Уберечь молодежь ото лжи

Каждая годовщина Победы над германским фашизмом является серьезным поводом для раздумий и анализа тех причин и, если угодно истоков, которые предопределили её неизбежность. В современной России, где противоборствуют различные общественно-политические силы, эта проблематика приобрела невиданную ранее остроту и актуальность, хотя бы потому, что абсолютно по-разному сегодня трактуются события Великой Отечественной войны. И многие видят в этом потенциальную опасность из-за отсутствия четкой государственной позиции, у молодежи возникает негативное отношение к прошлому своей страны, его искаженное восприятие, принижение подвига советского народа, непонимание мотивации жертвенного поведения защитников Родины. Вырастают целые поколения без идеологического стержня, ведь именно на примерах исторических событий, деятельности людей, положительных и отрицательных героев, формируется разносторонне образованная, самодостаточная личность. Острая нехватка ясных критериев и общепринятых оценок в интерпретации драматических событий отечественной истории усугубляется доминированием в современной официальной исторической науке «прозападного» ценностного подхода и релятивизма, а также выраженной ангажированностью российских историков новой волны и использованием ими одномерной концепции «тоталитаризма», разработанной геополитическими противниками России в годы «холодной войны». Характерным примером является продвижение западных и российских «независимых» историков тезиса о том, что нацистская Германия напала на СССР превентивно, чтобы предотвратить готовящееся вторжение коммунистов в Европу. 
        Молодежи в столь юном возрасте крайне затруднительно понять особенности исторического развития, связав воедино политические, экономические, религиозные и иные исторические факторы, что ведет к мозаичности общей исторической картины, неспособности установить взаимосвязь между отдельными событиями.
        Если в советский период память о войне была мощным инструментом патриотического воспитания подрастающего поколения, то в современной историографии зачастую Победа представляется поражением, героизм бессмыслицей, коллаборационизм и предательство своей страны – «борьбой против большевистского режима», депортация коллаборационизма – геноцидом, а освобождение европейских стран – «оккупацией».
      Сегодня в современной учебной литературе, СМИ, кино, доминируют крайне антисоветские установки. Большинство исторических событий и фактов подается таким образом, что у учащихся должно сложиться впечатление о советском периоде как о некоей «черной странице истории», за которую они, будучи потомками советских людей, должны испытывать стыд. При этом нивелируется или сознательно искажается большинство объективных завоеваний, достижений и героических свершений этого периода.
      «Фильмы о Великой Отечественной войне, снятые за последние десятилетия, - почти сплошь геббельсовская пропаганда, отрыжка холодной войны. Разгром. Отступление. Репрессии. Паника. Доносительство. Атмосфера страха. Малодушие. Загранотряды. Зверства НКВД. Расстрелы. Карикатурный Сталин. И супергерой в американском стиле, решающий исход войны вопреки «злобным коммунистам». Это не ошибка. Это скудоумие. Это политика на уничтожение государства Российского. Это духовная агрессия».[1]
       Результаты анализа содержания учебников также свидетельствуют о том, что многие отечественные авторы движутся в фарватере современной информационно – пропагандистской политики Запада, направленной на занижение вклада СССР в победу над нацистской Германией, дегероизацию красноармейцев и тружеников тыла, а также представление нашей страны агрессором, а не жертвой нападения.
       Вместе с Советским Союзом в начале 1990-х годов рухнула и сложившаяся в стране система исторического образования школьников и студентов (ценностно – целевые установки, идеологически выверенное учебное содержание, единые для всей страны учебники, линейная структура исторического образования, устные выпускные экзамены по истории СССР). А ведь вооружая разносторонними знаниями и практическими навыками, образование как социальный институт воспитывало, прививало вступающим в жизнь поколениям общественно-значимые качества.
      Таким образом, вполне обоснованно следует признать, что в настоящее время не существует в России четкой и выверенной государственной политики по формированию патриотического сознания у молодежи. Ее становлению может способствовать критическое осмысление и творческое использование опыта идеологической работы государственных органов, общественных организаций и средств массовой информации СССР, накопленного в годы Великой Отечественной войны. Объективное и всестороннее изучение этого периода на занятиях общественных дисциплин, без всякого сомнения, будет способствовать развитию чувства гордости за свою великую Родину.
