Два поэта, два брата Дешкины - Георгий, Сергей

СКРИПКА ОРАНГУТАНГА...
О поэте, эсперантисте Георгии Фёдоровиче Дешкине,

Георгий Федорович Дешкин (23 февраля 1891 г. Вильно (Вильнюс) - 1963 г.) - русский поэт, эсперантист.

Родился в семье служащего железной дороги. Окончил Виленскую гимназию в 1909 г.
В восемь лет начал писать стихи.
В 1905 г. гимназистом дебютировал в виленских изданиях "Зорька", "Крестьянин", "Молодые порывы".
В 1908 г. увлекся эсперанто, написал первое стихотворение на этом языке.
Был одним из основателей и активных деятелей Виленского общества эсперантистов,
представлял его на I Российском конгрессе эсперантистов в Петербурге в 1910 г.,
где встречался с основателем языка Л.М. Заменгофом (псевдоним - Доктор Эсперанто).
В 1911 г. гостил у доктора Замменгофа в Варшаве.
В последующем, много стихотворений Г.Ф. Дешкина публиковались в различных
эсперантистских изданиях ("Lingvo Internacia", "La Ondo de Esperanto", "Pola Esperantisto" и других).
Была издана авторская книга "Стихотворения" на эсперанто (Бухарест, 1912).
На конкурсе эсперантистских стихотворений в 1916 г. в Киеве два стихотворения
Георгия Дешкина заняли II и III места.
 
В годы Первой мировой войны, революций, Гражданской войны с 1915 г. служил
на разных должностях(Вильна, Гомель, Тбилиси, Геленджик),
с 1921 г. в Москве работает на разных хозяйственных должностях.
 
Продолжает активно занимается творческой деятельностью:
член Союза эсперантистов Советских республик с основания (1921),
член правления и управляющий делами Всероссийского Союза Поэтов,
член правления и секретарь "Литературного Особняка".

Авторские сборники стихов: "Стихотворения" (Вильна, 1909), "В великие дни. Март 1917 г." (Гомель, 1917).
Публиковался в коллективных сборниках Союза поэтов, "Лирика" издательства "Неоклассики" (Москва, 1922),
в "Балтийском альманахе" Е. Шкляра.

Арестован в марте 1938 г., решением Особого Совещания при НКВД СССР 8 апреля 1939 г.
осужден за шпионаж (ст. 58 УК) на восемь лет лагерей. Освобожден из Краслага НКВД СССР в июле 1946 г.,
"незаконно" приехал к дочери в Москву, за что в 1947 г. осужден на два года лагерей.
В январе 1948 г. освобожден, жил в пос. Ирша Рыбинского района, Красноярского края. Реабилитирован в 1955 г.
Продолжал сотрудничать с эсперантистскими изданиями и после освобождения:
книга "Избранные стихотворения 1904 - 1956" (Белград, 1957).

Последние годы жизни провел пенсионером в Мичуринске Тамбовской области,
с 1961 г. в доме инвалидов в Токаревском районе, затем в Кандауровском доме инвалидов.
Умер в 1963 году.

СТИХОТВОРЕНИЯ ГЕОРГИЯ ДЕШКИНА

Моя душа

Моя душа жила когда-то,
С тех пор столетия прошли,
Под видом рыцаря богатой,
Теперь неведомой земли.

О, дни промчавшиеся, где вы?
Где ваши блеск и красота?
Он был вассалом королевы
Прекрасной, как сама мечта.
Ее любил он, перед нею
Он жаждой подвигов пылал,
Один сражался против змея
И на турнирах всех смелее
Он копья в честь ее ломал.

Ее любил он, но, влюбленный,
Он молча страсть таил свою;
Вассал, почтительно склоненный,
Не смел он вымолвить: "Люблю".

Умчались в бездну годы эти,
Закон судьбы не изменю;
Нет больше рыцарей на свете,
Но душу рыцаря - храню.

И все созвучья, все напевы,
Что жаждой подвигов полны,
Я отдаю для королевы
Несуществующей страны.

***

Норильск

Край глухой, меж тундрой и тайгою
За порогом вечной мерзлоты
Как же большевистскою рукою
Изменен и приукрашен ты!

Там, где были транспортом олени
Да собаки, впряженные в ряд,
Поезда бегут, не зная лени,
Паровозы весело гудят.

Разгоняя тьму полярной ночи,
Светят электричества огни.
Бьет ключом энтузиазм рабочий,
Новой стройки оживляя дни.

Наша Власть особенного рода,
Ей другой подобной не сыскать, –
Оттого так рада ей природа
Все свои сокровища отдать.

1940 г. –  стихотворение написано во время пребывания в лагере.

