Оцифрованное счастье

Александр Задоркин       

                "ОЦИФРОВАННОЕ СЧАСТЬЕ"
О  чем  болит  душа (вместо предисловия)
По жизни так получается, что более пятидесяти лет я тесно связан со школами, с проблемами и вопросами образования и воспитания подрастающего поколения. В целом непосредственно в школах я проработал четыре года в качестве учителя русского языка и литературы, организатора внеклассной и внешкольной работы (теперь эта должность называется зам. директора школы по воспитательной работе), старшего пионервожатого, классного руководителя. Это было в Верхнепотаповской средней школе (Константиновский район, Ростовская область) - отработал три года по распределению после окончания университета, в двух школах Ростова-на-Дону - подрабатывал на пятом курсе; в Большеболдинской средней школе им. А.С.Пушкина (Нижегородская область); в средней школе №113 г.Екатеринбурга, с которой дружу вот уже сорок лет. Так что в курсе всех изменений в системе школьного образования.
Почти год меня уговаривали стать директором или завучем 113-й школы, но я категорически отказался по двум причинам. Во-первых, я мечтал стать журналистом и работать в газете. Мечта осуществилась. В то время я уже был главным редактором газеты ОАО "Уралмаш" "РИТМ". Приходилось немало писать и на темы школьного образования. Во-вторых, уже тогда начались  всевозможные преобразования в системе школьного и вузовского образования, которые я однозначно не смог принять и понять, хотя и не был махровым консерватором. Как говорится, проводимая оптимизация образования оказалась не в моем вкусе. Наверное, я хорошо проникся советским образованием, которое на достаточно высоком уровне получил как в школе, так и в университете. Его традиции применял и пропагандировал, работая в школе. И сейчас считаю, что советское школьное образование было лучшим в мире.
И еще один важный момент - полученный в свое время педагогический опыт мне очень пригодился (и до сих пор годится) в дальнейшей творческой деятельности и вообще в жизни. Школьная тема и проблемы воспитания молодежи стали основными в моих книгах "Здравствуйте, дети!", "Дети, я нашел ваши мечты", "Дом с традициями", "Те, с которыми я" и др. А мои коллеги-журналисты и многие друзья не раз подчеркивали, что учитель во мне не умер. Скажу честно, этому я рад. К тому же и все мои многочисленные ученики, которых я считаю своими детьми, это тоже подтверждают. С ними я переписываюсь, встречаюсь, общаюсь через соцсеты, созваниваюсь. Нашей дружбе почти пятьдесят лет. Горжусь и тем, что они считают меня своим учителем. Как правило, они мне первому сообщают  о своей жизни и работе, о детях и внуках, о радостях и печалях, о достижениях и промахах, нередко просят совета. Это дорогого стоит.
Вот поэтому меня до сих пор волнует все то, о чем пойдет разговор ниже. Для меня это больная тема.

ИНТЕРНЕТ - ШИРОКОПОЛОСНЫЙ   
Около года назад мне попался необычный буклет под названием "Образование в городе Екатеринбурге: цифры и факты. 2020", выпущенный департаментом образования  администрации г.Екатеринбурга. Внимательно изучил его. В целом все это касается реализации национального проекта "Образование". Там сплошные цифры, схемы, диаграммы и т.п. Описательная часть выполнена (в основном) в стиле "плетения словес"  с использованием  заимствованных иностранных слов и терминов - сегодня это модно. Нынешние чиновники "от образования" научились писать витиевато с целью показать свою "мудрость" и подчеркнуть важность. Для подтверждения этого процитирую несколько абзацев из главы "Городской конкурс проектов образовательных организаций "Инновации в образовании"-2020", где речь идет о направлениях работы образовательных организаций.
"Повышение конкурентоспособности и эффективности екатеринбургского образования в общероссийском образовательном  пространстве - проекты, направленные на достижение высоких образовательных результатов, повышение позиций образовательных организаций по итогам участия в независимых диагностических процедурах и исследованиях, развитие содержания образования в части повышения эффективности образовательной деятельности образовательной организации.