       В Великой Отечественной войне противоборствовали не только противоположные социально-экономические системы, вооружённые силы и военные стратегии. Война была противоборством двух принципиально различных систем ценностей и идеологий. Фашизм как идеология проповедовал культ силы, расизм и крайний шовинизм – «превосходство арийской расы», необходимость завоевания для Германии «жизненного пространства». В этом духе пропагандистские службы нацистской Германии вели интенсивную идеологическую обработку населения. Особое значение придавалось воспитанию ненависти к коммунизму, коммунистам, советским людям. И надо признать, что в значительной мере это удалось. Оглушённые социальной демагогией фашизма, отравленные ядом расизма и шовинизма, массы немецких солдат были брошены Гитлером в огонь грабительской бесчеловечной и вместе с тем безнадёжной войны за чуждые немецкому народу интересы германских монополий. Западногерманский историк Якобсен по этому поводу писал: «Не было никаких шансов выиграть эту войну даже и «без Гитлера». Германия так же тотально проиграла войну, как тотально она её вела. Можно без преувеличения сказать, что эта война была проиграна политически ещё до начала военных действий». Проиграна она была и идеологически. Победу одержала идеология, основанная на идеях равенства, справедливости, народовластия, ценности человека труда, дружбы и солидарности трудящихся всех национальностей.
       Надо отдавать себе ясный отчет в том, что идеологии нацистской Германии и Советского Союза не имели между собой ничего общего. Первая основывалась на экзальтированном, фанатичном национализме. Вторая – на социальном воспитании масс. Немецкого школьника учили, что мировая культура и наука, происходят от германского корня, что «Германия превыше всего» и задачей живущего поколения является обеспечить ей самое лучшее место под солнцем.
      Советские школьники учили наизусть Гете и Шиллера, их воспитывали в безусловном уважении к великой германской культуре и науке. Невозможно представить себе советского учителя, который возвещал бы органическое превосходство советского народа над прочими.
      При любом отношении к социализму, невозможно опровергнуть тот факт, что он не провозглашал национальной исключительности, не ставил соседние народы рангом ниже, не взывал к темным инстинктам крови, не порождал спесивого высокомерия. В годы отчаянной битвы за спасение страны от вторгшегося в нее врага в СССР переиздавали немецких мыслителей и поэтов.
      Разумеется, сегодня в России иная система, иные социально-экономические условия, другая шкала ценностей. Однако недооценивать советский опыт, и тем более пренебрегать им, по меньшей мере, неосмотрительно.
     Бисмарк сказал, что франко-прусскую войну выиграл немецкий учитель. Это он воспитал будущего немецкого солдата, вложил в него любовь к отечеству, преданность своему государству, возвышенную веру и честь. Великую Отечественную войну выиграл советский учитель. Это он в огромных городах и крохотных селеньях, в горных аулах и кишлаках учил детей не только математике, правописанию и законам физики, он учил их любить Родину, воспитывал в них будущего писателя, летчика или землепроходца. Учил помогать товарищам и любить их, быть смелым, бескорыстным и искренним. Это советские учителя воспитали героическую Зою Космодемьянскую, бесстрашного Александра Матросова, отважных летчиков Гастелло и Талалихина, незабвенных молодогвардейцев, непреклонных панфиловцев, которые бросались с гранатами под гусеницы фашистских танков.
Советское государство уже при своем зачатии, когда еще шла изнурительная Гражданская война, открывало университеты и научные центры, придавало знанию и науке статус государственной религии. Государство видело свои великие созидательные цели и устремляло к этим целям молодых людей. И они создали могучие советские заводы, превратились в поколение инженеров, которые построили лучшие в мире корабли, самолеты и танки. Именно эти молодые люди осваивали Арктику, Сибирь и Дальний Восток. Они осуществили грандиозный атомный проект, создали космическую индустрию, сделали Советский Союз сверхдержавой.
