Ученик

(Из цикла «Картинки с выставки»)


ПРОЛОГ.
            Очередной раз читая Евангелие и дойдя до места, где рассказывается о предательстве Иуды, я задумался о причинах данного поступка, которые здесь явно не просматриваются. Одно дело, если бы это было совершено врагом, агентом, нанятым фарисеями, или Иудой, как просто недругом, но здесь ни строчки об этом.
Так или иначе, в подобных случаях о причинах говорить бы не пришлось, они на виду.
           Лишь раз ап. Иоанн говорит, «что (Иуда) был вор» (Ин.12:6).  Можно предположить, что алчность оказалась настолько сильна, что деньги перевесили всё. Однако полного убеждения в этом нет. Иуда – ученик Христа, один из 12, выбранных самим Учителем и как ученик пользовался всеми привилегиями - духовными дарами, и поступив, как он поступил, он точно знал, что потеряет их (привилегии) и уж конечно не станет от этого богаче.

 «Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф.10:1).

А главное, всё это получалось у них.
«Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.» (Лк.10:17).
И как … ?
По случаю вспомним из Деяний Апостолов Симона волхва: «Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.» (Деян.8:18). Или, ещё пример, служанка в Филиппах: «одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.» (Деян.16:16).
            Сам поступок с человеческой точки зрения, т.е. как действие в психологическом смысле, может и не объясняться, а преподнесён и воспринят как факт, в виде пророческих повествований. Однако в Святом Писании события, как правило, освещены человеческими переживаниями и чувствами, окрашены эмоциональной палитрой и причём достаточно подробно и убедительно, а особенно касаемо Евангелия. И это одна из удивительных сторон Святого Писания, что все его повествования очень реалистичны, близки по жизни, т.е. не сказки, не греческие мифы. Тогда как данное событие, может показаться, оставлено без подробностей, а это не так.
  Попробуем же и здесь найти факторы и увидеть чисто человеческие мотивы, которые в той или иной степени присущи нашей природе, а значит, и нам с вами.
  Иисус Христос – Богочеловек, т.е. в Нём заключено два естества - Божеское и человеческое. Святые апостолы, Богоизбранники - Его ученики и до определённого момента не святые, не пророки и даже не мудрецы, а просто люди. Помня это, постараемся остаться на чисто земных мотивах и не затрагивать сверхъестественную, мистическую сторону данного вопроса, хотя и убеждён в их взаимозависимости.
Итак, начнём!

ТОВАРИЩЕСТВО.
           Кто был Иуда Искариот? Одно из предположений, что Искариот в переводе – это «человек из Кериота». Под Кериотом, как населённым пунктом, подразумевается иудейский город Кириаф. Таким образом, возможно Иуда был единственным учеником не из Галилеи. Он был казначеем и имел при себе ящик, куда опускали приношения. С другой стороны, ему поручено было распоряжаться этими приношениями на нужды товарищества, а значит заниматься и хозяйственными делами, и даже благотворительностью. Да, скорее его можно назвать интендантом товарищества нежели просто казначеем, т.е. он уже имел налёт предприимчивости, обособленности и даже в практическом смысле уникальности над остальными. Иначе, в том или ином он уже был выделен и быть может не без помощи Учителя, и не каким-либо обещанием, где-то там и потом (как Петру), а уже здесь. Он уже отличался от всех своим происхождением и своим положением, чем, очевидно, немало гордился.
            Возможно сотоварищи несколько завидовали ему, а он смотрел на них, как на простаков, провинциалов со смешным говорком. Вспомните, как мы реагируем про себя на незнакомца, разговаривающего не на нашем (местном) диалекте. Да, чего греха таить, мы даже вырастаем в собственных глазах, если слышим речь с отдалённых краёв цивилизации, испытываем некое чувство гордости за своё происхождение, одним словом, «и ты не из Галилеи ли?» 
            Ученики - это простецы, это те, которые ещё не утратили той детской наивности, непосредственности к жизни. Вид поля созревающей пшеницы и чувство голода не останавливает их даже перед нарушением закона. Они не придерживаются строго (не приверженцы) ритуальных традиций, не постятся, не требовательны к себе и, что важно, к другим. Молитва у них пока ещё скорее, как знак «опрятности», нежели душевного томления. Они увлечены своим Учителем настолько, что не замечают бытовых неудобств, следуют за Ним повсюду, чтобы всегда быть рядом, и делят с ним не только радости, но невзгоды и трудности, а иногда и опасности (и разве это не выше поста или иного подвига). Им бывает так хорошо наедине с Ним, что об этом можно только мечтать. Порой величие Наставника, в Его поступках и речах гипнозом завораживает их сознание, наполняет сердца удивительной радостью.  И Он  искренне защищает их от ярых «ревнителей» и «законников», своими ответами этих маститых правоверов приводит в конфуз, обезкураживает, ставит в смешные и нелепые положения перед аудиторией. Как же им, фарисеям, после этого не пылать гневом и не желать Ему погибели.
Они, ученики, родившиеся и жившие в скудости быта, беззащитны (нищие духом), в них нет этой житейской уверенности, прагматизма. Они идеалисты, где-то романтики, без лукавства и хитрости, как дети. Вся их «хитрость» наружу, и поэтому очевидны их настроения и желания. Эти качества человеческой души настолько привлекательны и близки их Учителю, сродни Его душе, что Он не может пройти мимо такой сердечной простоты и почти младенческой доверчивости.

«Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
Нафанаил отвечал Ему: Равви'! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. (воистину, «нет лукавства»)
Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.» (Ин.1:45-51).

И я думаю, что это, скорей, эпизод взаимной радости, смешного недоумения и весёлого настроения, одним словом, далёк от строго ритуального посвящения.
(Попробуйте ещё раз прочитать приведённый выше отрывок, как сцену душевного праздника, весёлости и вы увидите, что это так и есть.)
Или вот ещё.

«Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.
Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей.
Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.
Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.» (Мк.10:17-22).

           Нет, Он не пророк и даже не оракул, Он именно друг, пусть и Учитель, но именно Жених, т.е. Виновник торжества и не более. А что ещё может быть более? Более искренне любящего сердца? Ведь это Божья высота. Что может быть более Её?
Обратите внимание, всякий из нас, находясь тогда и там, на месте ли спрашивающего, или Отвечающего, говорил бы такие же простые речи. А ведь здесь даже не Ангел. И где же бури и громовые раскаты, или, хотя бы, глубина мудрости и тайна многозначительности?
          Все, кто был до Него, были просто мудрецами и пророками. Он единственный носитель чувства Бога-Отца к нам и лучше этого не выразишь.
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, …» (Ин.3:16 …).
И кто мог бы указать сейчас, кто из них предаст, Нафанаил? Иуда? или тот «некто»? Ведь Он же полюбил вопрошавшего, как только взглянул на него. Все они искренне восхищены Учителем и ловят Его взгляды и каждое слово, а уж тем более для них праздник, когда он в хорошем настроении. Поистине!
«... могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» (Мф.9:15).
 Да! Он «жених» и лучше не скажешь о статусе Его душевного устроения, а они друзья Жениха, и как же им не войти в радость сердечного Друга. А радость по другу! – кому же с детства это не знакомо.
   Кто исследовал или допрашивал тогда Иуду? Не так ли, как и всех остальных, Он взглянул раз, и позвал за Собою. Да кто бы из нас устоял от этого взгляда (радости) любви и благодати (смирения) (тихой смиренной радости), все наши житейские твердыни, устои и идеалы растаяли и протекли бы, как воск от огня, оголив всё наше нутро, всю нашу сущность.
И встаёт вопрос: мог ли Он ошибаться в человеческих душах? Конечно нет.
Так что же?

ТАИНСТВО.
             И вот здесь уже не обойтись без мистики, таинства (хотя обещал же, но мы его немножко приземлим). А оно заключается в том: «что один из вас предаст Меня». (Ин. 13:21).

«Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться.» (Мар.14:18).