Факторы успеха в трансформации образования: развитие мягких навыков ("soft skills") и компетенций ХХ1 века у обучающихся и педагогических работников - проекты, направленные на развитие актуальных навыков у обучающихся и педагогических работников образовательных организаций, совершенствование условий для создания ситуации успеха у детей, формирование индивидуальных образовательных траекторий участников образовательных отношений.
Развитие мотивирующей образовательной среды в интересах развития способностей к проактивному  управлению изменениями в образовательных организациях - проекты, направленные на развитие образовательной среды  в образовательных организациях и проактивности в управлении изменениями в рамках деятельности образовательной организации".
Вскоре увидел аналогичный буклет за 2021 год "Образование большого города: цифры, факты, перспективы". Он выгодно отличается от цитированного выше - меньше текста и общих фраз, больше конкретики в виде схем, диаграмм; добавлена информация по национальному проекту "Демография".
Все направлено на создание условий для внедрения современной и безопасной цифровой образовательной среды и информатизации образования с соответствующим методическим сопровождением инновационной деятельности образовательных организаций. В конечном счете все подчинено  цифровизации общества. Сегодня со всех сторон только и слышно о цифре. Создается такое впечатление, что всех нас - от мала до велика - хотят погрузить, как я называю, в "оцифрованное счастье". Действительно, дети с раннего дошкольного возраста, подростки, молодежь, люди среднего возраста, многие пенсионеры и даже глубокие старики через телефоны, смартфоны, айфоны, гаджеты, планшеты, компьютеры и прочие навороченные средства коммуникаций, через дистанционное обучение основательно окружены (опутаны, окручены) цифрой. Цифровизация на каждом шагу. Понятно, что это тенденция времени. Без цифр на любом уровне сейчас невозможно существовать. Эти инструменты просто необходимы для практической жизни, для профессиональной работы. Ничего не имею против прогрессивного развития техники и инновационных технологий. Отменить это невозможно, да и не нужно. Но есть несколько НО.
В большей степени это касается детей с раннего школьного возраста, студентов, молодежи. Именно эти категории людей, окончательно окунувшись в цифровой мир, почувствовав себя в нем свободными и полностью счастливыми, начали терять свое человеческое лицо, разучились общаться и дружить, перестают думать и мыслить, внятно говорить. Они полагают, что техника сделает за них все. Они спокойно вращаются в виртуальном мире, забывая о том, что вокруг и рядом мир реальный, обыкновенный, противоречивый, сложный. Почувствовав свободу (в большинстве случаев молодежь не понимает, что это такое), они превращают ее во вседозволенность, безответственность, безнаказанность. Надо понимать, что все элементы окружающего пространства влияют на развитие детей: от включенного телевизора до  сказанных случайно слов, от семьи до дворовой компании.  Негативные впечатления дети запоминают лучше. Запретный плод сладок: чем чаще дети слышат категоричные "нельзя, не смей, не мешай и т.п.", тем больше у них желания любой ценой нарушить такой запрет, перешагнуть черту. Страшно и больно видеть, как нынешние подростки  живут в виртуальном мире. Главное для них - амбиции и успешность любой ценой. Идет процесс затухания интеллекта народа. Сейчас из-за ЕГЭ мы теряем фундаментальное образование, которое всегда считалось нашим преимуществом. Из самой читающей страны мы потихоньку превращаемся в самую не читающую. Цифра все заменит. Все эти процессы начинаются уже в трехлетнем возрасте, что подтверждают наблюдения за детьми из младших групп детсада. Да никакие новые технологии никогда не заменять живое общение и личность воспитателя, учителя, педагога. Ребенок, не желающий читать книги, растет безграмотным, у него не работает зрительная память.
Да, все школы страны, как сообщают отчеты, подключены к широкополосному интернету. Да, в рамках цифровой образовательной среды создано более 3 тысяч цифровых конспектов уроков и более 12 тысяч электронных образовательных материалов. Да, есть ресурсы, помогающие школьникам, - "Российская электронная школа" (РЭШ) и платформа для обучения и общения "Сферум". Хорошо это или плохо? Время покажет, время рассудит.
