Я - классный парень - 6!

                «…В ОВРе тяжело, но я зачёты сдал
                И готов к стрельбе артиллерийской.
                «Если в цель не попадёшь, – комбриг сказал,
                – Бог с тобой, пойдёшь “по командирской”!»
                (из песни про ОВРу Евгения Коляшина, где фраза
                «по командирской» – означает дальнейшее продвижение
                офицера в служебной карьере по «командной линии»;               
                альтернативой в советском ВМФ была служба
                «по специальности», т. е. по «флагманской линии»)

Начало - «Исторический пролог, или Метеорологический прогноз»
          (о смутном времени и осенней погоде) - http://proza.ru/2022/04/10/1558
- глава 1. «Лиепая – маленький Париж!» (о том, кто никогда не слышал про «наш
          Париж») - http://proza.ru/2022/04/10/1587
- глава 2. «Из Лиепаи в Ленинград: как вырваться с корабля на учёбу»
         (обязательное пояснение, как стать «классным парнем») -
                http://proza.ru/2022/04/11/1430
- глава 3. «Первые дни "классной" жизни» (о «своей крыше» над головой, поиске
          места в детском саде для ребёнка и первой удовлетворительной оценке) -
                http://proza.ru/2022/04/12/1694
- глава 4. «Повезло!» (рассказ от первого лица и это – счастливое лицо жены) -
                http://proza.ru/2022/04/13/769
- глава 5. «Высшие офицерские классы!» (исторический очерк об уникальном учебном
           заведении ВМФ) - http://proza.ru/2022/04/14/1410


                6. Служили два товарища: «бычок» и «помоха»
                (на пути к заветной цели)


     Старший лейтенант Сергей Саломович – выпускник-минёр ленинградского ВВМУ имени М. В. Фрунзе и уже помощник командира МПК «Комсомолец Латвии» был на год моложе Коляшина по выпуску из училища, поэтому к лету 1988 года ещё не догнал своего старшего товарища, получившего на погоны очередные звёздочки, а с ними и первое флотское офицерское звание – «капитан-лейтенант».

     «Старлей» Саломович учился на первом «командирском факультете» ВСОК ВМФ, а его сослуживец по экипажу «каплей»  Евгений Коляшин – на втором – факультете вооружения. На Классах оба «земляка-лиепайчанина» виделись и здоровались практически ежедневно, ведь общих мероприятий у них теперь было очень много. Военная  и образовательная жизнь там кипела с утра и до самого вечера!

     Не частые, но регулярные построения на плацу во внутреннем дворе Классов переменного состава, как называлась эта категория молодых офицеров-слушателей (для  объявлений приказов или на строевые мероприятия, включая смотры), собрания в клубе – большом актовом зале ВСОК ВМФ, занятия в общих потоках учебных групп и, наконец, суточные дежурства  – внутренние или внешние – в тех же патрулях по городу. Служба, она и в учебном заведении, служба!

     Коляшину порой казалось, что на их небольшом корабле в Лиепае он Саломовича видел реже, чем в этом огромном «каменном крейсере» под названием Высшие специальные офицерские классы. Может ещё и потому, что какое-то время на «Комсомольце Латвии» у командира БЧ-2 ("бычка") и помощника командира ("помохи"), абсолютно не было даже намёка на их будущие приятельские отношения. Да и когда им там было завестись? Всё-таки Женька-артиллерист был «птицей залётной» на «Комсомольце...»: назначение на «флагман латвийского комсомола» он получил для освоения зенитной ракетной специальности после очередной  командировки в ГДР в составе приёмного экипажа нового МПК  немецкой постройки – ровно за полгода до получения очередного воинского звания! Спасибо командованию и кадровикам, которые «не проспали» этот важный этап в жизни любого офицера.

     Мысли относительно дальнейшей службы на флоте у Сергея и Евгения были абсолютно противоположными. Хотя и считались оба вооруженцами, минно-торпедное «прошлое» Саломовича изначально относило его к разряду настоящих противолодочников: оружие БЧ-3 призвано уничтожать подводного противника. Корабль их, хоть и малый, но буква «П» в МПК расшифровывалась, как противолодочный! Коляшин же был артиллеристом, а с переводом на «Комсомолец Латвии» стал ещё и зенитчиком-ракетчиком, обороняющим противолодочный корабль от средств воздушного нападения. Оба офицера профессионально относились к своему военному ремеслу и ценили вверенное в эксплуатацию вооружение. Это сближало. А вот дальше… Коляшин видел себя в штабе – дивизионным, а затем флагманским специалистом бригады, дивизии кораблей, то есть хотел расти по своей специальности. Саломович – только командиром: корабля, дивизиона, бригады и так далее до адмиральских должностей!

