РЛ23 Пушкин. Там Русь, там Русью пахнет

Пушкин
       Русью пахнет

Как
Где
Чем
Почем
Зачем

(1) Поэма РиЛ
Из доппайка - Пролога  1828-года -  Пушкина к ирои-комической поэме «Русланд унт Людмила» (РиЛ)
Ироика в том, что это поэма о сыске четырьмя витязями пропавшей княжны Людмилы (выкраденной хтонической силой бородатого (с заветным волосом в безмерной бороде) карлита прямо с брачного ложа сразу после прелюдии – первой части первого (вероятно) полового акта сбрачевавшихся молодоженов); в этой истуар о погоне пародируются Деяния франков из нац.старофранц. эпоса «Chanson de Geste”

А комизм поэмы состоит в том, что:

  (1)  закваской всей поэмы является стремление ее героя витязя Руслана найти пропажу – выкраденную бородачом Черным Мором (эманацией Карла, Сатаны, Дьявола, Черта, Сатаны, Люция Фера, Мефисто, Беса  и тд.)  молодую непорченную им жену и  завершить почти было начатый половой акт
 
(2)  поисковиками Людмилы (олицетворяющей весь Милый автору Люд Русьской Земли = деву Милую всему честнОму люду Земли русов)  оказались по воле автора совсем не славяне, а русы – наемные воины = витязи, а никакие не русские «богатыри»:

То три соперника Руслана;
В душе несчастные таят
Любви и ненависти яд.
Один — Рогдай, воитель смелый,
Мечом раздвинувший пределы
Богатых киевских полей;
Другой — Фарлаф, крикун надменный,
В пирах никем не побежденный,
Но воин скромный средь мечей;
Последний, полный страстной думы,
Младой хазарский хан Ратмир:
Все трое бледны и угрюмы,
И пир веселый им не в пир.

  (3) в первой (вслед за Вас Тредиаковским) фактически ирои-комической поэме Руслан и Людмила, которая по уверению пушкиноведов и им сочувствующих суть поэма о деяниях русских богатырей,  дается наш нац.ответ французскому эпосу La Chanson de Geste, все четыре витязя — не  руСкие и т.б. не руССкие … Руслан — парс (фарс, перс или иранец), Ратмир — хазарский хан (ибо у самого Пушкина Ратмир, «молодой хазарский хан» - никакой научный патриотизм не поможет сделать его славянским  ратником мира), Рогдай -  германец Рейхдай или перс Рахдар,  Фарлаф - витязь варяжский, карлит, рус, в др.русских летописях упоминается среди послов кн. Олега в переговорах с греками в 907 и 912 гг.)

Из этой справки следует сделать простой незамысловатый вывод: «русские богатыри» в поэме АСП — не русские  этнически, ибо рус — не этноним, а наименование члена спецназа АЦ на Руськой Земле. Русы — наемники, которые наняты для захвата Киева полян и колонизации земель от Изборска - Пскова — Новгорода - Ладоги и Архангельска до Итиля на Волге,  Тьмутаракани  и северного Причерноморья.

(2)  Поэма РиЛ  и ПВЛ

Наше недорослианское удивление возрастет, а понимание смысла пушкинской пародии наступит, если мы узнаем, что у Пушкина богатырей нет (богов еще никто не тырил), а есть витязи ( И 30 витязей прекрасных из…) и что русы по ПВЛ –не славяне. Открываем перевод текста Договора с греками от 911 г и об наруживаем: @…Из 15 имён русов («от рода рускаго») в этом договоре два финских, остальные имеют скандинавское происхождение (древнескандинавский вариант - в скобках): Карлы (Karli), Инегелдъ (Ingjaldr), Фарлофъ (Farulfr), Веремудъ (Vermu(n)dr), Рулавъ (Rollab;), Гуды (G;;i), Руалдъ (Hr;aldr), Карнъ (Karn), Фрелавъ (Fri;l;fr), Рюаръ (Hr;arr), Актеву (фин.), Труанъ (;r;ndr), Лидуль (фин.), Фостъ (Fastr), Стемиръ (Steinvi;r).@

