РЛ17 Пушкин. Миф о похищении женщины

 Пушкин.
 Руслан без Людмилы, мило
 Лютая пропажа Люды
 и
 Миф о похищении женщины в мировой мифологии

В 1820-ом на прилавках книжных магазинов СПб появился брошюра с  ирои-комической поэмой  г-на А.С. Пушкина  «Руслан и Людмила».

Тему о Деяниях витязей  руси Пушкин позаимствовал из «Истории России» г-на Н.М. Карамзина

Есть много разных толкований фабулы и сюжета  поэмы. 

В частности, один французский критик предложил оригинальную трактовку:  поэтический пародийный  рассказ о  стремлении молодого мужа завершить почти начатый половой акт с молодой невестой…  которую неведомая сила выкрала прямо с брачного ложа молодоженов сразу после прелюдии … Я добавляю: а трое его конкурентов также бросились на поиски пропажи, но совсем с противоположной целью = воспрепятствовать потери Людкой целомудрия = единственной ценности всего христианского культа, его догматического богословия  и его культурологи
 
Однако, намедни мне причудилась иная версия … 

Поэма Пушкина это модификация древнейшего мифа  адамитов Ойкумены – мифа о похищении женщины …! Кому и зачем этот потомок изделия из целого бока иши адама по имени Адам потребовался = это иной вопрос. А пока о смой проце-дуре

Напомним некоторые основные наиб. известные мифы с этой фабулой о похищении:

1. Творцом  - еврейки Марии у ее мужа Иосифа
2. Зевсом – Европы
3. Амуром – Психеи
4. Диоскурами Кастором и Полидевком  - дочерей Левкиппа
5. Аидом – Персефоны
6. Парисом – Елены
7. Римлянами – Сабинянок
8. Похищение девиц силомских для предоставления их в жены вениаминитянам

Рис.  АЛЕКСАНДР ШУРИЦ

Прим.
Господь издает полезные инструкции о том, как это делать правильно, которые включают в себя указание брить пленнице голову, а если она не угодит тебе, должным образом избавиться от нее - после того, как она была «обесчещена» (Второзаконие 21:10-14):
<<<
10 Когда выйдешь на войну против врагов твоих, и Господь, Бог твой, предаст их в руки твои, и возьмешь их в плен,
11 и увидишь между пленными женщину, красивую видом, и полюбишь её, и захочешь взять её себе в жену,
12 то приведи её в дом свой, и пусть она острижет голову свою и обрежет ногти свои,
13 и снимет с себя пленническую одежду свою, и живёт в доме твоем, и оплакивает отца своего и матерь свою в продолжение месяца; и после того ты можешь войти к ней и сделаться её мужем, и она будет твоею женою;
14 если же она после не понравится тебе, то отпусти её, куда она захочет, но не продавай её за серебро и не обращай её в рабство, потому что ты смирил её (Второзаконие 21 глава — Библия: https://bible.by/syn/5/21/)
>>>

9. Клерком – героем романа «Коллекционер» Джона Фаулза (John Fowles) -
        объект своей романтической одержимости …
10. Индийским Равано й - дочери царственного отшельника и иных дев
11. Бореем – Орифии
12. Орлом (Зевсом) – Ганимеда
13. Плутоном – Презерпины
14. Пирифоем – Гипподамии
15. Мужчиной с «лицом кавказской нац-сти» - девушки соседнего ущелья
16. Святославом – греческой монахини
17. Раулем де Крепи – Анны Руской , королевы Франции
18. Филиппом I  - Бертрады де Монфор
19. Томасом Савойским – Маргариты Женевской
20. Иоанном Безземельным – Изабеллы Ангулемской
21. Сантехником  – белокурую бестию банкира с Рублевки (или наоборот)
22. Мужем  на час – домохозяйки   

В.Я. Пропп выделил сюжет как архетип:

«Если бы могли развернуть картину трансформаций, то можно было бы убедиться, что морфологически все данные сказки могут быть выведены из сказок о похищении змеем царевны, из того вида, который мы склонны считать основным»

Лызлова А.: В русских волшебных сказках ситуация, связанная с похищением женщины, имеет глубокую мифологическую основу. В таких волшебносказочных текстах сохраняются отголоски древних представлений о возможности брачных отношений человека с когда-то почитаемыми животными и природными явлениями. Чаще всего в сказочных текстах героиня становится женой медведя! 
(Вспомним сон Пушкина в головке Татьяны Лариной!)

***
Ликбез :

Ларингтон.К. Женщины в легендах и мифах. 
Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. М., 2005. 
Шакко. Изнасилования у Рубенса.  Лопухин А.П. Книга Судей Израилевых 21-15.  Лызлова Анастасия. Похищение женщины в русских волшебных сказках мифологическая основа. 
Паррамор Линн Ст. Почему люди всегда фантазировали на тему похищения и изнасилования женщин. 
Лазарчук  Дина. Похищение женщин.
Зуева, Т.В. Волшебная сказка и семейно¬бытовые обряды в системе восточнославянского фольклора // Поэзия и обряд : межвуз. сб. науч. тр. М., 1989. Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки. М.,2005.Сравнительный указатель сюжетов.
Восточнославянская сказка. Л., 1979.

Приложение. Иллюстрации мифов о похищении теток:


Рецензии