Всё исполнится, как повествуется об этом у пророков, как рассказано в Слове Божьем. Свершение пророческих событий настолько же обязательно и неизбежно, насколько верны такие явления:
как солнце взойдёт на востоке,
как брошенный камень упадёт,
как рождённый в мир сей умрёт,

И к ним же, и с такой же неотвратимостью - «один из вас предаст».

           Однако вернёмся к теме нашего обсуждения.  Прежде рассмотрим события, предшествующие данному поступку, т.е. что было накануне предательства Иуды.
… Нет, ещё отступим.

СРЕБРОЛЮБЕЦ.
           Думаю, для него, сребролюбца, не важно уже происходящее. Он, решив заработать, просто бы ждал, как хищник в засаде, подходящего случая и скрытного момента для осуществления своего торга с фарисеями. Но Иуда даже не торговался с ними, не проявил элементарного алчного расчёта. Даже более того, это была чистая формальность: назначили 30 значит 30, а давали бы 10, с тем же согласился и на 10. А после, не стал бы демонстрировать свою причастность, тихо бы, как всякий вор, затаился бы на время, где-нибудь подальше. Цена же – 30 серебреников, много это или нет? – не очевидно, т.е. остаётся под вопросом.

НАКАНУНЕ.
           События эти описаны в той или иной степени у всех четырёх евангелистов. Приведём их все и полностью.

Ин.12:1-8
«За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.»

Мт.26:6-16.
«Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.
Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?
Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.
Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.
Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его.»


Мр.14:3-11.
«И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал,- пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
Но Иисус сказал: оставьте ее; что' ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.
Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.
Она сделала, что' могла: предварила помазать тело Мое к погребению.
Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что' она сделала.
И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им.
Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники. И он искал, как бы в удобное время предать Его.»

Лк.22:1-6.
«Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.
Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.
Они обрадовались и согласились дать ему денег; и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.»

ЖЕНЩИНА.
           Из рассказанного у Евангелистов, мы узнаём, что за несколько дней до праздника Пасхи Учитель и ученики собрались в доме Симона прокажённого и женщина, возможно Мария, «возлила Ему на голову» мирро «из нарда чистого, драгоценного», а также «помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его».
     Не знаю, что сделали бы вы тому, кто сотворил для вас больше, чем кто-либо, например, подарил бы вам здоровье или здоровье вашему близкому и любимому или избавил от мук житейских, одним словом, дал бы вам то, что вы тайком просите у Бога, думаю, от чистого сердца также отблагодарили бы, чем могли (поступили бы также). Или вспомним другую женщину (Мр. 5:25–34), которая всё своё состояние истратила на врачей и не получила облегчение, а только измучилась до отчаяния и вдруг одним касание к Его одежде освободилась от болезни. Да разве она, оказавшись на месте той (женщины) с алавастровым сосудом не сделала бы тоже самое? Не сомневаюсь, она сочла бы это за счастье и с радостью сердечной отдала бы Ему самое дорогое, что имела (и, если бы было дороже, чем триста динариев - не задумалась бы).

УЧЕНИКИ.
          К настоящему моменту они приобрели, если можно так сказать, некий «профессиональный» навык, опыт распознавать и правильно (по заповедям Учителя) разрешать положения. Они стараются самостоятельно решать вопросы, пусть ещё незначительные, но лишь бы ими не беспокоить Учителя. И сколько раз они уже пытались, как повзрослевшие птенцы взлететь, опробовать в полёте крепость крыльев, но Он всегда осаждал их, и бывало достаточно жёстко.
Вот и сейчас, как только «дом наполнился благоуханием» и запах достиг учеников, и стало ясно, что это за благовонье, то все оживились. Некоторые стали укорять её за напрасно истраченное дорогое мирро. А ведь правильней было бы, как по заповедям, продать его «за большую цену» и деньги раздать нищим.
Иуда, человек при деньгах, очевидно был инициатором этого негодования, так как знал цену деньгам, и их пользу в трате. Остальным же этим вразумлением женщины возможно хотелось показать Учителю свои успехи в понимании Царства Божия и, тем самым угодив, утешить и повеселить Его, ведь Он опять сегодня говорил им эти ужасные вещи: «вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие».
(Раз упомянули в Писании, значит думали об этом).