Мне отчего то видится, что основная часть имен не скандов, а карлитов –  сев. германских племен франков или, в лучшем случае, свеев (свевов, о которых пишут Бертинские анналы как о Poocaх = gens Rhos)

  (4) главный персонаж мужского рода – Руслан имеет титул князя (!) неизвестно какой Земли  и в принципе не может быть витязем (проф. рыцарем – военным наемником), как варяг карлит Фарлаф; аналогично трудно представить, чтобы на поиски « Людмилы-прелесть» *пушкинский титул»* отправился самостоятельно хазарский хан Ратмир … У них самих для этого есть спецназовцы и ищейки.

В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана
И мед из тяжкого стакана
За их здоровье выпивал.

(5) наемники воители Рогдай и Фарлоф взяты Пушкиным из истории Н.М. Карамзина  - «последнего летописца» и официального историографа Дома Романовых и оправдания их самодержавия в люто абсолютной степени …. Совсем недавно Пушкин получил по шее от Карамзина за приставания юнца е к его жене, в ответ Пушкин  написал злую эпиграмму  да еще и с вариациями издевки в соусе  сарказма:
 
АВТОРУ «ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО»
I
В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
    Необходимость самовластья
        И прелести кнута.
II
На плаху истину влача,
Он доказал нам без пристрастья
Необходимость палача
        и прелесть самовластья.
III
На плаху древность волоча,
Он доказал нам без пристрастья
Необходимость палача
И справедливость самовластья
IV
ешившись хамом стать
Пред самовластья урной,
Он нам старался доказать,
Что можно думать очень дурно
И очень хорошо писать.

Источник: Б. В. ТОМАШЕВСКИЙ  ЭПИГРАММЫ ПУШКИНА НА КАРАМЗИНА http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/is1/is1-208-.htm
Конец Пролога :
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.
Кто эти руси у Пушкина, и что это за Русь… которая пахнет и что это за диво -  «русской дух»?

***

(2)  

Русь и русь в ПВЛ

Давайте рассмотрим один из первых документарных свидетельств генезиса и жития руссов ( точнее – руси) древней Руси или (точнее) Русьской Земли =  Договор с греками от 912 года и предшествовавший ему «протокол о намерениях» - странный Договор от 907 года

<<<  «… ПВЛ – Ипатьевский список:
В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и полян, и северян, и древлян, и радимичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли «Великая скифь». *** И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не разорял Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими цесарями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: «Платите мне дань». >>>

<<< Оригинал по ПВЛ: В л;то 6420. Посла Олегъ мужи свои построити мира и положити ряды межи Гр;кы и Русью, и посла глаголя:  «Равно другаго св;щания, бывшаго при т;хъже цесарихъ Лва и Александра. Мы от рода рускаго — Карлы, Инегелдъ, Фарлофъ, Веремудъ, Рулавъ, Гуды, Руалдъ, Карнъ, Фрелавъ, Рюаръ, Актеву, Труанъ, Лидуль, Фостъ, Стемиръ, иже послани от Олга, великаго князя рускаго, и от вс;х, иже суть под рукою его, св;тълыхъ бояръ, к вамъ, Львови и Александру и Костянтину, великьмъ о Боз; самод;ржьцем, цесаремь гр;цкымъ, на уд;ржание и на изв;щение от многыхъ л;тъ межю християны и Русью бывшюю любовь, похот;ньемъ наших князь и по повел;нию и от вс;хъ, иже суть подъ рукою его сущих руси. Наша св;тлость боле ин;хъ хотящихъ же о Боз; уд;ржати и изв;стити такую любовь, бывшюю межю хрестияны и русью многажды, право судихом, не точью простословесенъ и писаниемь и клятвою твердою, кл;ншеся оружьемь своимъ, такую любовь изв;стити и утв;рдити по в;р; и по закону нашему.>>>

Среди племен gthtxyz 907 u нет племени с именем «русь», но при этом  четко сказано, что все эти племена «под рукою его сущих руси»  (!).