Честно скажу - я категорически против ЕГЭ. Мировое образование знакомо с данной формой проведения экзаменов уже более 50 лет. В нашей стране идея ЕГЭ впервые была апробирована в ряде регионов в 2000 году. Обязательным ЕГЭ стал в 2009 году. Основные причины введения ЕГЭ обозначены примерно так: противодействие коррупции в образовании, создание конкурентной среды для выпускников школ из глубинки, провинции  и увеличение шансов на выбор вуза. Известны имена чиновников, которые проталкивали и реализовывали эту идею. В ходе эксперимента никто не учитывал мнение недовольных, резко высказывавшихся против единого госэкзамена. Изначально экзамен был задуман только в форме тестирования, которое проверяет компьютер. Но можно ли добиться одинакового уровня базовых знаний учащихся!? Вопрос открытый.  Постепенно в ЕГЭ вносились добавления и изменения, но его основополагающий принцип - натаскивание и репетиторство - остался неизменным.
К сожалению, качество образования за годы эксперимента лучше не стало. Полагаю, сейчас мы наблюдаем снижение уровня качества образования как школьного, так и вузовского, что явилось следствием снижения требовательности и самих обучающихся к получению знаний, и их преподавателей. Наверное, можно вычленить и другие причины. Конечно, сегодня все можно списать на пандемию. Но этот процесс начался не вчера и не два года назад. Уже несколько поколений молодежи прошло через этот эксперимент.
Недавно пообщался с одиннадцатиклассником, которого знаю с момента его рождения. Парень думающий, размышляющий, серьезно занимается волейболом. Сейчас он на пороге вступления во взрослую, а значит, самостоятельную жизнь. Разговорились о современной школе. Он ответил примерно следующее: "Нынешнее образование вызывает отторжение от знаний. Школа, о которой мне говорили десять лет назад, разрушена, пришла в упадок, почти погибла. Самое страшное, что в школе рушатся традиции. Я наглядно вижу это на примере своей родной школы, которую в свое время закончили мои мама и папа, старший брат. После нас идет какое-то непонятное поколение. Вот мы уйдем из той же волейбольной секции, а наше место никто не хочет занять. Как-то странно наблюдать такое явление."
Мой бывший ученик, а ныне кандидат технических наук, преподаватель вуза (связан с атомными электростанциями и ядерными делами), при беседе со мной сказал: "Очень тяжело видеть в числе нынешних абитуриентов после ЕГЭ такую молодежь, которую надо доучивать и переучивать. Бестолковая трата времени".
В последнее время все чаще раздаются голоса против ЕГЭ. Несколько известных примеров. Председатель следственного комитета РФ А.Бастрыкин призвал отменить ЕГЭ и вернуться к советской системе образования. Председатель правительства РФ М.Мишустин  считает потенциально возможным применение опыта советской школы в образовании. Депутат ГД В.Милонов предложил вернуть пятилетнее высшее образование. Председатель Ассоциации юристов России С.Степашин предлагает отказаться от участия в Болонском образовательном процессе, ибо у нас эта система   себя не оправдала. К сожалению, СИСТЕМА не всегда адекватно реагирует на такие предложения.
Свои коррективы в процесс преобразования образования внесла и пандемия. Разумеется, во главу угла поставлена забота о здоровье людей и особенно детей. Наше население разных возрастов стремятся защитить всеми доступными средствами. Борьба с вирусом идет мощная, но и зараза не хочет сдаваться. Похоже, коронавирус во всех  модификациях не имеет границ и предела. В словарном запасе педагогов, учеников, родителей, других граждан прочно обосновался новый сленг: дистанционное обучение, дистант, удаленка, долгоиграющие каникулы, вебинар, профессиональные дефициты, обучающая платформа и т.п. В итоге значительно увеличилась нагрузка на человеческий организм - взрослые и дети часами сидят за компьютерами.