     Внешне и по характеру парни тоже сильно разнились. Высокий, стройный, голубоглазый шатен Евгений Коляшин с гусарской порослью усов на лице и приземистый, чуть полноватый, темноволосый  Саломович,  явно не смахивали на близнецов-братьев. Женька был открытый для общения весельчак, в свободные минуты писал стихи и играл в каюте на гитаре. Сергей, наоборот, больше хмурился. Или может просто изображал из себя строгого начальника? В редкое для него свободное время пропадал в своей каюте, что-то читал и записывал в рабочую тетрадь. Наверно готовился к командирскому будущему! Головастый был... Если бы Саломович примерил на свою большую голову бикорн – двурогую войлочную шляпу с кокардой – ну точно вылитый Наполеон Бонапарт. Очень смахивал!

     Оба офицера были внимательными и чуткими к «чаяниям» подчинённого личного состава. Эти качества их тоже  сближали, а заодно прибавляли авторитета в экипаже. Но старательный  Коляшин всё равно оставался «новичком» (по сроку службы) на «Комсомольце…», а такой же усердный Саломович считался «комсомольцем-старожилом» на корабле и пока первые два года исполнял обязанности «минного бычка» – командира БЧ-3, сразу заявил о себе, как о принципиальном офицере с амбициями.

     Да он и сам не скрывал своих целей, проговорившись однажды в штабе дивизиона, что с детства мечтает о «капитанском мостике»!  Карьерист, однако... Как бы там ни было, но эти слова «бОрзого лейтенанта» командование запомнило. Собственно, а что в этом скверного для военного человека? Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом!

     Минёр сказал – минёр сделал! Через пару лет непростой «бычьей службы» в ОВРе на его погоны упали ещё по одной звёздочке и, наконец-то, пробил звёздный час Серёги! Нет, на голове, слава богу, не материализовался наполеоновский бикорн, но старший лейтенант Саломович стал-таки помощником командира корабля капитана 3 ранга Илмара Лежинскиса.

     Однако, всё самое интересное случилось потом! И не на «Комсомольце Латвии» и даже не с офицерами, мечтавшими об учёбе на Классах… Всё произошло за пределами лиепайской Зимней гавани, где базировались корабли охраны водного района, за  воротами воинской части… Сначала подружились их жены!

     Приключилось это в Военном городке, где квартировали семьи моряков и, как это часто случается, разговорились дамы в очереди… В магазине!

     Перестройка обнажила по всей стране страшный  дефицит не только бытовых товаров, но и продовольствия. В то время наиболее качественные вещи и продукты питания по линии Военторга распределялись по талонам, которые домой приносили мужья со службы. Эти «заветные квиточки» в бригаде ОВР на малые противолодочные корабли и тральщики распределяли в штабах, а  до офицеров и мичманов плавсостава их доносили дивизионные и корабельные замполиты. Такой важный социальный вопрос, как «распределение чего-то нужного, а тем более вкусного», политотдел бригады просто обязан был взять под своё крыло! А кому ещё можно было доверить копчёную колбасу в армии и на флоте?

     Очередь к прилавку с мясом и колбасными изделиями в продуктовом магазине была приличная. Виктория стояла крайняя с сыном, за ними очередь заняла девушка с большим животом…

     Так и познакомились. Беременную молодую женщину звали Вера. Вика сразу предложила ей пройти вперёд и в силу своего «круглого положения» отоварить талончик вне очереди. Будущая мамаша вежливо отказалась.

     О чем говорят женщины в очередях? Обо всём! Начиная со скудного ассортимента мясной продукции, заканчивая внутренней и внешней политикой! За «нутро страны» больше всех доставалось Горбачеву с его Раисой Максимовной (последней – даже больше!), в делах межгосударственных, как всегда виноваты были США и НАТО. Ну, что правда  – то правда!

     Поделилась Вера рассказом и о своей семье. Оказалось, что её папа тоже военный! Нет, «не тоже», а настоящий полковник и служит сейчас в Восточной Германии на генеральской должности.  Мама там же, работает в торговле, заведует гарнизонным магазином в ГДР. Кто помнит – в советское время сфера торговли с их директорами тоже «приравнивалась к генералитету». Поэтому, как ни крути, а почти дважды «генеральская дочка» Вера вот-вот должна была родить будущим дедушке и бабушке маленького почти «генеральского» внука! Но УЗИ тогда ещё не было, и Вера призналась, что они с мужем-офицером мечтают о девочке…
 
     Очередь в магазине стояла большая, людей много, времени для разговора тоже и Вера чистосердечно далее поведала про их семейные планы. Общительная и разговорчивая она была… В очередях это порой спасает!