Это означает одно: русь – не этноним, а соционим = имя правящей касты и ее боевой дружины (спецназа)

(4)   

Суть проблемы «руси и Руси»

Проф. историками оспариваются (несмотря на строгий завет Пушкина – «и не оспоривай глупца!») достоверность договора = многие считают его текст вымыслом псевдолетописца и псевдохроникера, решавшего задачу удлинения история Русьской Земли и величия новой Страны (восточной провинции ФК и затем СРИ), а также  фиктивного обогащения родословия ее правителей
Археологи не находят следов названных  в первых договорах городов
Спецы по генеалогии ломают голову над именами послов – сплошь карлитов = иноземцев
Этнографы и генетики не могут справиться с проблемой руси и руссов – отсутствующих в племенном составе народов Русьской Земли , которая за 5 лет до этого именовалась Великой скифью, а ее глава был всего лишь  вождем, а не конунгом или хаканом (а уж тем более князем  ФК или СРИ!)
Биографы не находят живыми или взрослыми некоторых персонажей летописей из ПВЛ в части времени договорной работы русичей…
Геральдистов удивляют титулы
Рассмотрим некоторые из этих проблем:

(5) 

Археолог недоумевает:

Мечи под Киевом найдены с печатями рейнских кузниц  и они класса «каролингский меч»…
Теперь о проблеме городов:
«Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: "Платите мне дань". И сказали греки: "Что хочешь, дадим тебе". И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу».  (ПВЛ).
В договоре упоминаются древнерусские города, существование которых в начале Х века археологами ставится под сомнение.  Прежде всего, это Перяславль, Любечь, Ростов. Не меньше вопросов имеется по Чернигову и Полоцку и даже по самому Киеву

 Чтобы не быть голословным приведу цитаты из трудов археологов:

(А) Ростов: «В общей стратиграфии культурного слоя Ростова  горизонт  мерянского  посёлка  непосредственно предшествует  собственно  городским  отложениям. По данным раскопок, городская территория с присущими ей особенностями начинает формироваться в 60–80-е гг. Х в. Наиболее ранняя дендродата образца из культурного слоя города указывает 963 г. (Леонтьев, Самойлович, Черных,1996), первые археологически зафиксированные постройки появились после 980 г. (Леонтьев, 1998, с. 135–153; Самойлович, 2001). С этого времени наблюдается свойственное городам долговременное постоянство усадебной планировки». (Русь в 1Х-Х1 веках: Археологическая панорама. 2012)

(Б) Любеч: «Закрытые комплексы с роменской посудой Предградья показали …– все эти объекты содержали гончарную посуду Х в. С округой Любеча связаны курганные могильники  с  кремациями  и  поселения Х в., расположенные в радиусе 10–12 км: на се.-востоке от города…  В  могильнике Клонов I (197 курганов) исследованы 17 погребений по обряду кремации на месте, на стороне и ингумации середины – втор.пол. Х в. (Моця, 1988). В могильнике у с. Пересаж (136 курганов) исследованы 44 кургана – все с кремационными погребениями второй–третьей четвертей Х в.» (Русь в 1Х-Х1 веках: Археологическая панорама. 2012)
Переяславль: «Сумма  археологических  наблюдений  над  распространением  славянских памятников VIII–X  вв. демонстрировала отчётливую лакуну на месте исторического ядра Переяславльского княжества (Сухобоков, 1975, карты 3,4), а исследование территории самого города так и не принесло материалов ранее конца Х в. (Юра, Кучера, 1986). Временем не ранее конца Х  в.  датировалось и возникновение курганных могильников Переяславля (Моця, 1990). Проанализировав  накопленные археологические данные, А. В. Колыбенко сделал  вывод об основаниигорода на  свободном от  поселений месте лишь в период 988–992 гг.» (Русь в 1Х-Х1 веках: Археологическая панорама. 2012)
Чернигов: Имеющиеся сведения оставляют предположения о существовании на территории Чернигова волынцевского  или  раннероменского поселения  VIII–IX  вв. лишь в области научных ожиданий, но не фактов….Установлены даты: втор. Пол.Х в., после 960 г. =  сооружения первой частокольной  линии укреплений Окольного града и укреплений гавани; 20–30-е гг. ХI в. – сооружение новых укреплений Окольного града и обновление деревянных сооружений Детинца… В  середине  Х в.  Чернигов  –  самый  крупный древнерусский город Днепровского Левобережья и, одновременно, пограничный с северянскими землями населения роменской культуры.» (Русь в 1Х-Х1 веках: Археологическая панорама. 2012)
Полоцк: каких ¬либо  оснований  рассматривать Полоцк конца IX – начала X в.  в одном ряду с такими раннегородскими центрами, как Ладога, Рюриково городище, Псков, Гнёздово или Киев, у нас пока нет. Трудно представить, что в кон. IX – нач. Х в. обитатели Полоцкого городища (размером 75*73 м!) и двух селищ у его подножия имели какие-то самостоятельные и регулярные торговые дела в Константинополе». (Русь в 1Х-Х1 веках: Археологическая панорама. 2012. 290).

