Вестник иных миров

     Я  сижу за рабочим столом.  Задумался. Мой взгляд, медленно двигается по комнате. Вижу, как солнце бросает  свои лучи, проникая  сквозь оконные проемы в затемненную комнату,  оставляя на полу тени от сплетения оконных рам.  На всех предметах, световой рисунок, в  удивительных пропорциях.  Посмотрел на компьютер.  Решил сегодня не работать, а сесть в машину и поехать за город.   Так и сделал.
   Еду. Впереди «Пулковские высоты».  Машина замедлила  ход. Справа, под горой захоронение. Поднимаюсь наверх, слева  на пьедесталах два танка, за ними памятник «Пулковский рубеж».  Я сразу вспомнил папу, он защищал Ленинград на Синявинских высотах.  О войне он  мало рассказывал, но одно я запомнил, когда они шли в атаку, то понимали, каждый убитый  фашистский солдат, на их высоте, не появится под Ленинградом  на Пулковских высотах.
     Проехал  немного,  вижу,  на обочине стоит обозначение: «Южное кладбище».  Съехал на обочину, заглушил двигатель, вышел из машины.  Смотрю вдаль, думаю о России. Сколько тысяч людей спят вечным сном, вдалеке от дороги.
   Умом понимаю,   это они своим трудом,  отстроили город, заводы и передали нам нашу Родину, мы должны все сделать, чтобы   передать ее другому поколению.
    Вдруг слышу, тихий голос.  Читатель не удивляйтесь,   я его слышу,  когда  мне грустно. Вот и сейчас, он заговорил со мной.  Я даже улыбнулся, во мне проснулось мое второе «Я»!  Нет  одиночеству!
- Ну и о чем ты спросишь  меня  сейчас? - как не странно она сразу начала с вопроса, -  запомни,  «Я»  твоя совесть!  А ты, каждый раз, получив  от меня  совет,  не всегда  следуешь  ему.   Находишь причины!  Все сделать  по-своему. Мол,  возраст, не время.  Но помни,  ты живешь  сейчас, значит   «самое лучшее украшение – чистая совесть».
- Ты  права, - я даже вздрогнул, - помню,  что ты мне однажды сказала « Человека  греет не солнце, а люди!»   
- Про  совесть  не я сказала, а «Цицерон». 
-  А мне в оправдание и добавить нечего. Молчу.  А  она, строго так говорит:
- Эх, люди! Я  знаю, вы все больше заботитесь  о жизни по мере того, как она теряет свою ценность.
 - И все - то ты знаешь, - громко сказал я, - а она как будто меня не  слышит,  все о своем.
-  Я смотрю  на  мир твоими  глазами.  Запомни  – глаз видит видимое,  а ум постигает  невидимое.  Я  стою,  молчу.
- Ну что ты стоишь, молчишь  как «Витязь на распутье».
- Это ты про картину Виктора Васнецова? – задумчиво спросил я,  и продолжил, -  Цицерон говоришь.  Совесть! Вот что я тебе скажу душа моя. Ты в своих суждениях  близка  к истине. Сейчас 2022 год. Идет операция  на Украине, по освобождению ее от националистов. На Россию ополчилась  вся  Европа! Старается  задушить санкциями, - я вздохнул и  замолчал, задумался. Успокаиваюсь. Слушаю  гул машин.  Вдруг она опять заговорила.
-  Европа забыла, - голос  сказал как то строго, - одну истину: « Долгие солнечные дни, порождают  пустыню!» Ну, говори, что тебя еще беспокоит конкретно?
 Стою.  Вдруг меня осенило,  дай думаю задам вопрос, на который  не каждый человек  ответит:
 -  В этот решающий момент,  куда повернет Россия?   А картину  Васнецова  я видел, даже знаю,  что на камне написано: «Как прямо ехати ,  живу не бывати,  нет пути  ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному».   А в нашей жизни как  будет?  Если в стране ничего не менять? – я даже выругался, -  решит  ли все задачи наш народ?  При  нашей « демократии», - это греческое слово « народ, правление». 
- Понимаю, ты мне задал сложный вопрос.  Я всего твоя совесть,  но  в отличие от тебя имею свое мнение, ты же много информации  пропускаешь  - в одно ухо вошло, в другое вылетело.  А я  все помню. 
-  Так! Ты спрашиваешь,  как  руководство  страны, справляется ли?  А вот Блаженный Августин говорил: «Если я ошибаюсь, я существую».   
- Не  пойму,  она думает,  прежде чем сказать  или?  Ведь их ошибки уж очень больно нам переживать.
 Стоп, она опять мне говорит, молчу:
– И  это правильно, народ  выбирает  руководителей! – сказало мое «Я», - и  они ведут общество за собой! –  вот и сравнивай руководство России и Украины, - тишина, видимо нужные слова подбирает. 
В это время я свое слово  вставил: « Украина», ну это страна «утопия». 
- Почему?  - тихо спросила, она.  - А! Вспомнила.  Это греческое слово, перевожу «место, которого нет».
 - А! Вот что говорили в старину, руководители, - я слушаю и оглядываюсь, может  нас еще кто слушает,
-  «Не огорчаюсь, если люди меня не  понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей».  И еще для России
- «Если  тебе плюю т  в спину, значит ты впереди».
-  Опять ты прав! – громко сказал я.   
   - Да не я сказал! А Конфуций,  великий  древний китайский философ.  Он  жил,  несколько сот лет до нашей эры.
-   До нашей эры  говоришь!  А ты знаешь, сейчас  интернет  влетел  в нашу жизнь, -  я замолчал,  прислушиваюсь, что он скажет,  а она молчит, не торопится с ответом, ждет сам вопрос,-  мне сейчас трудно понять,  кто сейчас  правит  всем  миром? – спросил  я у  совести, ну ты меня поняла?
