Детские букеты - 1

  ДЕТСКИЕ БУКЕТЫ

     Однажды в своём саду, копошусь как обычно. Вдруг соседка, проходя мимо моего забора, говорит:
     - Аннушка, пошли яички покупать! Свеженькие, прямо из-под курицы…
     - Ра-ая, это же переодеваться надо, а тут ещё работы – не меряно…
     - Зачем тебе переодеваться? Это же на соседней улице. Смотри, я в чём в саду ходила, в том и иду…
     Я, нехотя, но всё же пошла. Приходим. Хозяйка прямо при нас пошла из гнёзд яички собирать. А я села на аккуратно сработанный деревянный диван. Сижу, цветы рассматриваю. Потом заметила девочку, маленькую, которая разложила упаковки из-под магазинных яиц по краю лестницы крыльца, поперёк ступенек. В ячейках беленькие яички разложены, и что странно, в каждой яичной скорлупке – разные, самые маленькие цветочки воткнуты. Любопытство оказалось сильнее меня. Я пошла смотреть. А тут и хозяйка подошла.
     - Лёша по утрам ничего не ест. Вот, несколько яичек выпьет и только в обед приезжает уже щей похлебать. А я скорлупу не выбрасываю, а сушу её, потом толку и в куриный корм добавляю. Алёнка, вот, под цветы приспособила…
     Я похвалила девочку, взяла десяток больших яичек и, пока шла к калитке, всё оглядывалась на Алёнкины букеты. Думала: вот уж, среди посуды, нет большего разнообразия того, что могло бы послужить вазой под букеты…

                ***

     В наше время, каких только ажурных заборов не понаставили. Идёшь по садовой улице – один другого краше. Но, заборы – это конечно хорошо, и всё же куда лучше если в крепких железобетонных ограждениях с геометрическими отверстиями выглядывают листики, цветочки, а то и белочка пугливо промелькнёт. Хорошо люди придумали: ровненько так, аккуратненько. Чего бы лучше ещё пожелать…
     А мне вспоминаются каменные заборы в нашем селе, не для красы. А чтоб земля на косогоре вниз не съезжала. А мы, детишки, где жили там и играли. Понавтыкаем цветочков в расщелины между камней, всяких стекляшек, веточек, черепков. Игрушек у детей того времени не было, а душа красоты просила…

                ***

     Уж очень не люблю излишне самоуверенных людей. Если в компании хоть один такой заведётся, считай, что от такого отдыха больше устанешь, чем от самой тяжёлой работы. Этот человек считает, что он, просто обязан заполнить своим выпендрёжным  словоблудием внимание всех присутствующих. И при этом на всех смотрит свысока, и поучает, поучает.
     В компании зачастую, я – самый молчаливый человек. Наверное потому, что я редкий гость даже у самых близких и родных людей. Просто – сижу и слушаю.
     - Что молчишь? Сказать нечего? – неожиданно для меня прозвучал нагловато- грубоватый вопрос. Я даже вздрогнула.
     - Да, так, слушаю, жизненный опыт у людей перенимаю.
     - А зачем он тебе в эти-то годы?..
     Я только прерывисто вздохнула и опустила голову. Продолжать разговор мне явно не хотелось. Слетавшие с языка колючки остались без ответа, а это не входило в планы говорившего. Поэтому словесный обстрел переключился на более словоохотливых людей. Вот только моё мысленное продолжение разговора длится и по сию пору. Всё удивляюсь и восхищаюсь тем, какие же мы все разные, как цветы на лугу. Слушать – не переслушать, смотреть и черпать мудрость людей, которые считают себя самого простого происхождения. Но сколько же мудрости в их словах и в делах, в творениях рук, у которых такие же пять пальцев, как и в других уважающих труд людей. А я, знай, про себя повторяю: «Надо же, как всё просто, а я так сделать не догадалась…» И таких примеров не перечесть.

