Начало пути

Первым местом моего служения после рукоположения во диакона летом 1983 года стал город Егорьевск Московской области, а жил я тогда в Сергиевом Посаде (в то время Загорске). В прекрасном и большом (вмещает до трёх тысяч человек) храме во имя святого благоверного Великого князя Александра Невского я начал своё служение. Добираться из дома к месту службы приходилось целых пять часов. По разным причинам семья переехать в Егорьевск не могла. Супруга устроилась в наш церковный хор певчей, и по субботам и на большие праздники приезжала ко мне, оставляя маленького сына на попечение моей мамы. Я же служил в таком режиме: девять дней в храме, затем пять дней отдыха, но подобный порядок редко сохранялся, так как на все двунадесятые и великие, а также престольные праздники я должен был служить. Нагрузка была большой, поскольку по воскресеньям и праздникам в Александро-Невском храме Егорьевска служилось по две литургии. Какое-то время нас -диаконов было двое, но примерно половину моего шестилетнего пребывания в этом храме я служил один. Обычно я уезжал из Загорска в субботу утром, чтобы вечером поспеть на всенощную и начать свою чреду. Сначала ехал на автобусе на вокзал, садился на электричку, которая через полтора часа доставляла меня в Москву, затем с Ярославского вокзала переходил на Казанский вокзал, садился в поезд до Егорьевска, а там на рейсовый автобус до дома. Иногда из столицы до Егорьевска добирался на автобусе. После окончания чреды, если не было праздников, всё повторялось в обратном порядке. Во время  чреды служил я литургию ежедневно плюс за неделю у нас было не менее двух вечерних богослужений. В те годы я ещё и заочно учился в Московской духовной академии. После службы я шёл домой, где обедал, немного отдыхал, занимался по академическим конспектам, и предавался некоторым хозяйственным заботам (приготовлению пищи, уборке, мытью посуды и проч.). Каждый раз в оба конца приходилось возить солидный груз (одежда, бельё, продукты, учебники). Теперь я понимаю, что подобный режим можно выдержать лишь в молодости, но тогда это казалось в порядке вещей. Многие из духовенства служили далеко от дома. К тому же, не менее шестидесяти священнослужителей Московской епархии проживало в Загорске, а в этом городе в то время был лишь один приход нашей епархии– Ильинская церковь. Троице -Сергиева лавра не в счёт – она сама по себе. Так что священники-загорчане уезжали для служения во все концы Московской области, да некоторые ещё и в другие епархии.  Бывало, едешь, и конца -краю дороги не видно. Не всегда находилось сидячее место, но, если удавалось пристроиться, я раскрывал каноник, тихонечко вычитывал молитвенное правило перед службой, про себя, затем доставал какой-нибудь академический конспект и углублялся в него. Иногда просто читал газету или художественную книгу. Это в поездах. В автобусах из-за тряски чтение невозможно. В автобусах я просто дремал. Труднее всего приходилось в зимние морозы. Иногда я замерзал до костей. Не помогал даже термос с горячим чаем. В результате частенько простужался. Летом в жару – тоже тяжко – семь потов сольёшь. С другой стороны, во время вынужденного безделия в дороге чего только не обдумаешь, особенно если тебя не беспокоят соседи. Бывало, я и стихи сочинял, и первые опыты в написании прозы делал. Наблюдаешь за окружающей жизнью. Вот пришла весна. Снег стаял. Реки разлились Река Нерская, которую мы пересекали на пути из Егорьевска в Москву, помнится, всегда выходила из берегов. Я как-то задался вопросом: почему такое странное название? Оказывается, первоначальное наименование «Мерская», не «Мерзкая», потому что по берегам её жило финское племя меря.  Однажды пришлось ехать на 9 мая. Автобус надолго застрял на железнодорожном переезде. Уже было довольно тепло и окна автобуса оказались приоткрытыми. Вдруг в придорожных кустах запел соловей, первый в том году. Пернатый артист показал мастер-класс. Вероятно, это был старый опытный певец, потому что он выводил долгую совершенную трель, какую не могут продемонстрировать молодые птицы. Соловей сильно скрасил мне ожидание. Иногда везло – кто-нибудь подвозил на машине хотя бы часть пути. Иногда мы скидывались с моими сослуживцами -священниками и нанимали такси, но это случалось редко и обходилось дорого. Однажды из Егорьевска в Москву меня подвезла на «Ниве» одна дама – духовное чадо сослуживца - священника о.