Играла музыка..

В городском парке, на площадке, которую все называли «Ракушка», играла музыка.  Волнуя слушателей и унося их в страну, где гремят кастаньеты и убивают быков…
Четверо неразлучных друзей, Сёмка, Йося, Родя и Юрик, сидели на кирпичной стене, свесив босые ноги, и слушали эту музыку.
Когда она она закончилась,  Сёмка, самый старший из них, сказал.
- Вот выучусь на лётчика и полечу в Испанию. И там женюсь на испанке.
Он говорил это так уверенно, потому что уже окончил школу и получил направление в лётное училище.
- Испанки очень красивые и гордые,- откликнулся всезнающий Йося  -  Даже в сильную жару они ходят по улицам в черных платьях, которые называются «мантильи».
- Ну и пусть, - сказал Сёма. – Я всё равно полечу туда и женюсь

(Все произошло почти так, как он сказал. В 1938-омгоду военный летчик Семён Васильевич Дедков был направлен в Испанию, чтобы помочь народу этой страны бороться с фашизмом. Он сбил три вражеских самолета, но жениться на испанке ему не пришлось. Он погиб в воздушном бою над Саламанкой).

- А здорово музыканты играли, правда? – спросил Йося. – Я тоже буду музыкантом, потому что уже три года учусь играть на скрипке. А женюсь я на Наташке Котовой. Она не такая гордая, как испанки, но тоже очень красивая.

(В 1940-ом году скрипач Иосиф Маркевич уже играл в симфоническом оркестре в  Киеве и через год должен был участвовать в международном конкурсе как солист. Но началась война, в Киев пришли фашисты, и о судьбе Йоси до сих пор ничего не известно. То ли его расстреляли в Бабьем Яру, то ли сожгли в Освенциме).

- Что это вы всё про баб, да про баб, - сплюнул сквозь зубы Родя. – Сёмка на испанке решил жениться, Йося – на Наташке Котовой. Делать вам больше нечего. А я на шахту пойду работать, как мой батя. И жениться не буду!
- Почему? – робко спросил Йося.
- А ты был на площади, когда на шахте № 2 – бис авария произошла? Ты видел, как жены шахтёров боялись узнать в каждом трупе, что поднимали наверх, своего мужа? Так вот я не хочу, чтобы моя жена сидела у окошка и ждала: приду я сегодня домой живой или принесут меня на носилках… Не женюсь и точка!

(Родион Задорожный пошел работать на шахту, когда ему было шестнадцать. Во время оккупации стал подпольщиком, лично взорвал состав с горючим на станции Дебальцево. Потом ушел через линию фронта к нашим. Воевал до самого дня Победы. В 1945-м году вернулся в родной шахтерский поселок и стал бригадиром проходчиков на шахте  №2- бис. Какой-то поддонок, завидовавший ему, написал на него донос и отправил его «лично товарищу Берия». В нем он сообщал, что Родион Задорожный сотрудничал во время оккупации с немецкими захватчиками, и что по его вине были арестованы и расстреляны остальные подпольщики.
Родион Иванович Задорожный умер в 1951-ом году в одном из лагерей ГУЛАГа).

Теперь все смотрели на Юрика:  а что он скажет о своем будущем? Но ему тогда было всего десять лет, и он не знал, кем хочет стать. А о женитьбе вообще не думал. Поэтому Юрик промолчал.

Эту историю о четырех друзьях рассказал мне Юрий Андреевич Старцев, то есть Юрик.  Будучи директором школы в маленьком городке на Сахалине, он принимал меня на работу учителем английского языка. Когда он поинтересовался, живы ли мои родители, я рассказал ему историю гибели моего отца во время Великой Отечественной войны. А он поведал мне то, что вы прочитали выше. То ли для того, чтобы утешить меня, то ли для того, чтобы упокоить самого себя.
И недавно я вспомнил об этом и решил написать рассказ о юношах, которые слушали музыку в городском саду. Но он у меня не получился.
А. вернее, получился, но только слишком коротким. Таким же коротким, как жизнь трех друзей, погибших ради мира на земле.


Рецензии
Рассказ получился потрясающим - и правдой, и авторским языком. Спасибо

Анна-Нина Коваленко   25.04.2022 16:08     Заявить о нарушении