УЧИТЕЛЬ.
           Он сейчас находится как никогда в состоянии человека, приговорённого к казни. Всё уже решено, и приговор провозглашён, осталось привести его в исполнение. Что должен был испытывать Учитель в этот момент? Он всячески искал сочувствия и поддержки от своих учеников и не находил. Как всегда, они ничего не понимали и до сих пор так и не осознали Его главного предназначения здесь на земле. Как в жизни часто бывает, удивительная близорукость и непонимание близких по духу тебе людей и напротив, порой такое проницаемое, искреннее сочувствие посторонних, случайных душ.
           Вот и теперь разве об этом надо думать Его ученикам. Мария конечно же не отказывается от благотворительности, но она давно хотела, а сейчас и случай представился, сделать для Него что-то хорошее (повеселить и рассеять грусть). Как они этого не понимают?
И Он опять осадил их.

«Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.
Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.
Она сделала, что' могла: предварила помазать тело Мое к погребению.» (Мр.14:6-8).

Они затихли и разбрелись.

ИУДА ИСКАРИОТ.
            Эти слова обидные конечно же обращены к нему. А он хотел только исполнения Царства Божие и правды Его. Обидно ему. Разве не прав он, не так ли надлежало поступить ей, не Он ли (Учитель) постоянно об этом говорит? И не они ли, товарищи его, поддержали Иуду, а значит он был точно прав. А теперь что? Посмеиваются, наверное, над Иудой. …
Да ещё и утвердил:
«Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что' она сделала.» (Мр.14:9).

А как же Иуда!?

«Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?» (Мт.19:27).
               
Да! Да! Иуда всё «оставил» и «последовал» … и что же ему, … а о нём где скажут?
Ни-че-го! Обидно, обидно Иуде.
           Что же не так? А то, что за столько времени Иуда так и не распознал заповеди любви, и что значит «милости хочу», и человек у него так и остался для субботы. Вот она фарисейская закваска. Ничего, ничего не понятно Иуде: правда и неправда, истина и неистина, Царство Божие – ребус какой-то, всё загадки.

ОБИДА.
          Всем знакомо это чувство. Каждый день мы сетуем, жалуемся, осуждаем, обижаемся, сердимся, завидуем, судим и проч., проч. Всё это ростки обиды, которые пышным покровом прорастают на нашем душевном Я, называемом гордыней. Гордыня окормляется и лелеется успехами, удачами, восхвалениями, самомнениями, исключительностью и достоинствами, а венец всему: «я не таков, как прочие люди». Гордый человек, если он не имеет собственных достоинств, то он хорошо питает своё Я, чужими неудачами, падениями, поношениями и оскорблениями.
Гордый человек быстр на обиду и даже без причины легко впадает в неё. Задетое самолюбие невыносимо и требует сатисфакции, удовлетворения, а попросту отмщения.
И ещё, обида (как желание утоления) уже не проста, она изобретательна, изощрена, она нашепчет, как сделать побольнее, поэффективней «ударить» (наказать) обидчика. Значит и 30 серебряников это тоже в отместку, нечто вроде каверзы, подвоха, т.е. «Хорошо, я найду эти деньги».
           Здесь мы не будем углубляться в эту тему, так как об этом психоэмоциональном состоянии написано много научных, философских и литературных трактатов и статей. Для нашего понимания достаточно вспомнить, перенесённые когда-либо, личные переживания и страсти по оскорблённому чувству.
Классика. И всё же, для большей наглядности картины приведём пример из классики, близкий нашему сюжету.
            А.С. Пушкин. Полтава. Вот как описывает поэт-пророк случай затмения сознания гетмана Мазепы, имеющего всё: и власть, и деньги. Но и угроза полного лишения всего, а может и жизни, не утолило жажду мести.

(Разговор происходит в ночь перед сражением.)

 О р л и к               
                Сраженья
Дождемся. Время не ушло
С Петром опять войти в сношенья:
Еще поправить можно зло.
Разбитый нами, нет сомненья,
Царь не отвергнет примиренья.