Молодого человека готовили к тому, чтобы он стал творцом, героем, победителем. Учили его жертвовать своим ради всеобщего, жертвовать даже жизнью ради своей великой Родины и своего великого народа. В центре советской идеологии стоял человек-творец, созидатель, устремленный в грядущее.
       Известный советский и русский философ и мыслитель А.А.Зиновьев, много уделивший времени критике недостатков советской системы, в 1978 году за книгу "Зияющие высоты"  высланный из СССР и  вынужденный 21 год  жить в Германии, в интервью «Родной газете»  признает: «Тот человеческий материал, который принимал участие в войне, был подготовлен и воспитан советской системой, обучен в советских школах и институтах. Часто говорят, что в войне победил народ. Какой народ? Не какой-то абстрактный народ, а советский народ. Да, среди факторов, способствовавших победе, был патриотизм. Но его значение нельзя преувеличивать. Я войну видел в самых ее глубинах. На одного Александра Матросова приходились десятки людей, стремившихся отсидеться в тылу. Люди были поставлены в такие условия, что вести себя по-другому было просто нельзя. В атаку шли по команде, а не добровольно. Героизм был. Но этот героизм во многом был вынужденным. Героизм - временное явление. А долговременно работает организация, система. И в годы войны вся наша жизнь была организована так, что миллионы людей шли в армию, где героически сражались. Не будь такой системы, не было бы и этого. А речь шла о жизни целого народа.
      Абсурдно также мнение, будто советские люди сражались за Родину, но не за советский социальный строй. К началу войны для большинства советских людей коммунистический строй стал их образом жизни, а не политическим режимом. Отделить его от массы населения было просто невозможно. Желали люди этого или нет, любая защита ими себя и своей страны означала защиту нового социального строя. Россия и коммунизм существовали не наряду друг с другом, а в единстве». [2]
      В предвоенные годы системе образования в СССР уделялось первостепенное внимание. Во всем мире советская школа 1930-х годов была беспрецедентным явлением. Тогда удалось обучить миллионы людей. Причем советская школа не только давала хорошее образование, но и воспитание на основе образования.
В результате в конце 1930-х армия стала пополняться молодыми людьми, имевшими среднее образование. Колоссально повысился интеллектуальный уровень призывников. Кроме того, была создана масса военных училищ и академий. С началом войны подготовка офицерских кадров пошла в ускоренном варианте. Вчерашние десятиклассники очень быстро становились командирами Красной армии. Часто более хорошими, нежели те, кто, не имея образования, давно служил в армии. Из числа вчерашних десятиклассников стали рекрутироваться кадры для штабов, разведки. Ведь одной из причин поражения фашистской Германии стал возникший в ходе войны дефицит офицерского состава. А наша армия, несмотря на огромные потери, дефицита в командном составе и штабных работниках не испытывала.
        Народы СССР героически сражались на фронтах и самоотверженно трудились во имя защиты своей социалистической Отчизны, победы над злобным врагом, проявив при этом невиданную стойкость и мужество. Каждое военное соединение Советской Армии было интернациональным по составу. Многие из них полностью укомплектовывались представителями республик Кавказа, Средней Азии, Прибалтики и составляли национальные формирования. Но при этом все они оставались частью единого целого – вооружённых сил сражающейся страны. Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне была достигнута благодаря высокой сознательности и самоотверженности советского народа и его доблестных воинов, благодаря несокрушимому единству рабочих, крестьян и интеллигенции, благодаря нерасторжимому братскому союзу народов СССР. За боевые заслуги, подвиги в войне 7 млн. воинов, представлявших 100 национальностей Советского Союза, были награждены орденами и медалями, 11603 человека стали Героями Советского Союза.
