Наигрался..

На память своим внучкам Агнии и Саше, внуку Грише.

Он – 70-летний, седовласый мужчина. Она – его 8-летняя внучка Агния, ученица первого класса. Выходят вместе на улицу с детской коляской, где лежит завернутый в одеяло совсем крохотный внучок и братик Гришенька, который немного попискивает, но замолкает с началом беседы.

– Деда, а что такое шедевр?

–  Как тебе сказать? Это лучшее творение человечества. Это может быть книга, картина, здание, машина, но обязательно лучшие.

– А как узнать, что книга лучшая?

– Если много людей читает, то, значит, хорошая, нужная людям.

– А Пушкин писал хорошо?

– Да, Пушкин – гений русской литературы. Он и ввел русский язык в наш литературный язык.

– А как же до него писали?

– Часто по-французски, особенно дворяне. Считали, что подражать надо французской литературе.

– А что, французы лучше?

– У них были хорошие, знаменитые писатели, но со времен Пушкина стали появляться и наши, русские великие авторы, такие как Достоевский, Тургенев, Толстой, Чехов…

– Это тот, который о Томске плохо написал? Я его не люблю.

– Не торопись, Чехов большой мастер, недаром пьесы по его произведениям ставят в театрах по всему миру.

; А зачем он про наш город так плохо изобразил?

; Вот посмотри на улицу. Что видишь? Черная дорога, потемневшие сугробы, через полмесяца снег растает, вытаит мусор, который копился всю зиму, и город примет совсем неприглядный вид. Вот и Чехов приехал весной, увидел все в грязи и изложил, что лицезрел.

– А что такое «лицезрел»?

– Ну, лицом зрел, то есть глазами увидел.

– А-а-а… А почему Пушкин не любил весну?

– Ты так думаешь?

– Я читала его стихи, там или о зиме, или об осени.

– Интересно, не обращал внимания. Хотя, может, ты и права, осень он любил и про зиму много стихотворений написал, а про весну не помню, надо посмотреть.

– А почему Толстой великий?

– Толстой самый дотошный писатель, он отображал все подробно, пытался пропустить сюжет через себя, чтобы чувствовать так же, как его герои. К примеру, если повествовал про арестантов, то просил поместить его на время в тюрьму. Поэтому в его романах жизнь описывалась правдиво. Хотя я не люблю, к примеру, роман «Война и мир», там много французских слов.

– Потому что не знаешь французского языка?

– Нет, там перевод есть, но каждый раз отвлекаешься на ссылки, неудобно…
Мне кажется, что лучший его роман «Воскресение».

– А о чем там написано?

– Роман о том, как один богач обманул свою служанку Екатерину Маслову, она через какое-то время попала в тюрьму. Когда барин вновь увидел Екатерину, то раскаялся, стало ему жалко Маслову и он решил спасти девушку, даже предлагал жениться, но уже было поздно…

– Он старый, а она молодая, как на картине «Неравный брак»?

– Нет, у Толстого оба молодые. А на картине молодую, но бедную выдали за старика замуж из-за денег.

– А сейчас так выдают?

– Редко, а вот сами молодые девушки, неумные, иногда выходят ради богатства за стариков.

– Почему?

– Они глупые, плохо учились, работать не желают, а кушать и одеваться хотят хорошо, вот и выбирают такой путь – жить со стариком.

– Я умная, у меня будет молодой жених.

– Конечно, кстати, картина «Неравный брак» тоже шедевр, висит в Третьяковской галерее в Москве.

– А ты видел?

– Да, и не раз. И ты увидишь, Бог даст…

– А я прочитала два тома Агнии Барто. Мне баба Люда подарила. Она тоже великий писатель?

– Она хорошая детская поэтесса.

– А как сочинить стихотворение?

– Простое несложно. Надо взять два слова с похожими окончаниями, вот, к примеру, «варенье» и «стихотворенье», и поставить их в конце каждого предложения. Допустим так: «Муха села на варенье. Вот и все стихотворенье». Похоже на стих?

– Да. Смешной.

– А теперь давай попробуем понять смысл этого стишка. Мы сидим с тобой в саду, лето, тепло, пьем чай с вкусным малиновым вареньем, которое положено в вазочку.  Чай приятно обжигает горло, а варенье приносит удовольствие и радость…
И вдруг муха бух и свалилась в вазочку. И что будем делать?

– Фу, деда, зачем она свалилась?

– Причем здесь «зачем»? Она уже свалилась. Ты будешь есть дальше варенье?