А. Вела машину она отвратительно, неровно: то медленно, то слишком быстро, рывками. Несколько раз создавала аварийные ситуации. Заметно было, что правила дорожного движения не знает. Как эта автолюбительница ездила в Москве, ума не приложу! Да ещё свою езду сопровождала комментариями: «Еду я на днях и вдруг вижу: навстречу мне катится колесо.. А это, оказывается, моё колесо…» Вобщем, я был счастлив, что въехал в столицу живой и невредимый, хотя был благодарен ей за доставку. Я всегда считал, что я и любая техника понятия не совместимые, но после той памятной поездки понял, что в любом случае я стану лучшим водителем, чем эта моя новая знакомая. Вот тогда у меня и зародилось намерение приобрести машину. В самом деле, в этом случае решились бы многие проблемы. И я стал делать первые шаги в нужном направлении. Для начала записался на курсы вождения в Егорьевске. Через несколько месяцев получил права, но лишь через четыре года мне удалось приобрести «Москвич 412». Дело в том, что в 80-х годах стать автовладельцем было непросто. Сначала следовало записаться в очередь на покупку авто, а меня в очередь не ставили. В Егорьевске сказали, чтобы я вставал в очередь по месту жительства, а в Загорске – чтобы вставал по месту служения. Я было приуныл. Вожделенная машина давала мне возможность быть почаще с семьёй. К духовенству тогда относились плохо, вот и создавали проблемы на каждом шагу, как будто священнослужитель неполноценный гражданин. В те времена не было мобильников и компьютеров. Даже простой телефон являлся роскошью. Связь была плохая. Даже, когда у нас в квартире появился стационарный телефон, дозвониться из Егорьевска в Загорск было проблематично. Иногда отсутствие связи становилось просто трагедией, особенно, если кто-нибудь из семьи заболевал или случалась иная неприятность. Супруге также приходилось преодолевать трудности пути, когда она ехала на воскресные богослужения. С маленьким ребёнком добираться было вдвойне сложнее, но всё-таки мне иногда привозили и сына. Обычно в этом случае приезжала и бабушка (моя  мама). На авто же добраться до дома можно было за два с половиной часа – в два раза быстрее, чем на общественном транспорте. Плюс легко можно доставить любой груз. И тут мой сослуживец о. М. дал мне мудрый совет. Шёл 1988-й год – год – год тысячелетия крещения Руси. Это был год перелома, когда власть полностью поменяла отношение к Церкви. Перестала рассматривать Церковь как врага. Отец М. посоветовал обратиться к уполномоченному по делам религий в Москву. Была такая должность – наблюдателя от власти за Церковью. Уполномоченные - всесильные чиновники, влияющие на судьбу каждого священнослужителя. Были уполномоченные низовые (в моём случае в Егорьевске) и областные (в столице). Я поехал к областному уполномоченному, который принял меня благосклонно и спросил, где я хочу встать на очередь: в Егорьевске или в Загорске. Я выбрал Егорьевск, поскольку очередь там была короче. Всего через три дня пришёл ответ. Меня не ставили на очередь, а сразу предлагали приобрести автомобиль, правда не «Жигули», как я хотел, а «Москвич 412». Эта была неожиданная удача, но… »Москвич» стоил 4000рублей, а у меня имелась лишь половина этой суммы. Однако выход был найден. Пришлось взять в долг и потом в течение года отдавать, но я стал обладателем нового авто. Вот тогда наша жизнь коренным образом поменялась. Я привозил семью в Егорьевск. Сын был ещё маленьким и в школе не учился. Затем мы ехали домой все вместе, и верный трудяга «Москвич» вёз наши пожитки по живописной лесистой дороге.  В тёплое время года мы делали по дороге остановки и купались в реке или гуляли по лесу. Но мне недолго оставалось служить в Егорьевске. Времена переменились. Открывались новые храмы. Требовались новые священники, которых очень не хватало. В первую очередь рукоположили во пресвитера почти всех диаконов епархии. В их числе и меня, причём наш митрополит Ювеналий старался в новых благоприятных условиях давать возможность духовенству служить поближе к дому. Так я был назначен священником в Ильинскую церковь Сергиева Посада, которую посещал с детства.
                Апрель 2022 года


Рецензии