       Советский писатель А.Н. Толстой в статье «Несокрушимая крепость» писал: «У нас всех, на каком из ста пятидесяти языков народов мы не говорили, где бы ни стоял наш родной дом – на опоганенном немцами, залитом кровью и слезами берегу Днепра или у мирного журчащего арыка роскошной Ферганской долины, в суровой сибирской тайге или у благодатного южного моря, - равно для всех нас одно Отечество…источник всей жизни нашей, наша несокрушимая крепость». [3]
Национальные и религиозные различия советских народов не стали препятствиями к единению. В рядах вооруженных защитников Отечества вместе сражались православные и мусульмане, иудеи и буддисты… В церквах, мечетях, храмах прихожане молились за свободу родной земли.[4]
Укрепление братского содружества народов было одной из ведущих тем пропаганды и приносило свои плоды. Хотя в годы войны имели место многочисленные случаи измены и предательства среди представителей разных национальностей, а также проявлялось недоверие к некоторым народам, дружба народов в целом выдержала тяжелое испытание.[5]
В ходе войны все больше возрастала роль русского народа. Известно, что в составе населения СССР накануне войны русские составляли 51,8%, украинцы — 17,6; белорусы — 3,6; узбеки — 2,6; евреи — 2,5; татары 2,2; казахи — 1,8; азербайджанцы — 1,2; армяне, грузины, литовцы, молдаване — по 1,1%; каждый их остальных народов — менее процента.[6]
Среди мобилизованных на выполнение ратного долга перед Отечеством в годы войны русские насчитывали 65,4%; украинцы — 17,7; белорусы — 3,2; татары — 1,7; евреи — 1,4; казахи и узбеки — по 1,1%; другие народы СССР — 8,3%.[7]
В годы войны несли большие невосполнимые утраты все народы СССР. При этом потери граждан России составили 71,3% от общих демографических потерь Вооруженных сил СССР.[8]
В национальном отношении среди всех погибших военнослужащих наибольшая доля приходится на русских — 5,7 млн (66,4% погибших); украинцы составляли 1,4 млн (15,9%); белорусы — 253 тыс. (2,9); татары — 188 тыс. (2,2); евреи — 142 тыс. (1,6); казахи — 125 тыс. (1,5); узбеки — 118 тыс. (1,4%); другие народы СССР — 8,1%.[9]
Национальные республики Востока приняли эвакуированные предприятия, вовлекались в налаживание их работы, вносили посильный вклад в общую борьбу.
       Сегодня редко можно увидеть рассказы о подвигах коммунистов. А зря! Во имя победы коммунисты не щадили своей жизни. Прислушаемся к голосу поэта:
«Повсеместно, где скрещены трассы свинца,
Или там, где кипенье великих работ,
Сквозь века, навсегда, до конца,
Коммунисты, вперед! Коммунисты, вперед!» [10]
За годы войны во имя победы отдали свою жизнь около двух миллионов коммунистов; на фронте и в тылу за победу сражалась и трудилась десятимиллионная армия комсомольцев. [11]
В тяжелых боях 1941 г. погибло, умерло от ран и пропало без вести ок.634 тыс. членов ВКП(б). Так в самый трудный период войны, коммунистическая партия подала народам СССР велики пример самоотверженности и самопожертвования.
Из 200 воинов, кто для успеха наших войск и сохранения жизни товарищей закрыл своим телом амбразуры вражеских дотов, было 53 коммуниста. Среди Героев Советского Союза – свыше 70 процентов, а дважды Герои Советского Союза – все коммунисты.[12]
И отрицать или же задвигать на задний план решающую роль Коммунистической партии в суровые годы Великой Отечественной войны бесполезное занятие для переписчиков истории. История все расставит по своим местам.
В период Великой Отечественной войны в стране было построено 3500 новых  промышленных предприятий. Уже к середине 1942 г. перестройка экономики на военный лад в основном завершилась. Созданная на востоке СССР промышленность только в марте 1942 г. дала столько же продукции, сколько в довоенные месяцы выпускалось по всей стране.
 Подтверждением того факта, что партия полностью разделила долю сражающегося народа, является судьба детей членов Политбюро ЦК ВКП(б). Так, оба сына И.В. Сталина служили в действующей армии. Старший сын Яков, командир батареи гаубичного полка, оказался на фронте уже через два дня после начала войны. Попав в плен, находясь в концлагерях, он наотрез отказался сотрудничать с фашистами.
Второй сын Сталина Василий был летчиком-истребителем и воевал с лета 1942 года. За ним числятся два самолета противника, сбитых лично, и три – в группе.