– Ты что, деда? Я не буду...

– Вот и закончилось для тебя стихотворение. А для меня нет, не закончилось. Я вы выброшу муху и дальше буду есть. Видишь, две строчки стихотворения, а какие разные смыслы. Просто каждое стихотворение имеет свое значение, гениальные же стихи вызывают много мыслей.

– А здесь всего две мысли. Или не есть, или есть.

– Ну, я бы не стал так утверждать. Два смысла возникло у тебя из-за картины, которую нарисовал я, а если будет другой образ? Представь, мы с тобой заблудились в лесу, все съели, и только одна банка варенья осталась. Мы открыли ее, а там муха, но мы с тобой так хотим есть, что вот-вот упадем от слабости. И что будешь делать?

– Наверное, поем…

– Я думаю, что и муху можем съесть. Так одно стихотворение может вызывать совершенно разные ассоциации, поэтому и мысли у людей разные возникнут.

– Но муху я бы все равно не стала есть.

– Кто знает, но, конечно, было бы лучше не есть… Впрочем, вернемся к писателям, они сочиняют сатиру, юмор, а иногда и философские романы, становятся философами.

– А кто такие философы?

– Это люди, которые размышляют. Вот представь, ты проснулась утром, открыла глаза и задумалась: пойти голову помыть или сразу позавтракать, а может быть, снова заснуть? Но это ты так мыслишь, а философ рассуждает о глобальных событиях, происходящих в природе, об отношениях между людьми. Он думает о том, что такое время, пространство, что самое важное в жизни, как появился человек на Земле …

; А зачем он рассуждает, если мы знаем, что человека сотворил Бог! 
– Знаешь, нам в школе раньше говорили, что человек произошел от обезьяны. Хотя ты права, никто еще не видел обезьяну, которая бы превратилась в человека. Вот философы и спорят, пытаясь найти истину.

– А что такое истина?

– Ну, это правда… Стой, дай я коляску повезу, а то здесь бугры льда, – дед взял бразды правления в свои руки… – Вот проблемы с дорогами никак не решаются.

– А что такое проблема с дорогами?

– Проблема наших дорог в том, что они служат всего год-два. Сверху намажут слой асфальта, и все, а через год он крошится.

– А почему так делают?

– Не работают хорошо, вот и проблема.

– А как хорошо?

– Надо убрать слой земли на 50–60 см, потом уложить три слоя гравия, каждый последующий меньше предыдущего, а потом еще песок, который утрамбовать, и только на него уже положить асфальт. Вот тогда лет десять простоит.

– А почему так не делают?

– Говорят, денег не хватает, а может, строителям выгодно – плохо сделаешь, но зато каждый год дороги надо ремонтировать, будет много работы, значит, и зарплата будет больше. Всем хорошо, кроме водителей.

– Деда, смотри яма впереди!

– Ну вот, а ты «Чехова не люблю». Великий художник не врал, правду запечатлел о грязи и дорогах Томска... Вот будешь писать так же, как он, образно, интересно и тоже станешь хорошим писателем.

– Как понять «образно»?

– Если ты просто напишешь, что герой плохой, хочет украсть у кого-то деньги, то это будет не рассказ, а просто заметка журналиста: что видит, то и пишет. А хороший литератор может и не указать прямо, что человек вор. Он покажет это, например, через описание природы. Вот посмотри, стоит ель с темными иголками, выглядит немного мрачновато. Правда? Автор изобразит эту ель как предвестницу чего-то зловещего, тревожного. А вот береза стоит без листьев, как будто голая, бедная. Описывая ее, тоже можно показать, что произойдет кража и кто-то останется без денег, как береза без листьев. Поняла?

– Жалко человека, если вор украдет у него деньги.

– А березку не жалко? Ее солнышко больше не греет, и она бедная, одинокая мерзнет и ждет, когда оно сжалится и снова обогреет. Вот это и означает «образно», то есть через предметы и природу вызывать мысли и эмоции у человека…

– Поняла. Ты сейчас уйдешь, и я буду скучать, как березка по солнцу.
У деда зазвонил телефон, но добраться до него он не успел – услышал топот ног сзади. Его настигла вторая внучка – Саша, с рюкзаком за плечами и сумкой в руке. Ученица 5-го класса сходу высказала претензии:


– Деда, а что меня не дождались?