     Оказалось, что «вот прям-прям» – уже этой осенью они уезжают в Ленинград на учёбу. Сначала на «какие-то командирские курсы», потом вернутся, ещё годика два-три послужат в Лиепае на командной должности – муж очень хочет стать командиром корабля, ну а затем снова вернутся в город на Неве, чтобы продолжить учёбу, только уже в Военно-морской академии.

     Вся перспектива службы её супруга на ближайшие годы была расписана, что очень удивило Викторию. Её Женька про «такой жизненный расклад» в подробностях никогда не рассказывал. А тут… Всё по полочкам! Вплоть до парадной флотской тужурки с «адмиральскими эполетами» на вешалке в гардеробе. Вперёд, как говорится, по служебной лестнице вверх!

     Вика слушала и, не переставая удивляться прозорливости собеседницы, сама в разговоре призналась Вере (скорее по-женски похвасталась), что её муж сам недавно вернулся из заграничной командировки с красивыми подарками, что они с Витькой и супругом этой осенью тоже едут на «какие-то Классы».
 
     Тут-то и выяснилось, что их мужья, как оказалось, служат на одном корабле! С этого непринужденного разговора в очереди, со знакомства Вики и Веры, о котором они, конечно же, поведали своим супругам, потеплели и отношения офицеров-сослуживцев.
 
     Вера Саломович родила дочку в праздничный международный женский день 8 марта. Во, угораздило! Сергей светился счастьем в глазах и сиял красным носом целую неделю! Ровно столько «помоха» обмывал французским коньяком «Наполеон» (по талонам из Военторга) её детские ножки. Кроха Анечка родилась крепенькой и его точной копией. Замполит «Комсомольца Латвии», посланный командиром корабля Лежинскисом лично «поздравить и привести в чувство Саломовича» с трудом, но уговорил-таки счастливого папашу вернуться на корабль и приступить к исполнению своих прямых обязанностей… Но тут случилось неожиданное! Доставленная почтальоншей телеграмма гласила, что из Германии через Ригу в Лиепаю летит Серёгина теща – Верина мама, помочь на первое время дочери в уходе за малюткой.
 
     В день встречи «заграничной» родственницы «помоха»  Саломович реально завис по службе на корабле, поэтому друга выручил Женька… Это Коляшин встречал в лиепайском аэропорту с солидным багажом «генеральшу от торговли» – со всеми сумками, красивыми коробками, пакетами и даже немецкой складной детской коляской красного цвета. Для девочки ведь!

     Верин отец – полковник, то есть  – настоящий полковник, вернее «без пяти минут генерал-майор», как только узнал, что его зять увозит по осени его любимую дочь Веру с маленькой внучкой Аней в Ленинград, вручил жене, которая срочно отправилась в Лиепаю, тысячу рублей на поднаём их будущей ленинградской квартиры – сразу за год вперёд. Шикарный жест тестя! Чем и воспользовался Саломович, сняв однокомнатную квартиру со всеми удобствами на десять месяцев в трёх остановках  на метро от Классов.
 
     Коляшины жили поскромнее и дальше от ВСОК ВМФ, зато Вика уже работала в Кировском райисполкоме и сын Витька был пристроен в детсад рядом с домом. В общем, тоже всё неплохо.

     Приключения их ждали впереди и уже совсем скоро!


       Продолжение в главе 7 - «Особенности жизни в коммунальной квартире»
                (приключения начались!) - http://proza.ru/2022/04/17/1174

                апрель, 2022 г.                Санкт-Петербург

                © Н. Кирюшов, 2022


Рецензии
Здравствуйте, Петрович!

Наконец-то появились друзья!
Евгений приходит на помощь товарищу. Женщины — настоящие героини, пусть они будут верными подругами!
Как же причудливо переплетаются судьбы людей!
И это работает!
Вика — молодчина, она работает, а ребёнок ещё совсем маленький. Проблем и трудностей хватает!
Продолжим чтение!
Зеленая.
Написал свой последний рассказ «Стамбульское путешествие, Ч. II»
С неизменным уважением -

Федоров Александр Георгиевич   19.04.2025 16:14     Заявить о нарушении
Благодарю за отклик, Георгиевич! Уже спешу к Вам... В Стамбул! С теплом души и улыбкой,

Николай Кирюшов   19.04.2025 16:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.