М а з е п а
Нет, поздно. Русскому царю
Со мной мириться невозможно.
Давно решилась непреложно
Моя судьба. Давно горю
Стесненной злобой. Под Азовом
Однажды я с царем суровым
Во ставке ночью пировал:
Полны вином кипели чаши,
Кипели с ними речи наши.
Я слово смелое сказал.
Смутились гости молодые...
Царь, вспыхнув, чашу уронил
И за усы мои седые
Меня с угрозой ухватил.
Тогда, смирясь в бессильном гневе,
Отмстить себе я клятву дал;
Носил ее — как мать во чреве
Младенца носит. Срок настал.
Так, обо мне воспоминанье
Хранить он будет до конца.
Петру я послан в наказанье;
Я терн в листах его венца:
Он дал бы грады родовые
И жизни лучшие часы,
Чтоб снова как во дни былые
Держать Мазепу за усы.
Но есть еще для нас надежды:
Кому бежать, решит заря.

Умолк и закрывает вежды
Изменник русского царя.

          Конечно никто Иуду за «усы не брал», но для обиды бывает достаточно и одного слова, и даже взгляда. Созревшая в нас и вскормленное нашим неимоверным самолюбием обида начинает жить сама в себе и властвовать над нами и уже сама питает злобу нашу всё той же жаждой мщения.
Из духовных писателей об этом внутреннем разладе личности достаточно ярко сказал Святитель Феофан (Затворник).
«Бывают обстоятельства, что хочешь не хочешь, а высказать неудовольствия нельзя, — и молчишь: но язык-то молчит, а сердце говорит и строит злые планы. Повысься неприятность еще на одну линию, — и удержа нет: ни стыд, ни страх, ни потери, ничто не удержит. Вскипевшая самость делает человека словно помешанным и поддавшийся ей начинает городить глупости.»

 ГЛУПОСТЬ.
           Это что-то наше и не наше, в нас и помимо нас и нашей воли; с нами начинает творится нечто невообразимое и неудержимое, одним словом - дурь.
 А посему.

«Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.» (Лк.22:3-4).

СО СТОРОНЫ.
            Когда обижаемся, как будто и не обижали, поскольку ничего не теряли (кроме душевного покоя), и когда отмщаем, ничего не приобретаем (даже душевного покоя), как бы ничего не сделали. Нет в этом никакой пользы и никакой выгоды, одна пустота и горечь – мука сердечная. Что приобрёл Изменник русского царя? Ничего, только потерял. А Иуда? Тридцать серебряников, да и те выбросил.

«Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою.» (Ин.13:18).
      Почему же из близких, из двенадцати, из «ядущий со Мною хлеб», должен совершить это? Разве мало людей, которые каждый день окружали Его, приходили, уходили и вновь возвращались, а сколько было разочарованных и просто завистников, и даже тех, которые хватались за камни? И что, никто не решился?
«Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня.» (Мар.14:49). – говорит Он им. Отчего же сейчас? Что с ними произошло?
   А произошло то, что Иуда своим предательством как бы вселил в них эту решимость к действию. До этого они только говорили об этом, но некое сомнение – «А вдруг!», -  ещё мешало исполнению; кивали там на народ, на ещё не время и прочее всякое.
Даже выстроили «героическое» оправдание своему желанию:
«что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.» (Ин.11:50).
Ничего не помогало.
А тут нежданно-негаданно. – «Вот вам и подтверждение, что это не Мессия! Даже ближайшие ученики уже разбегаются от Него» — Ох, как они обрадовались Иуде – «Какой же Он пророк, даже в людях разобраться не может!» Одним словом,
«если бы Он был пророк, то знал бы, …» (Лк.7:39)
 Порадовал, порадовал их Иуда, другом стал любезным, и даже расщедрились – денег обещали дать.
Какие могут быть теперь сомнения? Ах! сколько сил было потрачено, сколько копий сломано. Какие только мудрецы и книжники пытались и не могли уловить Его, и низвергнуть этого «обманщика». А тут! Так всё просто и очевидно. Порадовал, порадовал их Иуда.
             Убеждение утвердилось окончательно и уже как круги пошли один за другим:
(Пророк)
 «прореки, кто ударил Тебя?» (Лк.22:64);
(И уже смешно)
«других спасал, а Себя Самого не может спасти»
«пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него»
«уповал на Бога; пусть теперь избавит Его» (Мф.27:42-43).
(И раздухарились, раззадорились, и уже к Пилату)
«господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого.
Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете.» (Мф.27:63-65).
 «Вспомнили», а могли бы пропустить, нет не натешились ещё, но решили окончательно низвергнуть.
И всё думали: глаза у них открылись, а не поняли, что они полностью ослепли. Если раньше какие-то смутные очертания ещё виднелись в сознании, то теперь кромешный мрак – безумие!
«Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают.» (Лк.23:34).