***

Вывод копателя:

(I) В описываемый в ней период большинство из упомянутых в легенде городов тоже не существовало.
(II) Единственное возможное объяснение появления, вышеперечисленных, городов в договоре Олега с греками, это редакция его текста в пользу существующих во время составления ПВЛ историко-географических реалий. Но в таком случае, насколько достоверным может быть и все остальное написанное в договоре, включая имена послов?
(III) Та же самая проблема прослеживается и с легендой о призвании варягов.
//см. Roxsalan. Договоры Олега с греками через призму археологии  (roxsalan)//

(6)   Общий анализ сведений ПВЛ у РСЛ = Анализ РСЛ:

1. 907 год – Олег никак не титулован. С собой взял варягов, и славян, и … представителей  10 племен = «этих всех называли «Великая скифь».
2. 911 год – Олег уже великий руский князь  «Мы от рода рускаго…» … от Руси и «от всех иже суть под сущих руси»  - т.е. есть некая Русь и есть те, кто под ее рукой-владыкой =  сущих руси (?)
3. Для руськой стороны текст написан на старославянском – не на руськом, и не на языцех  аборигенов!
Откуда взялся староруский и потом западнорусский?
4. Во всех трех договорах имена слов (послов) = не славянские и не аборигенские = они скандинавские!
Пример = Имя Ивор - происходит от скандинавского, -  швед (Ivor) "стрелок из лука"либо "тис, тисовый".  Фарлаф -  от скандинавского имени Олав - "предок и потомок" Имя Карл имеет древнескандинавские корни, произошло от слова karl. В переводе означает свободный итд.
5. Русь есть, Руська Земля есть, и есть сущих руси   ?  Нет руских  (а руССких и подавно!) = руСкие появились потом в ВКЛРиЖ, когда Папа передал мифическую грековскую Киевскую Русь (выдумка парт-академика Грекова за паек и УДО) в Литву и затем конфедерацию Речь Посполитая (Польша+Литва)
6. В переводах-агитках ПВЛ везде, где можно и безбожно,  вставили  политкорректно по протоколу парткома «руССких», хотя сей миф-термин явлен удивленному миру лишь в 15-16 веке… самими полит-инженерами Московской уже Руси
 Ре-изюм с курагой:  генезис русов и сущих руси, давших вероятно «руских» в ВКЛРиЖ    = это ежик с похмелья… с туманом лесных болот и дымком агитпоезда и тайного бронепоезда …