– Дружок, Гришенька захотел спать, вот и пришлось пораньше выйти на улицу.
Давай бросай свои вещи в  коляску. Походим и с тобой. Кстати, знаете, кто такие эгоисты и альтруисты?


– Нет, – прозвучал дружный ответ.


– Сейчас поймете. Вот вам банковская карточка, купите в магазине постные конфеты.


Девчонки умчались и вернулись с маленьким кульком.


– Что так мало?


– Больше не было.


Он взял пакет и положил себе в карман.


– Хорошо, мне хватит.


Дед достал одну конфетку и стал разворачивать. Затем свернул и сунул обратно в карман.
Девчонки шли молча.


– Дома съем. Сейчас зуб болит.


– А нам не дашь?


– Нет, я эгоист, законченный эгоист, – дед веселился, – сяду дома и с чайком покушаю. Вот незадача, маловато конфет. Поняли, кто такой эгоист?!


– Жадный человек, – догадалась младшая.


– Правильно, – деду стало еще веселее, –  сразу поняли. А теперь… – Он протянул пакетик девчонкам, – берите, мне ни одной конфетки не надо. Я теперь альтруист! Так кто такой альтруист?


– Щедрый, – радостно закричала Саша.


– Все верно! Ешьте конфеты. А мне скажите, кем лучше быть: альтруистом или эгоистом?


Девчонки разворачивали фантики и молчали.


– Это сложный вопрос, – наконец произнесла Саша.


– Надо быть поровну, – добавила масла в огонь Агния. – А ты, деда, кто?


– Я альтруист, сейчас почти альтруист, а помру полным альтруистом, все оставлю другим. А вот наш Гришенька пока полный эгоист. Все только для себя, а если не дают, кричит. Но со временем и он начнет меняться, жизнь заставит.


– Нет, братик не эгоист, он просто не понимает ничего, – Агния защищала братика.


– Хорошо. А вы для кого должны быть альтруистами?


– Я для Гриши, – решила Агния.


– Для мамы, папы, сестры, братьев, родственников, – протараторила Саша.

– Идеальный ответ. Для мамы в первую очередь. Она же для вас настоящий альтруист.


– Я тоже для мамы хочу альтруистом быть, – Агния выправляла положение.


– Хорошо. Тогда конфеты больше не трогать, отдадим маме, – дед опять развеселился. –Какие вы молодцы!


Девчонки разворачивали фантик уже второй конфетки, но тут их ручки замерли, и конфеты отправились обратно в пакетик.
– Никогда маме не надо ничего жалеть.


– Мы не жалеем, – небольшой хор голосов прозвучал в разнобой.


– Саша, ты почему коляску завела в колею?


– Какую колею?


– Видишь две полосы между наростами льда? Это и есть колея. Колея ты моя, колея... Поэт Высоцкий написал о ней песню. Смысл песни в том, что если попадешь в колею, то трудно выбираться. Вот попробуй коляску на возвышенность повернуть. Ага, трудно, и коляска набок. Давай я, но и мне силу надо применить. А бывает, человек попадает в полосу проблем, как в колею, и не может выбраться, так и катит по ней всю жизнь.


– Ну ты же вывез коляску из колеи?


– Конечно, приложив усилия. Но бывает, колея глубокая и скорость большая, перевернуться можно. Не просто бывает.


– Я никогда не заеду в колею, – уверенно кинула Агния.


– Дай-то Бог. А еще у Высоцкого есть песня про альпинистов, людей, которые забираются высоко в горы.


– Я знаю, они еще веревкой обматываются, – перебила деда Саша.


– Да, это страховка. «Парня в горы бери, рискни, не бросай одного его. Пусть он в связке с тобой одной. Там поймешь, кто такой», – это слова из песни.


– Почему «там поймешь, кто такой»? Они что, не познакомились?


– Они знакомы, но человек по-настоящему раскрывается в беде. Вот пошли мы втроем в горы. Поднимаемся вверх, Саша впереди, Агния сзади, а я последний. Вдруг у меня крюк вырвался из скалы, и я повис в воздухе над пропастью, и вас туда своим весом тащу. Вы держите меня изо всех сил, но я понимаю, что не сможете удержать. Тогда я достаю нож и режу веревку.


– Так ты разобьешься, деда! – воскликнула Саша.


– А что, еще и вас тащить в пропасть за собой? 


– Страшно.


–  Вот поэтому и написал Высоцкий такие строки в песне: «Он стонал, но держал…» В этот момент и понимаешь, кто есть кто.


– Мы тоже тебя будем держать, – успокоила Агния, – а ты был альпинистом?