***

Je la 50-jara jubileo de la Majstro

Hodiau festas tuta mondo,
Ho, Kara Majstro, ankau ni, -
De granda mar' malgranda ondo, -
Gratulas Vin. Ho, vivu Vi!
Ho, vivu Vi, gvidanto nia,
Por chiam gvidu nin al cel',
Kaj estu glora nomo Via,
Unua an' de l' Verda stel'!..

Sukceson plenan de l' afero
Deziras ni el tuta kor'.
Antauen! Gvidas nin Espero
Kaj Vin glorigas nia hhor'.

В 50-летний юбилей Мастера
(примерный перевод)

Сегодня празднуется всемирный,
О, Дорогой Учитель, также мы, -
О большой и малой волне, -
Поздравляю Вас. О, да здравствуешь Ты!
О, да здравствуешь Ты, наш лидер,
Ибо всегда веди нас к цели',
И да будет славно Твое имя,
Первая "Зеленая звезда"!..

Успех, полный всякой всячины
Мы хотим этого от всего сердца.
Вперед! Направь нас, Надежда
И Ты прославляешь нашего бога".

"La Ondo де эсперанто", 1910, N 2

***

Не надо слов! Умей мечтать!
Слова бывают слишком грубы…
Так сладко молча целовать
Твои смеющиеся губы.

1914

***

Скрипка орангутанга

Играла скрипка орангутанга,
И было грустно, и было больно!
Ведь он родился в лесах У-Танга,
Где всё капризно и своевольно.
Там золотое восходит солнце,
Деревья выше и ярче птицы,
И люди гордо – огнепоклонцы!
Не опускают свои ресницы.
А здесь тоскливо и бездыханно
Сковала дали больная осень!
Мы все томимся, мы все туманны,
В туманном небе чужда нам просинь.
Мы не мечтаем о лучшей жизни…
И плачет скрипка орангутанга –
Он не вернётся к своей отчизне,
К родному солнцу лесов У-Танга.

Вильно, 1913

***

Внезапная экзотика

Вы совсем похожи на японку,
Не хватает только кимоно.
Сядем вместе в расписную джонку
Уплывём! Куда? Не всё ль равно!
Восходящее лучится солнце,
Как в отрадной стороне…
Ведь во мне душа и кровь японца,
От того так нравишься ты мне!
Узких глаз лукавая улыбка
Самурая сердце веселит…
Хризантема! Золотая рыбка!
Нам сегодня мир принадлежит!

Гомель, зима, 1916

***

Самум

Какой пленительной отравой
Душа отравлена опять…
Твой рот капризный и лукавый
Я буду жадно целовать.
Мечты рассеялись туманы,
И я иного захотел:
Ласк упоительных и пьяных
Горячих губ, сплетенья тел!
Хочу безумия и боли
Шипов тернового венца,
Без самолюбия, без воли
Отдамся страсти до конца!
О, будь и ты вакханкой страстной,
Вся ожиданье, вся экстаз,
Пусть загорится не напрасно
Огонь желанья в бездне глаз!
Я буду верен, буду предан,
До всезабвенья буду твой!
Так мало мной ещё отведан
Напиток страсти огневой…
О, пусть же смолкнет на мгновенье
Анализирующий ум,
И безраздумно к насдаждению
Умчит нас яростный самум!

Гомель, 1916


БЕССМЕРТНЫЕ ЦВЕТЫ ВОСПОМИНАНИЙ...
О композиторе, поэте, педагоге Сергее Фёдоровиче Кайдан-Дешкине,

Сергей Фёдорович Дешкин (23 июня 1901 г. Вильно (Вильнюс) - 3 ноября 1972 г. Великие Луки) -
композитор, поэт, педагог.

Родился в семье служащего железной дороги. Учился в Виленской гимназии,
в связи с начавшейся Первой мировой войной, семья переехала в Москву
и среднее образование завершил в будущей столице.
В Москве участвовал в движениях скаутов, юки - юные коммунисты,
вступил в комсомол. С 1920 по 1922 годы служил В Красной Армии.
Во возможности, продолжал совершенствовать свои творческие способности
в разных музыкальных школах, у разных педагогов.

В 1922 г. он написал музыку к песне на слова 18-летнего поэта Александра Жарова
"Взвейтесь кострами синие ночи...", которая стала фактическим гимном,
возникшей в этот год пионерской организации.
Это был первый, знаменательный, исторический успех и поэта, и композитора.
Уникальный факт в музыкальной истории: и при создании песни-гимна,
и после этого, в течении своих долгих жизней, они никогда лично не встречались!

