Первая церковь, которая встречает приезжающих в Ри
Самолет приземляется в аэропорту Фьюмичино. Паспортный контроль. Первые Buon giorno и Grazie. Наконец, поезд, который за полчаса домчит до Рима. Замелькали холмы с хороводами пиний, первые дома. Поезд замедляет ход, рельсы множатся, бесконечное переплетение железнодорожных путей, устремленных к Вечному городу.
«Рельсы как плети, как бичи истязующие...»
Сравнение это никак не случайно. Напряженно вглядываюсь, и вот за окном слева невесомый крест возносится в небо над древней землей, преображенной в железнодорожное полотно. Это первое архитектурное приветствие Вечного города - церковь Санта Бибьяна.
Находится она совсем рядом с вокзалом Термини, за углом, на улице Джолитти. Но никто не отправляется к ней сразу по приезде, да и позже мало кто удостаивает её вниманием. Виной тому несметные богатства Вечного города, которые с самого порога ошеломляют и увлекают неудержимой лавиной, нескончаемой вереницей бесценных сокровищ и наследия прошлого.
Уже с порога вокзала, с правой стороны возникает участок древнейших Сервиевых стен, построенных легендарным шестым царем Рима Сервием Туллием в VI веке до н.э. А над ними возносится в римское небо золотая фигура Христа. Впереди манят термы Диоклетиана, преображенные гением Микеланджело в храм святых и мучеников. В центре площади - фонтан Наяд, в тени сквера покаянный обелиск, давший название площади перед вокзалом. И такое «embarras du choix» (затруднение при богатстве выбора) в Риме на каждом шагу, на каждом перекрестке.
Однако, обратимся к церкви Святой Бибьяны. Стоит она не парадно, торжественно развернутая фасадом к улице Джолитти, а вполоборота. Как и положено скромной христианской мученице Святой Бибьяне.
История отсылает нас к 363 году, ко временам жестоких преследований христиан императором Юлианом-отступником. Узнав от ушлых осведомителей, что семейство римского консула Флавиано обратилось в новую, христианскую веру, император приказал всех строго наказать. Главу семьи император повелел отправить на невольничий рынок, предварительно клеймив, как раба. Экзекуторы рьяно взялись за исполнение императорского указа. Но они с такой неуёмной силой ударили раскаленным чугунным клеймом по лбу Флавиано, что бедный консул через три дня скончался.
Мать с двумя дочерьми заперли в доме, и оставили на 12 дней без еды и питья. Потом благородную Дафрозу обезглавили, а осиротевших девиц мучили еще пять месяцев, заставляя поклоняться языческим идолам. Во время одного из таких испытаний старшая сестра Деметрия, в самозабвенной молитве призывая на помощь Спасителя, впала в транс и умерла.
Для младшей из сестер, прекрасной пятнадцатилетней Бибьяны безжалостный тиран измыслил самое жестокое наказание. Он повелел отдать чистую отроковицу в лупанарий, в непотребный дом на растление. Однако Бибьяна воспротивилась гнусным намерениям и предпочла непорочную гибель бесчестной жизни.
И тогда лютый правитель решил не довольствоваться обычной казнью.
- Жаль такую прелестную головку отрубать от не менее прекрасного тела. Не захотела идти в лупанарий, так пускай предстанет обнаженной пред всем городом. И пусть все наслаждаются ее видом. Разденьте девицу и привяжите к столпу. Потом возьмите бичи, да не простые, а специальные, со свинцовыми шариками на концах. И бейте, хлещите её, покуда не умрет.
Так 2 декабря 362 года погибла мученической смертью святая Бибьяна. Истерзанное тело её выставили у врат города на съедение бездомным псам. Но ночью правоверный священник похитил тело Бибьяны и схоронил в землю по христианскому обряду, на старом кладбище на склоне холма Эсквилин, неподалеку от нимфея, известного как Минерва Медика. Позднее верующие соорудили здесь часовенку, а потом и церковь.
Спустя много столетий старая церковь на холме Эсквилин гляделась так удручающе, что папа Урбан VIII вознамерился реконструировать её к юбилейному 1625 году. Свидевшись с Бернини, который в то время работал в соборе Святого Петра над строительством центрального кивория, первосвященник обратился к нему с просьбой.
- Мне бы хотелось, чтобы ты, друг мой, сделал статую Святой Бибьяны. К юбилею хорошо бы и храм отремонтировать. Кого бы ты посоветовал?
- Ваше святейшество, давайте я сам и церковь приведу в порядок, и статую сделаю и сам установлю её во храме.
- Но ты же, друг мой, скульптор!? А тут целый храм.
- Ваше святейшество, я справлюсь, не сомневайтесь. К тому же в моей команде есть специалисты и помощники разного рода. Я не подведу. Я давно мечтал испробовать себя в архитектуре.
- Ну, хорошо, - согласился первосвященник,- дерзай!
Два года спустя, в 1626 году первая архитектурная работа 26-летнего Джанлоренцо Бернини была завершена. Об этом свидетельствует надпись над центральным порталом. Сооружая новый фасад, Бернини привнес в классические традиции строительства церквей элементы распространившегося к тому времени стиля барокко. Двухэтажный фасад храма разделен пилястрами с ионическими капителями. Наверху предусмотрены три окна для освещения церкви.
Внутри Бернини сохранил трехнефную структуру старой постройки, дополнив её двумя новыми капеллами. Посвящены они благородным Дафрозе и Деметрии, матери и сестре святой Бибьяны, и украшены полотнами, их изображающими.
Центральный неф заканчивается алтарем со статуей святой Бибьяны. Бернини изобразил Святую в момент, предшествующий её мученическому испытанию. Она стоит, чуть опершись о мраморную колонну. Одна рука поднята с мольбой, в другой Бибьяна держит пальмовую ветвь – символ мученичества. Бернини намеренно поместил беломраморную статую Святой Бибьяны в небольшую нишу со специальной подсветкой. Она создает мистическую игру света и тени, словно вызывая движение складок на одежде святой и обнаруживая ужас и душевное смятение её перед неминуемой жестокой казнью.
Под алтарем расположен античный римский саркофаг III века, который обнаружили в ходе реставрации храма в 1624 году. В нем и поныне хранятся мощи Святой Бибьяны, её матери Драфрозы и сестры Деметрии.
Переступив порог церкви, подойдите к колонне из красного мрамора, защищенной бронзовой позолоченной решеткой, выполненной по рисунку Бернини. По преданию, именно к ней была привязана Бибьяна в момент своего мученичества.
P.S. Хочется вспомнить небольшой эпизод, который характеризует исключительно трепетное отношение жителей Вечного города к произведениям искусства и наследию прошлого. В 2017 году при организации выставки работ Бернини в галерее Боргезе статую Святой Бибьяны после тщательной реставрации отправили на экспозицию. Год она там простояла, после чего её стали транспортировать обратно. И тут при установке статуи в нишу на алтаре, рабочие случайно отломили безымянный палец поднятой правой руки.
Все газеты подняли шум, запестрели фотографиями «поврежденной» статуи и церкви Святой Бибьяны. По счастью, палец при этом нисколько не повредился, и через несколько дней специалисты по Охране культурных ценностей благополучно вернули его на место.
Свидетельство о публикации №222041601068