     Вот, к примеру, была у меня одна знакомая. Овдовела и дочь сманила её «на юг». Я же долго привыкала без неё. Женщина она, из тех серьёзных людей, в словах и делах её даже тени не было легкомыслия. И всё же я каждый раз находила чему удивляться, а порой, к своему стыду, попадала впросак. Я, человек не здешний, так что садовым премудростям училась у тех людей, кто готов был со мною поделиться. Но, поскольку времени на все мои планы вечно не хватало, то и отдых мой был второпях, а чаще всего я старалась и не думать о нём. Потом оказалось, что умные люди как раз свой рабочий день начинали с отдыха. Я, в своём саду, сумку не успеваю донести до крыльца, а уже включаюсь в работу. А Дина Николаевна всегда ходила степенным шагом и, ни в разговоре, ни в ходьбе, ни в какой срочной работе не проявляла торопливость. Потому-то, я, забежавшая к ней, по пути в свой сад, шла следом за ней и еле сдерживала себя, чтоб ей на пятки не наступить. А она, первым делом включила свой электрический чайник. Поторопить человека намного старше меня, конечно же у меня духу  не хватило. Я только поставила на ступеньку крыльца свою тяжёлую сумку и принялась, не сходя с места, рассматривать её ухоженный участок. «Как ей удаётся, при её нерасторопности всё успевать делать?» - думала я. А она тем временем уже спускалась, с чайником в руке, с крыльца в сад и направлялась к столику под рябиной. Я, пытаясь упредить её, поспешила протереть столик. Она догадалась и, голосом, не допускающим возражений, сказала:
     - Анюта, оставь всё, как есть.
     Я замерла на месте, не зная, как поступить. А Д.Н. поставила чайник на покрытый клеёнкой столик. И тут только я замелила, что на узоре в крупную клетку очень органично вписывались упавшие с рябины рыжевато-жёлтые листья рябины и даже от придорожной берёзы лимонно-жёлтый  листик прилетел. Вскоре на столике появились не просто вместительные кружки, как это обычно в садах бывает, а приземистые кружечки с цветным узором на  щёчках и такие же блюдца. Чайные пакетики (редкость в те годы), уже дожидались в кружках кипятка. Хозяйка разливала кипяток из чайника, а я, скрывая своё недоумение, смотрела на её уже немолодые, ухоженные руки с золотыми украшениями. Потом на столе на тарелочке появились поджаристые пончики и высокая глиняная кружка, в которой, как в вазе, стояла ветка калины с пятнистыми листиками и две гроздочки ягод на ней, реденькие, с десяток ягодок, не больше.
     Я засмотрелась на этот букет, опять же с мыслью: «А это, оказывается, и такой букет бывает…» Хозяйка напомнила мне, что чай стынет. Я окинула столик взглядом, но ни сахарницы, ни даже чайных ложечек не было. «Видимо, на воздухе пьют чай без сахара… Это не еда, а чай для этикетного приёма гостя… Два-три глотка ради приличия, зачем же тратиться на сахар… Как тебе не стыдно?! Тебя удостоили чести за стол посадить, а ты тут…», - промелькнула крамольным писком мысль и я озаботилась тем, что не знала: нужно ли вынимать за ниточку пакетик из кружечки или так пить. Хозяйка вела себя привычно и неторопливо. Только теперь я заметила, что среди упавшей листвы стояла фарфоровая тарелочка в форме кленового листика с загнутыми вверх кончиками пятилистника, а черешок чуть загнут вниз, вроде ушка у чашечки. А в этой прекрасной посудине уже лежит мокрый пакетик. Слегка дрожащей рукой я рядом положила свой пакетик. Маленькими глоточками пила непривычный для меня чай, хотя, будь это у меня  на кухне, я бы эту кружечку опорожнила в три глотка. Но, тут, после трёх глоточков, оставила кружечку на блюдце и стала благодарить.
     До её калитки я шла неторопливым шагом, а дальше, ругая себя за потерю времени, чуть ли ни бегом бежала, спотыкаясь, забывая под ноги смотреть. Стыдно ли мне было за мою невоспитанность? Ну, может быть самую малость. Я представила себе эту даму с брошью и золотыми украшениями на руках на свиноферме, где я провела свои детские годы, и меня смех разобрал. «А пить несладкий чай я научусь… Но что-то мне плохо верится, что Д.Н. этими холёными руками гусениц с капусты собирала… А кто тогда собирает?.. А, впрочем, у меня и дома нет таких кружечек, как у неё в саду. Я уже не говорю про украшения…»