Вскоре Сергей Фёдорович женился и сделал себе двойную фамилию - из фамилии жены
и своей: Кайдан-Дешкин или Кайдан (Дешкин).
Продолжи дальнейшую учёбу, теперь уже  в музыкальном техникуме Гнесиных.
Был одним из любимых учеников у своих педагогов.
9 августа 1930 г., перед экзаменами, был арестован.
с 1930 по 1940 годы Сергей Фёдорович находился
в различных лагерях СССР (Горная Шория, Красноярский край - Норильлаг) по 58-й статье УК.
С 1936 по 1940 годы руководил лагерным оркестром (30 музыкантов) в Норильске
С 1940 г. по 1949 г. продолжал работал на музыкальной ниве в Красноярском крае:
в Норильске, в Красноярске - завмузом театров, в Дудике, в Игарке).

В дальнейшем, Сергей Фёдорович работал в Кызыле с 1949 по 1956 (7 лет):
1. Работал в Детской музыкальной школе - педагогом по игре на домре,
пианино и пению всё  это время,
2. Работал в Тувинском национальном драматическом театре заведующем музыкальной частью
всё это время - писал музыку к спектаклям, песням и т.д.
3. Получил права на вождение мотоцикла в Кызыле в 1951 г., \
жил в Кызыле по адресу - ул. Ленина, 67,
4. Его  жена актриса Л.И. Богословская  выступала на сцене Тувинского
национального драматического театра.
Есть несколько театральных афиш, например, со спектаклем "Женитьба" по Н.В. Гоголю,
премьера которого состоялась 2 апреля 1952 г.,
5. Имеется много документов в ВЛО ГАПО по Тувинскому периоду его жизни -
различные справки, почётные грамоты,права на вождение мотоцикла и т. д.
Так что очень хорошо Сергей Фёдорович Кайдан (такова была его фамилия в период жизни в Кызыле)
поработал на культурной ниве Тувы - за двоих, а то и за троих...

В дальнейшем, Кайдан-Дкшкин работал в Новосибирске около полугода,
затем в Прокопьевске (Кемеровская область) в Детской музыкальной школе (1957 - 1959).

В сентябре 1959 г., пр приглашению директора Великолукского драматического театра,
поступил в театр на должность завмуза (заведующего музыкальной части)
В январе 1960 г. С.Ф. Кайдан-Дешкина принимают в Союз композиторов СССР.
С 1962 г. пенсионер.
Продолжает музыкально-педагогическую деятельность:
сотрудничает с городской школой балета, пишет музыку для спектаклей, песен,
сотрудничает с пионерскими отрядами, дружинами великолукских школ, других городов...
В 60-е годы участник нескольких съездов композиторов РСФСР и СССР.
В 1967 г., по приглашению, посещает Всесоюзный пионерский лагерь "Артек".
Умер 3 ноября 1972 г. в Великих Луках.
В апреле 1991 г. на здании Дома пионеров (сейчас ДДТ имени А. Матросова) была открыта
мемориальная доска в честь С.Ф. Кайдан-Дешкина, на которой изображены
начальные ноты его самой знаменитой песни.   
 


Автор музыки гимна пионеров СССР «Взвейтесь кострами, синие ночи…» (1922 год)
С.Ф. Кайдан-Дешкин не только сочинил много музыкальных произведений.   
Не был чужд он и поэтическому творчеству, обладал хорошим чувством юмора.
Вот какие строчки Сергей Фёдорович сочинил к 40-летию своего
и поэта Александра Жарова знаменитого творения в 1962 году:

Я никогда не думал, создавая
Тебя, старушка, сорок лет назад,
Что в сорок лет ты будешь молодая
И будут петь тебя, не забывая,
Четыре поколения ребят.

***

Париж… Версаль… Два мира, два врага.
Неравен бой… Версалем покорённый.
Так… пал Париж… Солдатская нога
Втоптала в грязь восставшие знамёна.

И много дней не отдыхал палач,
И много дней не заживала рана…
О, Франция, твой материнский плач,
Не слышан был за громом барабана…

А девушки для герцогских корон
Плели венки, и пьяно пели скрипки…
Париж! Париж! На твой предсмертный стон
Ответил Тьер зловещею улыбкой.

Версаль плясал, а трауром одет
Великий город спал во тьме глубокой…
Никто не знал, что через много лет
Другой Париж возникнет на Востоке.

Никто не знал, что через много лет,
Поднимет он упавший меч Коммуны…
Дрожи, Версаль! Привет тебе, привет,
Советский край, мой Парижанин юный!

Он стал большой и ты всегда готов
Вести вперёд железные колонны…
Париж! Париж! На твой предсмертный зов
Ответят наши алые знамёна.

***

Ночь в ожидании расстрела

Весенний луч несмело постучал
В моё окно, о, вестник долгожданный,
Ты из страны моей обетованной
Принёс привет, который прозвучал
Мелодией отрадной, но далёкой.

Как иногда изгнанник одинокий
В чужой стране, среди чужих людей,
Услышав песню родины своей,
Торжественно, рукой изнемождённой
Благословляет край, где жил и где дышал –

Так и моя пленённая душа
Впитавши луч, стеною отражённый,
Слагает стих тебе, мой несравненный друг
Задумчиво, любовно, не спеша.