РОК (СДЬБА).
            Это как бы мистическая (тайная) сторона произошедшего. В нашем случае, как мы говорили, она заключена в том – «что один из вас предаст Меня.» (Мт.26:21).
Приведём здесь два высказывания.

«Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят;» (Лк.17:1).

И другое.

«Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.» (Лк.13:4-5).

Так вот, первое: «невозможно не прийти» — это тайное, а значит общее, по-нашему непонятное. Второе же: «если не покаетесь» — это человеческое и уже конкретное.

ПОКАЯНИЕ.
             Для нас интересно последнее – человеческое. О чём говорит Учитель? О том, что должно произойти –  нет для нас в этом ничего, а вот если каемся или наоборот не каемся, имеет огромное судьбоносное значение. Покаяние – акт самоосуждения. Если кто-то думает, что это чувство относится к чисто религиозной сфере, он ошибается. Даже будучи атеистами мы каждый раз совершаем этот акт, если искренне: сокрушаемся, сожалеем, сочувствуем, сопереживаем, просим прощение и прочее, т.е. живёт в нас совесть – божья искра. Если же в нас (пусть и покрестившихся и воцерковлённых) этого нет, а только осуждения, недовольство, обман, зависть, любостяжание, сластолюбие, себялюбие и тому подобное, то мы, как говорит ап. Павел, заживо умерли. И что сделает нам «падающая башня», если Божья искра и Бог с нами, а тем более в случае, когда мы и так уже умерли?

"БАШНЯ"
              Попробуем показать это и в нашем повествовании.
Разве не Учитель выбирал себе учеников? А раз выбирал, значит и полюбил за чистоту духа и простоту сердца всех двенадцать без исключения, они Его.

(Башня начала строиться.)

Поделив с ними все невзгоды Своего земного странствования, Он учит и показывает им Царство Божие личным примером. Называет их друзьями и детьми, снисходит к их человеческим слабостям (и как бы даже участвует в них). Как взрослые по любви делаются детьми, чтобы принести радость своему ребёнку, так и Учитель с охотой принимает участие в увлечениях своих учеников.
Где мы найдём и у кого, такую, например, сцену?

 «Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.» (Лк.5:4-6).

А превращение воды в вино!?
Кто из книжников или фарисеев стал бы потворствовать своим ученикам, снизошёл бы до их желаний. Они строги, непримиримы и быстры на осуждения и укоры – «почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?» (Лк.5:33). Аскеза и жертва во всём – вот идеал их жизни по Богу.
У Него же по-другому, пока они здесь и вместе, Он не утруждает их, потому как знает, радость это недолгая – «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.» (Лк.5:35).
Поэтому ради Него они – «И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.» (Лк.6:11). А кто бы из нас не сделал также на их месте?
                (Стройка продолжается.)

Хочет всех сберечь, призывает и воспитывает в них покаяние, чтобы окончательно утвердилось в них кротость и смирение. Они (ученики) почти уже как Он (Учитель). Одного только нет ещё в них – разумения, разумения «о небесном». Они всё ещё земные, а потому: «сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли» (Ин.3:31). Они слабы в желании и не понимают, как достичь Царства Божия, а стремятся к человеческому: к первенству и к восседанию во славе. Он, Учитель, постоянно низвергает их с этих фарисейских пьедесталов, уничижает, называя их маловерами. Сатаной назвал (Он) Петра, вознегодовал на сынов Зеведея за их желание славы и власти. 
«о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?». (Мк9:19)
                (И вот буквально перед падением.)

