Владимир 2. Художественный Владимиро-Суздальский м

Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник - один из старейших музеев России. В него включены наиболее значительные художественные коллекции и памятники архитектуры Владимира Суздаля, Боголюбова, Кидекши и Гусь-Хрустального.
 
Музей объединяет 40 самостоятельных музейных экспозиций и 55 памятников архитектуры, девять из которых включены в список Всемирно-го наследия ЮНЕСКО.
Владимиро-Суздальский музей-заповедник является самым привлекательным объектом «Золотого кольца России» и одним из центров отечественного и международного туризма.
 
Владимиро-Суздальская земля играет особую роль в истории и культуре России. Владимирские князья на протяжении долгого времени являлись лидерами политической и духовной жизни средневековой Руси. В XIV веке здесь, на се-веро-востоке русских земель, началось развитие и расширение Московского царства, которое стало основой Российского государства.
 
Музей во Владимире был основан еще в 1854 году при Владимирском губернском статистиче-ском комитете. В его первоначальном собрании находился ряд памятников, собранных благодаря деятельности Владимирской губернской ученой архивной комиссии, работавшей с конца 1890-х годов по 1917 год.
 
После революции в музей передавались произведения иконописи и прикладного искусства из закрытых монастырей и церквей как самого Владимира, так и других городов Владимирской земли. Ряд произведений был передан из Цер-ковно-исторического древлехранилища Братства имени Александра Невского во Владимире.
Музей в Суздале был открыт в 1923 году. Его художественная коллекция сформировалась в большей мере на основе имущества закрытых монастырей и храмов города.

Коллекции Владимирского и Суздальского музе-ев соединились в 1958 году при создании объединенного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
 
В 1961-1962 годах оно пополнилось произведениями из краеведческих музеев Александрова и Мстеры. Так сложилось ядро коллекции древне-русской живописи, которая в более позднее время пополнилась памятниками, привезенными из экспедиций по Владимирской области или приобретенными музеем у частных лиц.

Собрание древнерусской живописи Владимиро-Суздальского музея-заповедника насчитывает более двух тысяч экспонатов. В составе музей-ной коллекции уникальные древние иконы: «Богоматерь Боголюбская», созданная в 1158 году, «Богоматерь Максимовская», написанная в 1299 году, и «Богоматерь Владимирская» работы Андрея Рублева, датируемая концом XIV - началом XV века.

История живописного собрания связана с определенными этапами истории самого музея. В 1854 году благодаря подвижнической деятельности ценителей и знатоков местной истории К.Н. Тихонравова, И.А. Голышева, Н.Г. Добрынкина, Н.А. Артлебена создан Музей естественных и промышленных произведений Владимирской губернии. Усилиями Владимирской архивной комиссии в 1901 году по проекту городского ар-хитектора П.Г. Бегена на денежные пожертвования частных лиц было выстроено двухэтажное здание для музея, в котором разместилась его экспозиция, открытая для широкой публики 17 июня 1906 года.

По духовному завещанию владимирского помещика В.Н. Акинфова в 1914 году в музей переданы портреты представителей трех поколений рода Акинфовых.

В 1917 году деятельность Владимирской архив-ной комиссии прекратилась, а музей перешел в ведение Владимирского комитета по охране па-мятников старины и искусства, созданного в мае 1918-го. В это время основным источником по-ступления живописных произведений стали опустевшие дворянские усадьбы.
 
Наибольшее число картин было привезено из имений Андреевское Воронцовых-Дашковых и Фетинино графов Зубовых. В последующее десятилетие коллекция пополнялась за счет пере-дач из Государственного музейного фонда.

Значительную часть живописного собрания музея составляют работы владимирских художников В.Я. Юкина, К.Н. Бритова и ряда других. Художники-шестидесятники, они считаются родоначальниками такого художественного явления в советской живописи, как «владимирский пейзаж». Самобытные, полные воздуха и света, их картины стали заметным событием выставок рубежа 1950-1960-х годов.
На фото в одном из залов музея.


Рецензии