– Был. Мы втроем с папой и вашим братом Иваном покорили вершину горы Малый Актру под названием Купол. Ване было 11 лет, нам с папой дали тогда звание альпиниста, а Ване не положено было по возрасту. Нам тогда повезло, а вот другие альпинисты погибли…


– И зачем люди идут в горы, если там можно погибнуть?


– Там, наверху, красиво. Стоишь на вершине горы, а внизу летят облака, иногда они проходят прямо через тебя, вокруг бескрайние просторы гор, снегов, озер, и вся эта картина меняется ежеминутно. Кажется, что до небес можно достать рукой.


– Там холодно?


– Не очень, почти как сейчас. Правда, мы были там в августе. Светило солнце, в куртках было тепло. Забирался я на гору и на острове Ломбок, там со мной интересный случай произошел. Пошел в гору с проводниками, местными молодыми парнями. После 300 метров подъема все туристы отказались подниматься – жара, тяжело идти, я же остался и дотащился кое-как до самой вершины. До нее мы шли 14 часов, последние шаги дались особенно трудно. Останавливался через каждые десять шагов, но дошел. Уже стало темнеть, проводники поставили палатку мне и себе и ушли спать. Я тоже лег, но чувствую, что холодно. Надел куртку, все равно прохладно, ворочался долго, но все же удалось уснуть. Просыпаюсь от щекотки, кто-то шевелится за палаткой за моей спиной. Выглядываю наружу, а там несколько удавов, огромных! Я быстро застегнул замок палатки, но спать уже не мог…


– Ого! А потом как вылез?


– Проводники проснулись, разогнали всю эту живность. Ну все, наш эгоист проснулся, захныкал, разговоры закончились.

– Он просто есть хочет, – заступилась Агния.

– Он же все равно для себя требует, – дед поднял внучка, – но исправится. Правда, Гришенька?

Крик смолк.

– Согласен. Молодец. Но нести его к маме все равно придется.

И дед с внучками отправились домой. Уже раздеваясь, Агния спросила:

– Деда, а в бизнес играть будем?

– Да, сегодня будет бизнес по рекультивации земли после добычи алмазов. Я карточки сделал.

– Чур, я директор, – первой раздался голос Саши.

– Хорошо, только сегодня у тебя не будет своих денег.

Внучки и дед сели за стол. Он разложил карточки с затратами, в которых были перечислены аренда автомобилей, тракторов, саженцы, топливо, семена трав, зарплата рабочим. На каждой обозначена сумма. Перед собой положил четыре карточки по одному миллиону рублей и четыре, где были указаны проценты: по сто тысяч на каждый кредит в миллион рублей. Так дед по умолчанию стал банкиром.

– Саша, вот твой доход на карточке. Сумма 6 миллионов.

– Ого, сколько получу!

– Это сумма, которую тебе заплатят за работу. Но из этих денег надо выделить деньги на восстановление земли после добычи алмазов: выравнивание почвы, посадку деревьев и травы. Понятно? Это будут твои затраты. Давай действуй. Агния помогай.

Девчонки стали собирать карточки с затратами.

– Куда? А кто платить будет? – голос деда заставил положить все обратно.

– Так у нас же нет денег? – растерялась Саша.

– Идите в банк, просите деньги.

– А где банк?

– У меня. Вот, могу дать кредит. Каждая карточка миллион рублей. Сколько надо?

– Давай один.

– Бери.

– Так, эти деньги потрачу на саженцы – 500 тысяч, семена травы – 250 тысяч, аренда тракторов обойдется в 250 тысяч и... Деда, деньги закончились.

– Иди снова в банк. Так и будешь бегать? Сначала надо было посчитать все затраты, а потом идти.

– Поняла, давай, Агния, считать. Так, плюс к этому 500 тысяч на зарплату, 250 тысяч на аренду автомобилей и на топливо 250 тысяч. Получается еще один миллион надо.

– Бери, но учти, банк не любит тех, кто по десять раз бегает за кредитами.
Так, теперь ты работу сделала и получила 6 миллионов. Какая у тебя будет прибыль?

– Четыре миллиона, если два тебе отдам.

– Стоп, а проценты по сто тысяч с каждого миллиона?

– Ну, ты хитрый, ничего не делал, а 200 тысяч получил. Я тоже так хочу, – Агния пожелала быть банкиром.

