Икона в провинциальном храме

Мы ехали всю ночь. Сын за рулем, а я рядом на переднем сиденье. Всю ночь я не могла успокоиться. Слезы текли сами собой. Мое лицо распухло, глаза отекли и превратились в щелочки. В душе была пустота и бесконечное отчаянье. Я не знала, как дальше жить и что делать.

Сын молчал. Он давно понял, что попытки меня успокоить лишь усиливают поток слез. Да и что он мог  мне сказать, чем успокоить, ведь  тогда от нас ничего не зависело.

Утром мы въехали в небольшой кубанский городок. Тихий, зеленый, вернее золотой от осенней листвы, и по-хорошему провинциальный.

Сын сказал: « Все остановка. Надо передохнуть и подкрепиться, может кофе выпить. Меня уже вырубает».  Он приглядел на центральной площади городка гастроном и пошел купить что-нибудь на завтрак.
 
Я решила размять отекшие от долгого сидения ноги. Вылезла из машины и огляделась. Хорошо, что на площади малолюдно, мне не хотелось, чтобы меня кто-то видел в таком состоянии.

За деревьями и приземистыми  зданиями на утреннем солнце горели золотом купола местного храма. «Как красиво», - автоматически подумала я.
 
В голове после бессонной ночи и слез было тяжело. Пришел сын и принес мне свежую вкусно пахнущую булочку и стаканчик кофе. Я равнодушно посмотрела на завтрак, поняв, что не смогу впихнуть в себя ни кусочка.

Мы были здесь проездом и не собирались задерживаться, но все сложилось иначе. Сын тут же возле гастронома обнаружил, что одно колесо безнадежно спущено, и нам пришлось искать СТО. В маленьком городке все было рядом, а вот мастера, который решил отлучиться по каким-то важным семейным делам, пришлось ждать долго.

Мне было тошно сидеть в  машине, и я решила пройтись. Бесцельно бродила по незнакомым уютным и тихим улочкам, пока ноги сами собой не вывели меня к храму, чьи купола сияли над городом. Да и как не выйти к храму, который был здесь центром всего.

Я не считала себя сильно религиозным человеком, хотя крестилась уже взрослой и осознано. Я была человеком своей эпохи, где атеизм и вера в бога умудрялись жить в сознании рядом, не сильно мешая друг другу.

Сегодня меня угнетали проблемы, они роились в моей голове, не давая забыть о них ни на минуту. На фоне этих проблем я и сама не поняла, как у  меня родилась мысль  пойти в храм.

Я стояла на березовой аллее, что вела к храму и разглядывала замысловатую старинную архитектуру церкви, освещенную осенним солнцем и выделяющуюся на глубоком синем небе.

Белоснежным  стройным березкам вторила сама церковь, такая же белая, стройная и нарядная. Желтые листочки, трепетавшие на ветру, перекликались с золотом куполов, в которых так же мелькали рефлексы и отражения высоких облаков.

Яркое и теплое осеннее утро делало все краски ярче, а объемы выразительнее. Красиво-то как!

Откуда-то из глубины сознания выплыло  решение моей проблемы: пойти в храм, найти икону Божьей матери, о которой я слышала от своего брата, и попросить ее помочь. Я не знала, будет ли здесь именно та икона, которую я хотела найти, но надеялась на это.

Мой брат Андрей был художником, как и я,  но если я была человеком сугубо мирским, то он писал иконы и расписывал храмы. Я любила смотреть, как он бережно и внимательно пишет лики,  любила слушать его рассказы об иконах и житиях святых, которых он писал.
 
Пропитанной насквозь материализмом мне тогда отчаянно хотелось верить в чудо, в то, что есть кто-то великий и бесконечный, кто любит всех нас. Именно тогда я услышала историю, которую память неожиданно достала из своих глубин.

Я поняла, что исчерпала все средства и теперь помочь, спасти всю нашу семью может только чудо. Не медля, я поднялась по ступенькам и потянула тяжелую дверь за латунную ручку. Вошла вовнутрь храма и замерла.

Деревянный пол из длинных крашеных досок. Старые  фрески, которым больше ста лет, благородного серебристого цвета. Никакой кричащей цветастости, просто и сдержанно. Строгие глаза святых, видевшие много на своем веку и смотревшие на меня.

Храм в рабочее утро был безлюдный, только одинокая женщина сидела у входа на скамейке. Она кивнула мне головой и не стала вставать, продолжая читать книгу.  Храм был пустой, но он был полон света и воздуха, который струился потоками из верхних окон.

Храм был полон возвышенной радости и умиротворенной грусти. Я было очарована красотой пространства и ощущением вечности. «Может быть, мои проблемы ни такие глобальные», - подумалось мне.

Я была здесь впервые, но нужную мне икону  нашла быстро. Она висела в уголке. Небольшая и достаточно редкая. Около нее не было горящих свечей. Люди, приходившие этим утром в храм, видно торопились и ставили свечи возле центральных  икон и иконостаса. В этот же уголок народ заглядывал редко.

Я стояла и смотрела на икону. Икона была старая, видно как потрескался кракелюрами левкас сзади фигуры Божьей матери, и потемнело золото на нимбах и узорах. Как мне показалось, один уголок иконы был даже обгоревшим.
 
Там виднелась почерневшая  доска и краски казались поблекшими. Этот угол прикрыли цветами, но было видно, что этой иконе пришлось пережить не одно испытание. Зато лицо Богоматери с  младенцем не тронуло время и стихии.

Глаза Богоматери были живыми и смотрели прямо на меня.  Я стояла долго и молча, только слезы опять предательски потекли из глаз. Я не знала молитв, и пришлось молиться и просить своими словами.
 
Пришла мысль, что, наверное, много людей льют здесь слезы в надежде, что-то исправить. Сегодня мне повезло, и не было никого. Была только я. Я и Божья матерь на иконе.

Не помню, сколько прошло времени. Меня вернул к реальности звонок сына. Машина готова, можно ехать. Пользуясь, тем, что одна, я прикоснулась к окладу иконы, погладила его. Попрощалась.

Вышла из церкви с чувством облегчения, как будто сняла груз. Наконец, то моя душа успокоилась и перестала рваться на части. Для себя я поняла, что неожиданно нашла свой храм, свое место силы, куда меня будет тянуть снова и снова.

Потом  пошли накручиваться очередные километры трассы, а я сидела, смотрела в окно и не видела пейзажа. Передо мной плыл лик Богоматери с иконы «Неупиваемая Чаша». С иконы небольшого провинциального храма, которую я запомнила на всю жизнь.

С того дня прошло много лет. И хотя жизнь преподносит новые сюрпризы, то о чем я просила тогда солнечным осенним днем, стоя перед иконой, сбылось. Сбылось и в корне поменяло мою жизнь и жизнь нашей семьи.




 






 


Рецензии