     За этот столик я попала уже поздней осенью. Опять же, случайно. На столике стояла та же высокая пивная глиняная кружка, в ней несколько веточек черноплодки, ягодки из этих веточек лежали в стеклянной вазочке, рядышком. Во второй такой же вазочке лежали, как обрушившийся ряд домино, продолговатые печеньки. И ещё на низкой ножке стояла рюмка с надпитым вином. Угоститься вином я отказалась, сославшись на то, что меня в саду ждут и мне следует поторопиться. Похвалила цветы на её клумбе и ушла. Проходя мимо её высокого забора, (опять же, в те годы у всех садоводов стоял реденький штакетник, и то низенький, только со стороны улицы), заметила в щель, что морковку на грядке дёргает простого вида женщина, повязанная платочком, в стёганой телогрейке и длинном фартуке. Я только печально вздохнула и пошла дальше.
     С того дня, мимо того высокого забора проходила как можно быстрее… «Не моё это и не стоит привыкать…»

                ***

     Почему-то не принято дарить букеты из бархатцев. А мне кажется, что матерям дарить нужно именно эти букеты. Как же мы слушали в семидесятые годы песню, в которой были слова: «Чорнобрывцив насияла маты у моим свитанковим краю…» (На украинском языке). Теперь, в Сибири, возле каждого садового дома цветут уже сибирские чорнобрывци, и с нежностью и любовью их поливает чья-то мать. Пусть не в букете, а на парковых клумбах согревают они души наших горожан и пчёлки их любят, и даже любители разнообразных чаёв эти цветы в заварочный чайник добавляют, при этом говорят, что это для здоровья полезно. Но всё же эти маленькие цветы, ничем по своей красоте не уступают розам. Я бы их назвала – крестьянские розы.

                ***
     Ничего не люблю – понарошку. Ум человека, как не старайся, создать красоту по своему разумению, никогда не опередит то, что у природы вроде бы получилось случайно. Продуманные букеты на витринах цветочных магазинов, конечно же красивые, спору нет, но маленький цветочек, выросший в расщелине скалы, радостно открывший своё личико солнышку… он же просто радуется жизни, и поэтому милее и краше, чем тепличная роза.
     Это всего лишь мои рассуждения на тему красоты. Понятное дело, что они не претендуют на роль окончательной истины. А истина в том, что если взгляд остановился на чём-то и, душа к нему потянулась, то в эту минуту ни о каком соперничестве и речи не может быть. Лови момент очарования, а дальше – жизнь щедра на подобные подарки.
     Это, так сказать – присказка. Мысли о природной красоте, по поводу случайно брошенного взгляда, потекли спокойным руслом, когда я смотрела на букет сирени на кухонном столе моей знакомой. Что касается сирени, то на моей Малой Родине, в далёком украинском селе, где весна делится на время цветения вишен, яблонь, белой акации и, конечно же – сирени. И хоть я уже давно живу в сибирской стороне, запах сирени каждый раз уносит меня в далёкое детство. Именно в плену воспоминаний пребывала я, когда смотрела, как уже немолодая женщина, с большой нежностью прикасалась руками к пышным гроздьям сирени. И стеклянная ваза была подобрана ею соответственно случаю. Ваза была похожа на большое яйцо с отрезанным верхом, без всяких отвлекающих узоров на прозрачном стекле. Пузырьки воздуха на внутренней стенке вазы, на прутиках сирени, вносили свою естественную красоту.
     Зазвонил телефон и, женщина вышла из кухни. Несколько минут у меня было на то, чтобы рассмотреть живой натюрморт: кухонный стол, роскошный букет сирени, описать который просто невозможно обыденными словами. Одна ветка с листочками и цветущей кистью осталась лежать на столе, просто хозяйка не успела определить ей место в букете. Оторванные листики и цветное крошево опавших лепестков дополняли картину. И этот лёгкий беспорядок был прекрасен сам собой… Но хозяйке я не указчик.
     Положив телефонную трубку, она вернулась на кухню, критическим взглядом окинула букет и, видимо решила, что оставшаяся ветка только утяжелит букет, тут же, без слов, вложила мне её в руки. Сама же унесла вазу с букетом в комнату. Потом вернулась, насухо протёрла стол. Чистота и порядок – были её привычкой и правилом. Но мне, честно говоря, эта идеальная чистота показалась скучной и обезличенной… Я понюхала цветы сирени на кисти в моей руке и поспешила откланяться. Дома я устрою свой порядок, свой праздник для глаз и души, где каждый упавший лепесток будет ярким  узором на скатерти.

                ***


Рецензии