– Во-первых, банк дал тебе деньги, а у него тоже люди работают, им зарплату надо платить? Надо. Кроме того, он с твоих 200 тысяч должен отдать в Центральный банк России 100 тысяч. Так что не жалей, гони мне денежку.

– Ага, тогда мне останется 3,8 миллиона рублей. Ура, много!

– Подожди. Еще вот налоговый инспектор пришел, ему надо 300 тысяч.

– Ничего себе, а ему за что?

– Он их государству отдаст на школы, больницы, армию.

– А почему я должна отдавать?

– Все отдают, кто больше, кто меньше. Это зависит от дохода.

– Тогда прибыль уменьшится до трех миллионов с половиной рублей.

– Конечно, но мы еще не все затраты посчитали.  Есть много и других, к примеру, спецодежда, обучение рабочих, налоги с зарплаты. Но это в следующий раз. И учтите, что бывает и форс-мажор, из-за которого можно остаться совсем без прибыли.

– А что такое форс-мажор?

– К примеру, ты посадила деревья, но случился пожар, и все сгорело, надо новые деревья сажать.

– Как? Так же нечестно!

– Страховку придется оформлять, тогда затраты из-за форс-мажора тебе оплатит страховая компания, но и ей придется платить за услуги.

– Лучше в банке работать, – заключила Агния.

– Там тоже есть свои риски. Вот не отдали банку заемщики деньги, и у него проблема возникла. Везде свои сложности. Но все люди работают, решают эти проблемы, а для успешного их преодоления нужны образованные специалисты, чтобы ими стать вам надо хорошо учиться.

– А мы учимся на отлично, хотя у Агнеши бывают и четверки.

–  Это в первой четверти было, а сейчас нет…

– Молодцы, ну а мне пора к бабушке возвращаться.

– А карту не будем изучать? – Агния очень любила играть «в географию».

– Нет, деду уже пора на покой.

– Но ты обещал нарисовать кота. Пойдем в комнату, обещание надо выполнять, ты сам так говоришь, – Агния тянула его наверх.

Пришлось идти.

– Ты чем будешь рисовать, мелками, гуашью или красками?  – Агния разложил все перед дедом.

Дед торопился, и вместо кота у него получилось нечто похожее на лису. Но процесс стал увлекать его, он раскрасил желтой краской шерсть лисы, одел ее в платочек, а в зубы добавил кусок мяса.

– Это что у тебя? – поинтересовалась внучка.

– Лиса доедает зайца. У нее обед.

– Мой рисунок лучше, – похвасталась внучка.

– Нет, мой лучше. У меня идея интересная. А у тебя просто кот, таких картин много, у меня же лиса обедает. Смотри, какие у нее глаза. Довольные! Моя лиса лучше.

– Нет, у меня кот похож на кота, а у тебя лиса не похожа на животное.

– Давай проверим. Сфотографируй мой рисунок, отправь бабе и спроси: «Как рисунок?»

Агния согласилась, еще не понимая хитрости деда.

– Смотри, дед, печатает, – она запрыгала на стуле, сжав кулачки, – печатает!

Смс гласила: «Какая молодец! Замечательный рисунок!»

– А я что говорил? – дед заходил по комнате, – я лучший из вас художник!

И ему пришла идея:

– Давайте поиграем с бабой в аукцион.

– А что такое аукцион?

– Художник нарисовал картину и хочет ее продать. Собираются покупатели, а картина одна. Продавец им предлагает цену. К примеру, один соглашается, но другой говорит, что он купит за большую цену. Сейчас увидишь все сама на примере. Мы с бабой будем покупатели. Пиши бабе, что дед покупает эту картину за 100 рублей. И спроси, за сколько бы она купила?

Саша подскочила и быстро напечатала сообщение. Минута ожидания, и девчонки увидели, что баба печатает:

– Согласна за 200 рублей!

– Пишите, что дед дает 300!

– Деда, смотри, снова пишет. Ого, дает 500 рублей!

– Объявляйте 1000 рублей от меня!

– Деда, теперь она, наверное, две тысячи даст!

– Что-то долго не отвечает. Пишите: «Раз».

– Написали. Молчит.
 
– Пишите: «Два».

–  Деда, ура, печатает! – девчонки прыгали на кровати, поднимая руки кверху.

Но пришло короткое сообщение: «Я пас».

– Это что такое? – девчонки недоуменно смотрели на художника.