- Конечно! – Сердито сказал голос, - ты Ницше читал? Он о себе писал –  «я не человек, я динамит». Название одной только  книги, о нем много говорит «Почему я так мудр».  Вспомнил?
- А почему я его не помню?  Но слышал о нем, может  в кино, о войне  - я даже пожал плечами.
-  Ты только слышал  о нем?  А  хочешь понять его философию?  Я его  идеи  знаю, ты давно эти книги читал, - голос  говорил громко, - а я помню  все, что ты прочитал.
- Это ты,  про что?
- Это про идеологию!  Не перебивай!  Ницше о ней  писал в конце 19 века, люди с этим столкнулись в 20 веке. А  она жива и в 21 веке.  Слушай о моральных ценностях для  Ницше: ….. - Мораль должна служить не толпе, не государству, но тем людям, которые идут вперед, которые преодолевают и  повелевают.  Именно они,  героические личности, являются аморальными по своей сути.  - Голос замолчал.
- Ну и?  что дальше – спросил я.
- Конечный пункт  для него – сверх человек!   Эту философию брали, берут на вооружение  тираны  и властители  разного  толка,  понял! - она помолчала, -  пример  Наполеон,  помню, в какое болото Гитлер завел всю Европу.  Она и сейчас туда же   заведет   современных  тиранов.  А они весь мир.  Вообще - то надо больше читать мой друг.
- Читать! Я  читаю, но не все помню. Я же не ты «гуманист».
- Да я гуманист  как Петрарка – мой  «досуг»  заполнен высокими занятиями, сладостный  и противопоставлен  службе и различным деловым обязанностям.  Это у тебя  работа и еще работа! Ладно.
-  Ведь Ницше писал,  потому что его  мучило одиночество. В январе 1889 году  с Ницше случился припадок,  невменяемым,  он был помещен в психиатрическую лечебницу.  Вот так окончил свою жизнь сверхчеловек.
- Ну! А какую  философию  принимает,  все человечество  сейчас?  - спросил я,  а сам чувствую, что-то опять не то спросил. Молчу.
- Ну, ты даешь? Ты хоть понимаешь, что ты у меня  спросил, где мы, а где человечество?  Хотя у меня  есть свое  понимание, - она  будто задумалась, - я даже уверена, ты меня поймешь.  Ты  ведь художника Михаила  Врубеля знаешь!  Я по привычке кивнул головой. Сразу  понял,  опять  сделал,  что то не то.  Крикнул - «Да!»
- Картину «Демон  сидящий»,  только  не кричи,  ты видел репродукцию в книге.
- Понимаешь,  человечество вышло  из земли, туда и уйдет.  А Врубель, особенный.  Его картины  всегда страстные,  вулканические, - чувствую,  у нее тембр голоса поменялся, - рвущие оковы  преходящего земного.
- «Дьявольский  талант», -  это не  я так ярко о нем сказал, это Белинский,  Врубель делал иллюстрации к произведениям Лермонтова.  Чувствую, она  специально, сделала  паузу, дала  время мне вспомнить.
- Эта картина, художниками была признана не однозначно,  им стоило невероятных усилий, понять то, что Врубель,  он другой, свободно парит  там, куда им и заглянуть  то невозможно. 
    Голос говорил медленно.  Давая время мне, обдумать смысл его слов: «свободно парит!»
- Врубель утверждал, что  «Демона» никто не понимает – путают с чертом и дьяволом.  Он объяснял товарищам.   Что черт на - греческим, просто  «рогатый».  Дьявол -  «клеветник».   Он смотрел собеседнику в глаза, и говорил «Демон» - это «душа».  Это дух, соединяющий в себе всех, мужской и женский облик.  И добавлял с приятной улыбкой, он не злобный, - тембр голоса  у моей  рассказчицы  опять  поменялся,-  он  загадочный,  скорее страдающий и скорбный.
  Читатель,  а ведь она  права, когда рассказывала  мне.  Я сам  еще раз посмотрел  на  картину, почувствовал скорбь  душой, ну и вам показываю, - видите,  Демону весь мир тесен.  Мощный, с вывернутыми руками,  дивный лик. С огромными очами,  на которых написана вселенская  скорбь.   Возможно он один в этом  мире.  Кто видит судьбы людей.  Слеза  тяжелая  катится.  Нечеловеческая слеза.  Он смотрит, на людей,  как ОНИ друг друга толкают   в бездну.  На радость дьявола.
Невольно  вспомнишь  Ницше.  Его,  философию  о моральных ценностях.  Они  несовместимы  с  традиционными  ценностями для всего  человечества.
    Читатель, а ведь она права, когда рассказывала   о художнике.  «Врубель  -  вестник между мирами».
- Да!  Я  долго всматриваюсь в  картину.  Вижу скопление фантастических кристаллических цветов.  Мое «Я» затихло.  Мои мысли разрушает шум машин. Я развернулся, пошел к машине. Завел двигатель. Возвращаюсь домой.
   Читатель,  в  потоке  машин,  слышу  удивительные слова: «Запомни! Совесть – это индивидуальный разговор  с  БОГМ!»  К совести  надо  прислушиваться,  она плохого не посоветует.


Рецензии
Добрый день, Алексей! Да, интересный произошел разговор с совестью! Разговор коснулся художника Врубеля - своеобразного художника, в котором много загадочного. О нем можно сказать, что он - вестник между мирами.
Демон - это злой дух, олицетворение падшего ангела, но в поэме Лермонтова к нему проникаешься жалостью.
Поправка:
Совесть – это индивидуальный разговор с БОГОМ!
С уважением,

Людмила Каштанова   18.02.2023 05:49     Заявить о нарушении