Следует заметить, что сейчас даже на государственном уровне начали проявлять обеспокоенность результатами цифровизации. Поэтому ведутся разговоры об усилении безопасности всех процессов внедрения и использования инновационных технологий. Раньше часто говорили: человек породил цивилизацию, она его и уничтожит. Похоже, сегодня этот тезис воплощается в жизнь. На первый план выступает внедрение новых разработок, что постепенно превращается в бизнес, в погоню за прибылью. Человеческие судьбы уходят на второй план, если не на последний. Подрастающее поколение нынче готовят к виртуальным успехам - это печально. Как-то драматург Бернард Шоу сказал: "Мы научились летать в небе, как птицы. Мы научились плавать в океане, как рыбы. Теперь осталось научиться жить на Земле, как люди". Как это сегодня злободневно!

"РОБОТ, ТЫ ЖЕ БЫЛ ЧЕЛОВЕКОМ..."
Тема роботизации, роботов всегда интересовала и маленьких детей, и подростков, и взрослых. Знаю, что во многих школах в начальных классах проводят факультативные занятия по робототехнике. Говорят об этом нынче и в детских садах. Ну, а в новостях нередко можно услышать и увидеть, как роботы заменяют человека в разных сферах деятельности. Помню, еще в конце шестидесятых годов прошлого века нам рассказывали про роботов, про перспективы создания искусственного интеллекта. Одновременно с этим появилась популярная тогда песня в исполнении А.Пугачевой на стихи М.Танича, в которой есть такие слова: "Робот, ты же был человеком. Мы бродили по лужам, в лужах плавало небо. Чтобы я улыбалась, ты смешно кукарекал и зимою ромашки добывал из-под снега...".
Недавно на глаза попалась следующая информация: "В России 126 центров "IT-клубов", где школьники учатся программировать, разрабатывать приложения для виртуальной и дополненной реальности, создавать роботов. К 2024 году таких центров в России будет 340".
Обратите внимание на некоторые моменты, которые мы повседневно наблюдаем. На работу вышло поколение, которое дипломы о высшем образовании либо покупало, либо училось на платной основе. И вот такие специалисты работают  практически во всех сферах. Страшно приходить к врачу, который, не глядя на пациента, не разговаривая с ним, сразу, одним нажатием кнопки в компьютере, все определяет и выписывает рецепт. Или безграмотный педагог учит детей правильно писать, хорошо читать. Примеров можно привести множество. Иногда задаюсь вопросом: "А не похожи ли они на роботов? Не превращаются ли они именно в роботов, выскочивших из реальной действительности в ту самую "виртуальную и дополненную реальность?".  А скоро на работу выйдет поколение, которое дистанционно училось и в школе, и в вузе. Понятно, пандемия и вытекающие из нее последствия. Но все равно остается большое НО...
Очень жаль молодежь. Мне кажется, растет очередное потерянное поколение. Хотелось бы ошибаться, но... Со своими никому не нужными дипломами молодые люди пешком (или на велосипедах)  разносят/развозят  еду. На глаза постоянно попадаются люди в розовой,  голубой,  желтой, оранжевой униформе. Пока не могу придумать слово для обозначения их профессии. Доставщик, привозчик, снабженец ... Это стало веянием времени, рожденным пандемией. Похоже, это станет постоянным явлением, вошедшим в нашу повседневную жизнь. Зарплаты таких "профессионалов"  хватает на еду самому себе, иногда и на некоторые развлечения.  Другая часть идет в торговлю, в киоски сотовой связи, в охранные предприятия. Есть и такие, которые становятся так называемыми хулиганствующими элементами. По этому поводу могу привести десятки конкретных примеров, поскольку последние 5-7 лет наблюдаю за такими молодыми людьми, с которыми общался, дружил. Картина вырисовывается печальная. Хотя есть и такие, которые  успели чего-то добиться. Победители олимпиад различного уровня, выпускники престижных лицеев, гимназий и т.п. Это та подрастающая элита, на которую возлагают большие надежды.  Опять же, их меньше, чем хотелось бы. Но это отдельная тема, над которой я надеюсь еще поработать.