День отблистал, глухая ночь вокруг,
А я брожу в стране моих мечтаний,
Бессмертные цветы воспоминаний
Перебирая бережной рукой…
Бездонна ночь… Безбрежен мой покой…

Час настал и брошен жребий суровый,
Конь храпит и пеной мылит грудь,
Одиночество, в твоём венке терновом
Я иду искать последний путь.

Березники. Концлагерь. Больница.
1932 год
Etiam si omnes, ego non! (Если все это сделают, то я – нет!)
Rot Front!
No pasaran!
Лучше умереть стоя, чем жить на коленях!
Пассионария.

***

Тамаре – подруге заполярных лет

Я помню Норильскую тундру
И призрак свободы вдали,
Мы смерти кричали: «Полундра!»
И гордо на подвиги шли.

Блатные мы песни певали
И спирт не мешали с водой,
И жизни свои отдавали
За город Норильск молодой.

Полярные звёзды мерцали,
Приказ же был ясен и прост:
«Должны вы из сердца и стали
Построить в грядущее мост!»

***

Шелупнёвские впечатления

Я пасусь на подножном корму,
Яйца ем и лакаю «смятану»,
А живу в «расписном терему»,
И хожу на прогулки с Туманом (пёс).

Я телятину ем и баранину жру,
Это очень, товарищи, вкусно,
Но сегодня я вышел гулять поутру,
И мне стало так больно и грустно.

Потому мне так больно, о, Родина-мать,
Что в такой юбилей – полстолетья,
Я о плане ГОЭРЛО буду читать
При простом керосиновом свете.

Научились мы в космос бесстрашно ходить,
Познакомились близко с Луною,
Здесь же женщины старые сено косить
Завтра будут косою ручною.

Я девахе одной – голубые глаза
Блока книжечку дал… Вот, прочтите –
А она мне в ответ: «Я читала, буза,
Охуджаву вы мне принесите».

Я парням попытался кой-что рассказать,
Про Китай, про Израиль, про разное,
А они мне: «Мы сами умеем читать,
Знаем мы их дела безобразные.

Ты нам лучше по-простому, ясней
Не про Мао Цзе-дуна, а ну его,
Почему изменила Отчизне своей
Дочка Сталина Эс Аллилуева?»

Почему, почему – не на каждый вопрос
Можно дать ответ вразумительный
Хватит… точка… Туман, где ты ласковый пёс?
День сегодня, какой изумительный.

Ну, пойдём же гулять, какова благодать,
Ах, ты хитрый, на хлеб мой заришься.
Ты запомни, Туман – будешь много знать,
То, наверное, скоро состаришься.

С.К.Д.
июль 1967, совхоз «Прогресс»,
деревня Шелупнёвка

***

Письмо дочери

Я живу, как забитая кляча,
Нет в конюшне моей жеребят.
И никто обо мне не заплачет,
Если черти возьмут меня в ад.

В голове какая-то тина,
И грызёт меня злой крокодил,
Ты, конечно, не помнишь, Инна,
Как тебя я за руку водил.

Но такая мне вышла судьбина –
Десять лет… Беспросветная ночь,
Но я помню всегда, моя Инна,
Это имя священное – дочь.

Ленин – Сталин – Дзержинский – Ягода,
Тюрьмы, ссылки, конвой, аммонал –
Вот какие я пережил годы,
Вот каков у меня арсенал.

Красновишерск. Норильск и Дудинка,
Чуйский тракт и железный Кузбасс,
Нас нещадно лупила дубинка,
То, что Сталиным звали у нас.

Поколение наше замучено,
Кто же будет за нас отвечать?
Та эпоха ещё не изучена
И не стоит её изучать.

Ну, довольно, ведь всё уже сказано,
Да и хватит уже про тюрьму,
Никому, никогда не заказано
Полюбить, разлюбить – никому.

Ты прости, что коряво, без лоску я
Эти вирши тебе настрочил,
Пусть об этом напишут Твардовские,
Те – кто Ленинскую получил.

Статья началась веселым посвящением главному творению в жизни композитора,
поэта С.Ф. Кайдан-Дешкина и закончится ещё одним, не менее весёлым,
посвящением гимну Пионерии СССР:

Коммунизм не за горами,
Будет он в таком-то году,
Вместе  с песенкой «Взвейтесь кострами»
Даже я в коммунизм попаду.

ИСТОЧНИКИ:

1.http://miresperanto.com/pri_esperantistoj/deshkin.htm

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Дешкин,_Георгий_Фёдорович

3. ВЛО ГАПО (Великолукское отделение Государственного архива Псковской области):
Ф. Р - 2447, Оп. 1 , Д. 1 - 64 (Кайдан-Дешкин С.Ф., композитор)


Рецензии