        У соратника по партии А.И. Микояна было три сына – Степан, Владимир и Алексей. Все они являлись военными летчиками в годы войны и сражались на фронте. Владимир погиб в боях под Сталинградом в 1942 году.
        Штурманом в дальней бомбардировочной авиации служил и сын члена Политбюро ЦК ВКП(б) А.А. Андреева Владимир.
       Сын наркома внутренних дел Л.П. Берии Серго во время войны закончил разведшколу, возглавлял диверсионные группы в тылу врага.
      К.Е. Ворошилов не имел своих детей, воспитывал приемных, в том числе и Тимура Фрунзе, сына умершего в 1925 году советского военачальника М.В Фрунзе. Тимур Фрунзе, военный летчик, героически погиб в воздушном бою в ходе битвы за Москву. [13]
Георгий Константинович Жуков, которого назвали «Маршалом Победы», в заключении своих «Воспоминаний и размышлений» такой подвел итог, до уровня которого не дорастают многие современные историки, философы, ученые, писатели, мыслители, государственные деятели: «Прямо скажу, мы не могли бы победить врага, если бы у нас не было такой опытной и авторитетной партии, как партия Ленина, социалистического общественного и государственного строя, могущественные материальные и духовные силы которого позволили в короткий срок перестроить всю жизнедеятельность страны, создать условия для разгрома вооруженных сил германского империализма
… В иностранной политической литературе и по сей день встречаются определения коммунистов, партийных работников как какой – то «элиты», привилегированного слоя нашего общества. Как человек военный, я пожелал бы любой стране иметь подобную «элиту», представители которой столь беззаветно и героически могли умирать за свою Родину». [14]
И последнее. Отмечая День Победы, сегодня не принято упоминать имени Верховного главнокомандующего. Это все равно, что наполеоновские войны без Наполеона! Будто война прошла без Сталина. Но ведь историю не перепишешь!
Нужно задуматься над красноречивым признанием Гитлера, которое он высказал в кругу своих сподвижников: «Сила русского народа состоит не в его численности или организованности, а в его способности порождать личности масштаба Сталина. По своим политическим и военным качествам Сталин намного превосходил и Черчилля, и Рузвельта. Это единственный мировой политик, достойный уважения. Наша задача – раздробить русский народ так, чтобы люди масштаба Сталина больше не появлялись» [15]
       Великая Отечественная война наглядно показала жизненность и действенную силу всей системы патриотического и интернационального воспитания. Эта система помогла сформировать по-настоящему крепкую породу людей, которые не дрогнули в час самых тяжёлых испытаний.  Именно советский народ, превозмогая собственные силы, нечеловеческим усилием, до кровавого пота, до кровавых мозолей, вылезая из кожи, победил фашистов.




Список использованной литературы

1.Телегин М.В. Рождение диалога: книга о педагогическом общении. М.: Алвиан, 2009.
2.  «Родная газета», №78, 28 апреля 2006 года.
3. Газ. «Правда» от 30 декабря 1942 г.
4. Россия и СССР в войнах XX века. Книга потерь. М., 2010. С. 209.
5.Кирсанов Н. А. В боевом строю народов-братьев. М., 1984; Кирсанов Н. А., Дробязко С. И. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: национальные и добровольческие формирования по разные стороны фронта // Отечественная история. 2001. № 5.
6. Население России в ХХ веке: Исторические очерки: В 3 т. М., 2001. Т. 2: 1940-1959. С. 15.
7. Солженицын А. И. Двести лет вместе. М., 2002. Ч. II. С. 363.
8. Россия и СССР в войнах XX века. Книга потерь. М., 2010. С. 227.
9. Там же. С. 228.
10. А.П. Межиров. «Коммунисты, вперед!»
11. История КПСС, т.5, кн.1. М., 1970. С.643.
12. https://ru. Wikipedia.org/Wiki.
13. Д.Г. Новиков. Сражающаяся партия. Официальный интернет-сайт ЦК КПРФ -KPRF.RU.
14. Маршал  Г.К. Жуков «Воспоминания и размышления», Том 2, Третье изд., 1978, с. 385.
15. «Ленинская теория империализма и современная глобализация». СПб., 2003, с. 151.


Рецензии