Наш сегодняшний мир - этот не мир покоя и счастья, а мир противоречий и отчаяния. На каждом шагу мы сталкиваемся с разрушенными семьями и нравственным упадком общества. Люди чувствуют все большую отчужденность друг от друга, почти не ощущают ответственности за благополучие своей страны, общества и даже своей семьи. Растущая статистика разводов показывает, что мужья и жены не берут ответственности по отношению друг к другу, родители теряют ответственность за собственных детей, а люди, лишенные всякого чувства человеческого достоинства, не отвечают даже за собственную жизнь. Кроме того, и сама человеческая жизнь в современных условиях обесценилась: наркомания, алкоголизм, негативная информация в газетах, на телевидении и на радио, расслоение общества, безработица способствуют этому. Способствуют этому и информационные войны. А растущее число суицидов среди детей школьного возраста!?. Это страшная трагедия. Лично знал пятиклассницу и девятиклассницу (отличницы, активистки, из хороших семей), которых через интернет затянули в мир иной разные котики, пингвинчики... И девчата под их влиянием и воздействием (за этим стоят люди, которым сложно подобрать какое-то нормальное наименование) улетели с разных этажей высотных домов в ту самую "дополненную реальность".
Еще в  конце прошлого века где-то вычитал, что за одну минуту в мире происходит 1500 выстрелов. С учетом нынешней напряженной ситуации в мире эта цифра, наверное, стала значительно больше. Страшная статистика.  А какие уроки преподает нынче телевизор, с экрана которого льется поток крови, жестокости, насилия, безнаказанности, вседозволенности, продажности!? В многочисленных криминальных, детективных сериалах не самого лучшего качества сплошные убийства. Действительно, из них можно получить наглядные навыки изощренного похищения людей или их убийства, узнать способы легкой добычи денег, реализовать мечты о выгодном замужестве... А чего стоят постоянные скандалы, сплетни, сенсационные разоблачения, сюжеты из светской хроники!? Список таких "уроков" можно продолжать бесконечно.

В новостных программах на первом месте сплошной негатив: убили, погибли, ограбили, катастрофа, далее идут "чернуха, порнуха, желтуха" и иже с ними. Создается впечатление, что в поте лица трудятся только представители шоу-бизнеса, так называемые "звезды" и "зазвездившиеся" , рэперы, тик-токеры, разномастные блогеры и т.п.  Выходит, что у нас не пашут, не сеют, не жнут, не добывают уголь, не плавят металл, не делают станки и далее список можно долго продолжать. Простой человек труда задвинут дальше некуда. Не удивительно, что отношения между людьми часто кончаются разочарованием, горечью и отчаянием.
Главным воспитателем сегодня выступает интернет, на второе место ставлю различного рода тусовки в клубах, барах, кафешках, в домашних условиях (квартирники); затем идет телевидение с диким разбросом каналов, зачастую низкопробных, поверхностных, больше развлекательных с голопопиками и голопупиками, декольтированными спереди и сзади; на четвертой позиции - дворовые компании, сборища в подворотнях (еще недавно это было на первом месте).
Теперь детей и подростков сложно выпроводить гулять на улицу, ибо они стали придатком компьютера. Он легко дает им информацию, но не знания. А такие знания, не  добытые своим трудом, как правило, быстро улетучиваются, испаряются, в голове не остаются. В большинстве случаев результат получается отрицательный: от малоподвижного образа жизни развивается гиподинамия, увеличивается масса тела, а от сидения за компом (планшетом) и другими средствами общения появляются быстрая утомляемость и сонливость, сильные головные боли, сутулость, искривляется позвоночник, рано накапливается усталость, портится зрение.  Да и не смотрят нынче подростки познавательные, развивающие программы на ТВ - для них важнее развлекуха.
Бурные социальные преобразования, экономическая и политическая нестабильность, процессы оптимизации образования и здравоохранения, нападки на Россию со всех сторон - все это тоже негативно сказывается на формировании мировоззрения  подрастающего поколения. Не стоит забывать, что их родители появились на свет в годы перестройки, лихих 90-х годов, когда люди находились в состоянии растерянности, неприкаянности. В результате вышло, что одна часть молодых людей оказалась инфантильной и мало способной самостоятельно принимать решения и зарабатывать на жизнь, другая (дельцы) "делают деньги, но обладают низкой общей культурой", многие молодые люди бросились в изучение вопросов религии и веры. Есть и такие, которые кинулись, как говорится, в никуда.
