РЛ18 Пушкин Руслан и Людмила и чтец Сумароков А. М

 Пушкин
 Руслан и Людмила
 Слава славная поэта и одесский чтец Сумароков (А.М.)

           В честь первой гонки болидов Формулы -1  на трассе Джидды  (араб. ;;;;)

Выпускник Ришельевского лицея в Одессе  А.М. Сумароков во второй 1880-х  написал  редактору «Одесского вестника» письмо в приложением своих мемуаров «К чествованию памяти Пушкина (Письмо в редакцию)» о том, как более 60 лет назад (!) он три минуты общался с «безсмертным (так) поэтом Пушкиным»

ОН вспоминал, что в летние каникулы 1824 г он, воспитанник 4-го класса риторики, в июльский день, пользуясь ослабленным надзором в Лицее, пробрался в класс с принесенной ему тайно (секретно!) поэмой Пушкина «Руслан и Людмила» (некоторые звали ее по-рыцарски задом наперед – «Людмила и Руслан»), спрятанную под томиком речей Цицерона ( того самого коего Пушкин то и не читал!). По вошедшей тогда в моду чтения вслух, лицеист забрался на кафедру и стал читать поэму по все горло… Вдруг послышались шаги и лицеист,  страшась надзирателя и его кары, спрятал поэму и стал читать речь Цицерона «Pro Archia Poeta”

И вот как он описал произошедшее далее:
<<<
Въ это время входитъ въ классъ незнакомая особа въ странномъ костюме: въ светло-серомъ фраке, въ черныхъ панталонахъ, съ красной феской на голове и съ ружейнымъ стволомъ въ руке вместо трости. Я привсталъ, онъ мнЪ поклонился и, не говоря ни слова, селъ на край ученической парты, стоящей у кафедры. Я смотрелъ на это съ недоумниемъ, но онъ первый прервалъ молчание.
— Я когда-то сиделъ тоже на такой скамье, и это было самое счастливое время въ моей жизни.
Потомъ, обратившись прямо ко мне, спросилъ:
— Что вы читаете?
— Речи Цицерона, ответилъ я.
— Какъ ваша фамил!я?
— Сумароковъ.
— Славная фамил!я! вы верно пишите стихи.
— Нетъ.
— Читали вы Пушкина?
— Намъ запрещено читать его сочинения.
— Видели вы его?
— НЪтъ, я редко выхожу изъ заведения.
— Желали-бы его видеть ?
Я простодушно отвечалъ, что, конечно, желалъ-бы, о немъ много говорятъ въ городе, какъ мне передали мои товарищи.
Онъ усмехнулся и, посмотревши на меня, сказалъ ?
— Я Пушкинъ, прощайте.
Слова эти поразили меня, и хоть мне было тогда 16 летъ, но я почувствовалъ какое-то особое волнение. Сказавъ это, онъ направился къ дверямъ. Я проводилъ его до самаго выхода и смотрелъ на него съ особеннымъ любопытствомъ.
Съ этимъ мы разстались, и я уже никогда не виделъ Пушкина.
>>>

Представьте себе: вы читаете вслух «Из Пиндемонти» Пушкина на кафедре класса «Менеджмента продаж России кому угодно» и вдруг Он входит в аудиторию и молча садится за парту «на Камчатке» с красной феской турка на голове и со стволом Remington 870 в поэтической руке с наколкой «Я – Первый!»  … или «Ищу Жоржика»
 рис.
Вы тихо сползаете вдоль кафедры на немытый пол и тухнущим сознанием головной коробки передач слышите:
« Я – Пушкин» 
И звук передернутого затвора помповика … и контрольный выстрел из-за угла… и рыльце в «пудре кокаина»   главрача психоневрологинтерната на К. Федина… и тиски объятий ст. медсестры Парашки …,  и жгучий, отдающий портвейном Три топора» (777), поцелуй безыскусного искусственного дыхания ст.медбрата интерната Совалыча

Вот что значит иметь идола и поклоняться ему…

А читал бы Девичью игрушки или Тень Баркова = ничего бы не было такого … = все бы тихо слушали, затаив дыхание, – лишь бы чтец не начал мастурбацию и не прервал чтение заветно запретного о приключениях Луки Му*ищева …

***
Ликбез
См. Пушкин в забытых воспоминаниях современников / сост., вступ. статья, подгот. текстов и коммент. С.В. Березкиной. — Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2020. — 368 с. [текст], 8с. [цв. вкл.] Тираж 300 экз. (два купил Я!)
Сумароков А., Тройницкий Н. К честованiю памяти Пушкина. Из воспоминанiй -  Ришельев. лицей и Новорос. ун-т 1898 в РНБ  https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003951743_33740/


Рецензии