– Это значит, что баба отказалась дальше бороться за картину. Эх, надо было нам «пас» сказать, тогда бы баба пятьсот заплатила. Жаль, пролетели… Хотя проиграл я, и
теперь мне по правилам нужно покупать картину, – он протянул тысячу девчонкам.

– Но это же твоя картина, так нечестно. Мы не будем брать.

–  Давай еще аукцион проведем, – девчонок увлек процесс.

– Нет, я домой, но как только вы нарисуете интересное, свое, то проведем. Теперь поняли, что такое аукцион?

– Да, интересно было. Давай еще «в карту» поиграем?

– Спина болит, а то я бы поиграл.

– А ты поспи немного на диване.

– Точно, – вмешалась в разговор мама с ребенком на руках, который вертел головой по сторонам, – потом ужин будет, грибной суп.

– Ладно, полежу с полчаса, а вы в зале приготовьте карту и карточки, – дед сдался на милость внучек.

А через полчаса они расположились на полу возле огромной карты мира. Рядом с ней лежали сделанные дедушкой картонные карточки, на обратной стороне которых написаны названия областных центров России, столиц государств, названия стран, озер, морей, гор и рек. Игра состояла в следующем: каждый игрок набирает себе столько карт, сколько ему лет, но не открывает их. Агния взяла восемь, а Саша 12 карточек. Первой решила искать на карте выпавшие ей названия Агния. Дед запустил секундомер. Новокузнецк Агния показала сразу.

– Город металлургов. Поэт Маяковский писал о нем: «Я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть, когда такие люди в стране Советской есть», – комментировал дед.

Охотское море тоже не вызвало труда.

– В этом море много рыбы, есть и киты, – успел произнести он, а Агния уже лазила на коленях возле Санкт-Петербурга.

– Вот Онежское озеро. Это озеро второе по величине в Европе и там знаменитая церковь в Кижах.

На четвертой карточке значилась река Тигр. И Агния спустилась вниз от Каспийского озера и немного погодя нашла реку. На пятой замешкалась, глядя на Среднюю Азию, ища Ашхабад.

– Ты что, забыла столицу страны, где газ, песок, верблюды и нет Интернета?!

– А, Туркмения. Вот Ашхабад, – радостно ткнула пальцем и стала смотреть следующую карточку, – Аддис-Абеба, легкотня, это Эфиопия, – и она резко повернула направо. – Там дед Пушкина родился и там вера православная. Вот он!

– Там еще родина кофе и выращивают огромное количество роз, – успевал добавлять дед.

– Река Амазонка. Это Бразилия. Вот она!

– Удивительная река, там и пираньи, и крокодилы, и дельфины прыгают, по берегам рек растет какао.

– Австралия! Вот она, там кенгуру. Все. Сколько времени?

– Одна минута 17 секунд. Молодец!

Саша справилась похуже, застряла на Канберре, но результат в две минуты тоже хорош.
Играя, дед забыл про больную спину, но когда их пригласили за стол, то почувствовал усталость. Наигрался дед... 

После ужина все поехали в церковь, а его завезли домой. Да, денек выдался на славу. Солнце заливало светом все пространство, повсюду бежали ручьи и чернеющие сугробы не вызывали плохого настроения. Но все же хотелось больше тепла. Нет, все-таки Чехову не хватило воображения, чтобы увидеть красоту старинного города летом…


Рецензии
Молодец дед, что так развивает внучек и внучку.

Я, например своему 8-летнему внуку сказала: Игорёк,
назови мне столицу Тайланда.
- Бабушка , а что это, а где это.
- Вот видишь, не знаешь, а целый день кнопки нажимаешь.
- Это город Бангкок, — столица и самый крупный город Таиланда
с населением 5,6 млн чел.

После этого, смотрю стал интересоваться другими столицами стран.
И уже мне задавать вопросы.

С уважением и добром к вам и вашим внукам.

Просто Ольга   14.08.2022 10:57     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв!
Я как то критика московского попросил прислать её статьи о воспитании, что печатают журналы. Она прислала о пользе совместного просмотра кинофильмов. Очень много расписал, но не привела ни одного примера обсуждения. Я ей посоветовал это сделать, но в ответ получил резкий отпор. Дескать, не вам меня учить. Хотя для меня важно донести именно примеры, вдруг ими воспользуются люди во благо своих детей. И ещё я заметил, что разговоры взрослых с детьми получаются на улице, когда идёшь с ними и они принадлежат не смартыфлнам, а тебе. Только надо готовиться, искать тему..
Удачи Вам!

Сергей Лушников   17.08.2022 01:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.