И вот эти и другие "минусы" дети с младенческого возраста видят, наблюдают, запоминают, как-то откладывают в своей голове. А уже в этом возрасте формируется характер будущего человека, его поведенческий стиль или образ, его привычки.  Это начальный период становления будущего гражданина, его этических принципов и норм. Как правило, эта стадия приобретения жизненного опыта детьми, того, что сейчас мы называем социализацией, происходит методом "проб и ошибок". Не проморгать бы взрослым это время. С другой стороны, дети в этом возрасте переживают потрясения, которые мы как бы не видим или не замечаем, а в результате наблюдаем их повышенную нервозность. Печаль и в том, что все эти негативные процессы начинают проявляться в той или иной степени уже в дошкольном возрасте.
В свое время Карл Маркс сказал: "Культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, оставляет после себя пустыню". Жаль, что наша нынешняя массовая культура направляется по пути в пустыню.
"НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ, А..."
Главная  проблема ХХ1 века - нежелание детей, подростков, молодежи учиться, т.е. добывать знания. Это глобальная катастрофа. В большой мир выходят люди нечитающие, неслышащие, невидящие, и в значительной мере в прямом смысле, а не переносном. Примеров могу привести множество, но на память приходит самый свежий. Недавно в одну из групп нашего детсада мама пригласила аниматора - так она решила отметить день рождения своего ребенка. Никто не возражает, идея замечательная. Приехал молодой паренек, симпатичный, болтливый, шустрый. Разговорились. Поинтересовался его образованием, работой, увлечениями. Ответ ошарашил: "Нигде я не учусь и не собираюсь, да и вообще мне знания не нужны. С культурой и театрами не связан. Я - одиночка, заказов на выступления хватает. Зачем учиться?! У меня и так будет свой бизнес". "А как же мечты, профессия? Ведь не всегда же будешь бегать по детсадам с программой типа "три притопа, три прихлопа", - спросил его. Ответ добил меня окончательно: "Да забил я на все это". Парень нарядился в костюм автобота: дети знают, что это такое. Около тридцати минут он кривлялся, прыгал, скакал, надувал шарики, привлекал ребят к участию в играх и конкурсах. Детям явно понравилось представление. Воспитатели же дали другую оценку: "Мы можем гораздо лучше устроить подобный праздник, не так примитивно". А у меня в голове вертелось про этого паренька: "Ты еще такой молодой, что ностальгируешь по своему детсаду, помнишь то время. Ты бравируешь мимолетными успехами. Тебя расхолаживают легкие деньги. Тебя еще жизнь по-настоящему не обламывала. Надеюсь, с возрастом вся эта накипь пройдет". Сказать это не успел - паренек торопился выполнять подобный заказ в другом месте и от разговора отмахнулся.
Итоги недавнего исследования среди учителей из разных регионов страны, проведенного в первой половине февраля, показали, что более трети от общего количества учеников в классах - слабые. Обозначены две главные причины неуспеваемости - непонимание ценности образования и отсутствие мотивации. В свою очередь, они вытекают из ряда моментов: нежелание самих учеников повысить уровень своих знаний; сильная загруженность преподавателей разными отчетами (им просто некогда заниматься дополнительно с отстающими); проблемы и неурядицы в семье и т.п.
Это всего лишь маленькое свидетельство того, что в окружающем мире происходит грандиозная перемена ценностей. Романтика сменилась  стремлением к прагматичной сиюминутной выгоде. В среде молодежи идет поиск  легких путей к успеху, обогащению и комфорту. К сожалению, в школах детям все чаще говорят: будьте успешными, амбициозными. И вот такие "ценности" лавиной обрушиваются на неокрепшие головы. Помогают и СМИ, которые активно направляют свои усилия на воспитание идеального потребителя. Теперь часто можно услышать: растет поколение пепси.