(7)
Имена послов

Послы 907 г. – Карлъ, Фарлофъ, Велмудъ, Рулавъ и Ст;мид
Karl, Far;lfR [Thomsen 1877: 133]. Менее вероятно || др.ск. Hj;r-leifR, с передачей начального
др.ск. Hj- как F- в иноязычном имени собственном2, VilmundR, Hr;lfR/Hr;lfR, Steinm;;R3.
2. Послы 911 г. – Карлы, Инегелдъ, Фарлофъ, Веремудъ, Рулавъ, Гуды, Руалдъ, Карнъ,
Фрелавъ, Рюаръ, Актеву, Труанъ, Лидуль, Фостъ, Стемиръ
Др.ск. Karli || Карлы, др.ск. IngeldR/IngjaldR || Инегелъдъ, др.ск. Far;lfR || Фарлофъ (с метатезой), др.ск. VermundR|| Веремудъ, др.ск. Hr;lfR/Hr;lfR || Рулавъ (со вставкой гласного между -л- и -в-), Hr;aldR/Hr;aldR || Руалдъ, др.ск. Hj;r-leifR || Фрелавъ5, др.ск. Hr;arr/Hr;arr || Рюаръ, др.ск. Lei;-
Aктеву однозначно отождествить трудно: имеется вероятность, что первый компонент Aк-передает дрескандинавские имена на Hag- или H;(k)- 4, но второй компонент не имеет точных соответствий в позднейшем древнескандинавском ономастиконе. ;flR || Лидуль, др.ск. Stein-marr || Ст;миръ. Имя Карнъ передавает либо др.ск. K;rr, либо испорченное Карлъ (развитие rl > L в самом скандинавском). Антропоним Фостъ передавает личное имя Fasti [Melnikova 2004], либо прозвище F;stR со значением «приемный сын Х-а», «приемыш». Антропоним Гоуды может передавать либо имя Gu;i/Gundi, либо прозвище g;;i/g;;i «добрый».

Источник: Циммерлинг А. В. Имена варяжских послов в «Повести временных лет – 2012

(8)
Титулы и Титулатура в договорах Руси с Греками

« … социально-политическая терминология и титулату¬ра беспорядочны:  Во всех трех договорах последовательно только обозначение того князя, который возглавляет русь, как «великого князя (руского)» — Олега, Игоря и Святослава. Однако в договоре 911 г. это обозначение прилагается и к неким князьям «под рукою»  Олега. В этом же договоре используется эпитет «светлый» — преи¬мущественно по отношению к Олегу, но в варианте РадзЛ, как будто более полном, и к тем же «князьям». В варианте ИпатЛ  к «боярам» прилагается эпитет «светлые», в варианте РадзЛ — «великие». В договорах 944 и 971 гг. князья и бояре, подчиненные «великому кня¬зю рустему», величаются без всяких титулов и эпитетов, но при этом ни разу (если не считать варианта РадзЛ в договоре 944 г. в первой статье о клятвенном заверении) они не фигурируют вместе в одной фразе или одном выражении — с «великим князем» упоминаются «(все) люди (рустии)» (=«русь вся»), а третьим элементом либо «князья», либо «бояре». Из последнего наблюдения следует вывод (и это во-вторых), что в реальности, видимо, титулы не имели большого значения, а сторона руси представлялась при заключении договоров тремя важнейшими элементами:
 1) князь - глава руси
 2) некие особо выдающиеся лица (элита) — князья и/или бояре и
 3) вообще «все люди».
Такая трехчастность стороны руси соответствует трехчастности с греческой стороны, как она представлена в договоре 944 г.: «… створити любовь съ сам;ми ц(еса)ри, со вс;мь болярь¬ствомъ и со всеми людьми гречьскими…».

***

Выводы:

Кто эти руси у Пушкина, и что это за Русь… которая пахнет и что это за диво -  «русской дух»?
Это пародия на историю Карамзина
Это пародия на русскую историю, в которой до середины 9-го века не ясно вовсе кто такая русь, откуда она пришла и как всем тут овладела, своим духом заполонила и запахом своим наполнила
Пушкин был поражен, что добросовестно ничего об этом сказать невозможно , кроме одного:
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой.

У этого народа историей может быть только сказка…. О Стране Гардарике, Ариании, Гипербореи, Арсании  или даже Великой Тартарии…


Рецензии