Умение безропотно перенести уничижение - это вторая сторона покаяния. И если товарищи Иуды выдержали это испытание, то он не таков. Он не лез с «глупостями» к Учителю, он ведь всё понимал. Да, они смешны и наивны в своих отношениях с Учителем, но в них было то сокровенное, что не было в умном (а скорее сам себе на уме) Иуде. По простоте своей они необидчивы, им ещё нужно подсказывать, где обидиться, а где по-хорошему посмеяться. Иуда же с охотой переносит всё, что касается общих трудностей и унижений, но он неглуп и легко различает своё от не своего. Да, он не бесчувственный и переживает, если сделал кому-то не так, но только он сам определяет меру самоунижения, и теми же чувствами совершенно не терпит унижения своего достоинства со стороны, и тем более несправедливого.

(Башня падает.)

 «Башня падает», и все ученики до одного попали под её падение.
Как сказано.
«все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы» (Мк. 14:27).
Но из них гибнет только тот, кто оказался не готов и не выдерживает «падения».

(Башня упала.)

МЕСТЬ.
            Кто попался на неё, тот живым не уйдёт. Иуда, ну сорвался, обидно же, сделал злое в запале, с кем не бывает. Учитель простил бы. На тайной вечере во время прощания с учениками Он даже делает попытки к примирению и, как настоящий друг, без исследований виноватого, первый протягивает ему руку.

     (Умывает ноги ученикам.)
 «и вы чисты, но не все». (Ин.13:10).
     (Очевидно смотрит на Иуду, но тот ни слова.
      Вторая попытка.)
 «ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою». (Ин.13:18).
      (Нет! … Иуда молчи-ит.
       Уже не намекая – прямо.)
«истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». (Ин.13:21)
              (Иуду это только подзадоривает, он отшучивается и просто ёрничает
               – «о ком Он говорит»?)
«И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту». (Ин.13:26)
              (Ну, давай же, кайся. Нет! Гордыня заглотила намертво.)
 
              Доводит до конца, очевидно думая, что успеется ещё, и уже лукавство и игра.
Целование – тоже ёрничество, ведь можно было и без этого. Не-ет! надо как Он учил их приветствовать друг друга. …
И вот жажда мщения почти утолена, осталось совсем чуть-чуть.
 
             Очнулся, осознал, готов каяться! Поздно. Башня упала и задавила. Нет Учителя и не перед кем каяться. Идёт к своим, думает: как недавно, примут, утешут.
              (Раскаивается перед ними.)
«согрешил я, предав кровь невинную». (Мф.27:4).
              (В ответ холод.)
«что' нам до того? смотри сам». (Мф.27:4).
      (И даже здесь ещё всё возможно. 
               Ну! … Нет! Не хочет.)
«И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился». (Мф.27:5).
              (Теперь всё!
                Круг замкнулся!).


Рецензии
Читаю с восторгом: кажется, что не читаю, а слушаю, сидя в удобном кресле, доброжелательного мудреца, который не пожалел своего времени, чтобы поделиться лично со мной своим пониманием глубинной сути Слова Божьего. Радуюсь, что наставляет нас единый Дух Божий. Но я понимаю - насколько талантливо, поэтично, многозначительно, мудро и очень доступно высказывается Владимир Шваркунов. Вот что такое русский МУЖСКОЙ УМ и БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ.
Я благодарю Отца Небесного, что в очень точное для меня время вернул меня на страницу истинного философа и психолога (по моим критериям) после знакомства с ним на ПрозаРу в сентябре 2022 года. Что-то меня тогда отвлекло… Хотя и тогда уже написала два отклика на - «Благая весть» и «Просто предисловие», зацепившие мои ожидания.

- С нетерпением продолжаю чтение этого исследования. Буду устраивать паузы для размышления и подкрепления организма. Пребываю в позитивном настроении. Спасибо, Владимир.

Екатерина Истоомина 2   13.06.2023 22:54     Заявить о нарушении