Если помните, 2010 год государство объявило Годом Учителя. Похвально! Но что происходило на самом деле тогда!? Конечно, на разных уровнях были торжества, собрания, фестивали, конкурсы, вручались звания, знаки, грамоты, благодарности... Звучали фанфары. И в то же время такого негатива, вылитого на учителей всеми СМИ, мы давно не видели. Как будто "помои" долго собирали, а потом враз выбросили.
Сегодня учитель из "сеятеля разумного, доброго, вечного" превратился в исполнителя неких образовательных  услуг, основанных на федеральных, региональных и прочих стандартах и компонентах. Сам образовательный процесс окутан формализмом и бюрократизмом. Сплошные отчеты, справки. Статус учителя унизили и опустили ниже нижнего предела. Учителя явно перегружены всякими курсами, их количество возрастает. Педагогов на той или иной платформе дистанционно учат, как работать дистанционно с учениками. С помощью тестирования, диагностики выясняют профессиональные дефициты учителя и дают задания по устранению недостатков. Например, даются 25 вопросов, которые проверяет компьютер, из них 8 по законодательству об образовании, 10 по предмету, 7 по методике преподавания этого предмета и 6 вариантов ответов. Зачастую вопросы и ответы составлены некорректно. Похоже, учитель сутками должен сидеть за компьютером. Ведь еще надо дать задание учащимся и проверить его, а также в электронном виде сделать все отчеты. Хорошо, что так, - раньше это было в письменном виде. Учителям старшего поколения явно не хватает очного общения с детьми, они с трудом осваивают новомодные компьютерные технологии. Вообще, можно ли воспитывать детей на расстоянии, не глядя глаза в глаза!?
Сегодня можно наблюдать, как  ученики хамят, дерзят, не откликаются на просьбы учителя, нередко ведут себя агрессивно. Кстати, зачастую и родители таких детей ведут себя подобным образом - угрожают, пишут жадобы в разные инстанции, неоправданно защищают своих отпрысков. Ответ у них стандартный: не имеете права. На любые трудовые дела, в которых могут быть задействованы учащиеся, нужно спросить письменное разрешение их родителей или законных представителей.  Вот такая картинка: в детском саду во всех группах (от младших до подготовительных) ребят учат убирать за собой, расставлять по местам игрушки, не мусорить, оказывать посильную помощь воспитателю во время уборки своего участка и т.п. И дети с удовольствием это делают. А если еще и с помощью игр, соревнования, то результат получается замечательный. В конечном  итоге это дисциплинирует. Придя в школу, эти же ребята ничего такого элементарного не делают - им не разрешают, для этого есть специальные люди. Вот и порвалась цепочка, прекратилась традиция. Зато нынешние дети знают только свои права, про прямые свои обязанности они не думают или делают вид, что о них ничего не знают. Уже с этого начинается формирование общества потребителей. К сожалению, родители им в этом потворствуют. Видите ли, этим так называемым личностям, каковыми дети считают себя чуть ли ни с пеленок (в этом немаловажную роль особенно  играют молодые родители), нельзя делать замечания, наказывать, ставить плохие отметки, призывать к дисциплине и порядку и т.д. Элементарный пример: второклассница бросила на пол обертку от конфеты, учительница сделал ей замечание, предложила убрать за собой мусор. На следующий день в школу пришла мама девочки и устроила учителю такой разнос, что стыдно слушать. Поэтому и  дети нередко нагло ведут себя, иногда открыто издеваются над учителями. Они бравируют своей безнаказанностью. Поэтому демонстративно показывают свою развязность, разнузданность, наплевательское отношение к людям. А свою "самостоятельность" они показывают через нецензурную брань. Такие скверные картинки можно наблюдать не только в школе, но и на улице, в транспорте. Подростки, в том числе и девочки, с вызовом, с какой-то нелепой гордостью изъясняются матом.
