее,  было  хорошо  в  свое  время.  В  какой  Серебрянный  век.  Однако
в  наше  время,  в  начале  нового  тысячелетия,  всем  нам  нужно  совсем  другое.
Проникновенное  чувство  свежести,  свободы,  удивительной  романтики. Мы  задавлены  своим  наследием. В  литературной  республике  мы  стали  изгоями,  мы  стали  бесплотны.   
Всё  это  наследие  было  хорошо  в  свое  время. Когда  оно  выглядело  современным  и  живым,  актуальным,  а  не  мертвеччиной.
Обращаю  ваше  внимание:  мы  никому  ничем  не  обязаны.  Мы  не  обязаны  жить  в  заведении  мадам  Тюссо.  В  наше  время,  в  начале  нового  тысячелетия,  всем  нам  нужно  совсем  другое.
Нужно  исключить  из  собственной  практики  написание  ровных,  расчерченных  и  размеренных  строчек
силлабо – тоники.  Не  место  им  в  современности!  Забудьте,  навсегда  откреститесь  от  всех  тех  метров,
размеров  и  прочей  школярской  чепухи,  какими  богата  трафаретная  литература,  эти  псевдоканоны
вас  недостойны.
А  вот  то,  что  вам  действительно  необходимо – так  это  переосмысливать  изначальные,  первоначальные
элементы  и  компоненты  теории  литературы,  то  есть  стихосложения.  Ведь  именно  вам  предстоит  дать  им,  предоставить  им  новую  жизнь,  вовлечь  их  в  сферы  новой  эстетики  и  красоты.
В  этом  новом  мире  новой  индустрии  мы – творцы,  создатели  и  мастера.
Мы  потребители  и  технологи.  Поэтому,  если  вы  настроен  серьезно,  если  вы  понимаете  всю  ответственность  стоящей  перед  вами  задачи,  не  нужно  бояться  работы,  не  нужно  быть  лентяем  или  белоручкой.

… Прошлое  мы  кидаем,  мы  от  него  отрекаемся,  как  от  того,  что  себя  уже  так  дискредитировало;
тогда – что  же  взамен  этих  мерно – размереных,  расчерченных  строчек,  чем  заменить  их?
Правильно – более  актуальной,  гибкой,  более  легкой  и  приятной  манерой.
Построенной  исключительно  на  постоянной  импровизации,  на  импровизационных  и  поэтому  непредсказуемых
и  таких  таинственных  формах.
В  руках  мастера  или  даже  подвижника  эти  гибкие  формы  обретут  свою  актуализацию,  выйдут  на  уровень  новых  аргументов. Задача  заключается  в  том,  чтоб  делать  всё  очень  ловко  и  складно.               


Рецензии