Недавно пообщался со своими бывшими однокурсниками из разных регионов страны (Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар и др.), которые серьезно озабочены судьбой своих внуков  на предмет - а хотят ли вообще дети и подростки учиться. Из ответов нарисовалась, мягко говоря, грустная картина. Масла в нее добавила и пандемия, которая из-за долгих и частых каникул и дистанционного обучения буквально развратила школьников. Причина объективная, но результат неутешительный. Несколько примеров.
Как правило, ребята из подготовительных групп детсадов стремятся в школу. Но через месяц-три обучения в первом классе они полностью меняют свое отношение и к школе, и к учебе. Обилие программ, учебников и пособий, рабочих тетрадей вызывает у них отторжение от знаний. У второклассников от  13 до 15 всяких учебников. Зачем такое "изобилие"? Оно вносит только путаницу. А какие задания им дают по окружающему миру, по иностранным языкам!? "Это вынос мозга" - говорят взрослые и дети. Знаю учеников 6-7 классов из благополучных семей, которые категорически не хотят учиться, любыми способами ухитряются пропустить школу, отлынивают от подготовки домашних заданий. И это при том, что у них в этот период очередной серьезный переходный возраст. Или девятиклассник (хороший парень, москвич, учится в отличной школе) серьезно занимался двумя иностранными языками, вдруг решил поступить в любой колледж, даже не выбрав возможную профессию. Его ответ основан на реальных наблюдениях: зачем тратить время на высшее образование, если оно сегодня не ценится и вообще никому не нужно. Пока учебу почти забросил. Надеюсь, повзрослеет и все изменится к лучшему.  А так просто жаль пацана. В окружении нашей семьи есть несколько одиннадцатиклассников, которые вот-вот будут сдавать ЕГЭ. С выбором вуза они окончательно еще не определились (в растерянности), но под сильным нажимом родителей ходят к репетиторам по математике, русскому языку, иностранным языкам. Процесс натаскивания идет с переменным успехом. У их родителей есть возможность оплачивать дополнительное обучение детей, но у большинства финансовая ситуация в семье другая. И рады бы, да не получается.
В свое время мы хорошо общались с одной многодетной семьей (недавно они переехали в Киров). Теперь созваниваемся. Мама рассказывает о детях. Старший сын закончил горный университет, но в полученной профессии разочаровался. То разнорабочий в какой-то автомастерской, то дворник, то бездельничает. Начались проблемы со здоровьем. Другой сын, набрав по ЕГЭ почти 100 баллов, поступил на биофак университета, проучился год, понял, что это не его выбор. Поступил в медицинский университет, семестр проучился и оставил учебу. Вроде мечтает восстановиться - для этого есть все возможности. Но пока на велосипеде по заказам развозит продукты. Скоро в семье будет выпускница школы, и еще растет семиклассник. Особого стремления к знаниям у них нет, потому что видят перед собой наглядный пример старших братьев.

Давайте будем откровенными - образование в стране, по большому счету, разрушено, и процесс разрушения активно продолжается. И при этом на всех фронтах твердят об оптимизации образовательного процесса, всевозможных преобразованиях в нем. Такое ощущение, что это запланированная акция, но не разовая, а продолжительная. Не напоминает ли это просто вредительство!? А может, это социальный эксперимент, похожий на духовную диверсию?!
Меняются министры, руководители департаментов и управлений, непосредственно занимающихся образованием, число чиновников и контролирующих органов в этой сфере не уменьшается. Часто меняются программы по предметам, периодически издаются новые учебники, и  их число увеличивается. Меняются и директора школ - на смену руководителем старой закалки приходят молодые управленцы, для которых главное -  менеджмент управления, свои амбициозные планы, а не дети, учителя, элементарные школьные проблемы. Страшно и то, что такие менеджеры от образования стремятся поменять кадры, собрать свою команду из "своих да наших". При этом они беспардонно рушат созидавшиеся и хранившиеся годами  школьные традиции.
Вот обо всем, сказанном выше, и болит моя душа. Вспоминается А.П.Чехов: "Необъяснимая штука - душа. Никто не знает, где она находится, но все знают, как болит".

               


Рецензии