Агрессия летнего дня

Читатель, случалось ли тебе хотя бы раз в жизни потерять работу? Если да, то незачем рассказывать о чёрном, изматывающем душу отчаянии, злости на весь мир и на самого себя. Ты и сам знаешь обо всём этом не понаслышке. Подобную гамму чувств мне довелось испытать в самый разгар необыкновенно жаркого лета две тысячи восемнадцатого года.

И занялась я поисками новой службы, как выражались писатели девятнадцатого века. Разместила массу резюме на специальных сайтах, откликнулась практически на все более или менее подходящие вакансии. Но…с моими откликами, по всей вероятности, случилось то же самое, что и с письмом Ваньки Жукова, которое он отправил на деревню дедушке. Иначе говоря, ответа я не получила. Отчаяние моё, подогретое жарой и духотой, достигло прямо-таки катастрофических размеров. Но сдаваться я не собиралась.

И вот, бесцельно гуляя по пыльным, раскалённым улицам, купила в киоске газету, где жители нашего городка размещают разного рода объявления. «Отдам персидскую кошку в добрые руки. У ребёнка аллергия», «Приму в дар старый неработающий телевизор», «Требуется сиделка для пожилого мужчины, знающая Коран», «Продам лосины женские. Состояние хорошее. Б/у один год. Цена: триста рублей». Среди всего этого мусора временами можно найти что-то стоящее. Например, один из моих одноклассников смог устроиться на работу, позвонив по объявлению в этой газете, и теперь нарадоваться не может.

Мне тоже повезло. В рубрике "Требуются" среди вакансий мерчендайзеров, менеджеров по продажам и супервайзеров я нашла маленькое скромное объявление следующего содержания: «Ищу няню по выходным для девочки четырёх лет. Обращаться по телефону…». Я ненадолго задумалась. Работать няней мне ещё никогда не приходилось. Однако, моя профессия всё же связана с детьми. А четыре года уже не такой беспомощный и неуправляемый возраст, как, скажем, год или два. И, успокоенная всеми этими разумными доводами, я позвонила. Голос нанимательницы показался мне смутно знакомым. Мы договорились встретиться на следующий же день у городской стелы.

При встрече с нанимательницей меня ждала приятная неожиданность. Ею оказалась моя одноклассница Ритка Щеглова. В девичестве Круглова. Хорошая была девчонка, только очень несчастная. Её родители беспробудно пили, и она часто приходила в школу с заплаканными глазами. Зато в десятом классе Кругловой повезло. На дискотеке Ритка познакомилась с красивым и умным парнем из хорошей семьи, и сразу после окончания школы они поженились.

Тут, читатель, я, пожалуй, позволю себе небольшое отступление. По какой-то непонятной причине личная жизнь многих моих одноклассников и одноклассниц не заладилась с самого начала. Кто-то до сих пор коротает вечера и праздники в полном одиночестве, находя утешение в бескрайних просторах Интернета. Кто-то встречается с ненужными людьми, лишь бы рядом кто-то находился. А семейного и материнского счастья удостоились немногие. В число этих "небожителей" попала и Ритка. Ей, кстати, никто не завидовал. Наоборот, радовались, что судьба хоть чем-то компенсировала её нищее безрадостное детство.

Кстати, мне однажды пришла в голову странная мысль. Что если, когда мы выполняли скучную контрольную по алгебре или химии, в наш класс под видом школьной уборщицы зашла ведьма и навела на нас порчу, проклятие сродни венцу безбрачия? А Ритка и другие счастливицы в этот день в школу не пришли из-за болезни или других каких-нибудь обстоятельств. Всякое ведь в жизни бывает. Но покончим с не идущими к делу размышлениями.

Итак, после поцелуев, объятий и традиционных фраз вроде «Сколько лет, сколько зим», «А ты совсем не изменилась» мы с Риткой сидели на скамеечке в небольшом сквере.

- Всё у нас хорошо, всё есть. Виточка, дочурка моя, - чудная малышка. Вы с ней сразу же подружитесь. А мы с мужем на выходные в областной центр уезжаем. Всю неделю работаем и хоть какой-то отдых нужен. Потому и няню решили искать. Как же я рада, что Вита будет оставаться не с чужим человеком! - щебетала Рита.

В конце концов, мы договорились, что я подойду к ним послезавтра и до вечера посижу с Виталиной.

***

В солнечное июльское утро, когда мне надлежало приступить к своим обязанностям, я проснулась от страшной головной боли. Наверное, причиной тому послужила аномальная жара, из-за которой в нашей области начали пересыхать реки и водоёмы. Перед глазами у меня плясали малиновые ромбы и ядовито-зелёные кружочки. Кое-как приведя себя в порядок и с трудом выгладив сарафан, я вышла из дома.

Воздух прямо-таки звенел от жары. Кошки, собаки и даже птицы куда-то попрятались. Повсюду, куда ни глянь, ремонтировали дороги, перестилали асфальт и строили новые торговые центры. Казалось, город возненавидел за что-то своих жителей и решил извести их шумом и запахом гудрона.

Стоило мне войти в квартиру Ритки, как она обняла меня и расцеловала в обе щеки. Маленькая Вита принялась теребить меня за платье. Малышке не терпелось показать няне свою детскую.

- Виталина, не приставай к людям, - с напускной строгостью проговорила Рита. - Вообще хлопот с ней будет немного. Поставь ей диск с мультиком «Щенячий патруль», а сама сиди рядом с книжкой. В два часа дня покормишь Виту обедом, потом уложишь спать. После можете немного погулять во дворе. Как раз прохладнее станет. А потом мы с Венькой и вернёмся.

И, поцеловав дочь на прощание, Ритка ушла. Красивая, ухоженная и хорошо одетая. Муж ждал её в машине.

«Щенячий патруль», однако, Вите быстро наскучил. И я её за это не виню. Мультфильм этот хороший, добрый, красочный, но до безобразия однообразный. Да простят меня его юные и не очень поклонники.

- Тётя няня, пойдём погуляем, - оторвал меня от мистического романа тоненький голосок маленькой Виты.

- Но сейчас очень жарко. Может, лучше вечером, после сна? - попыталась возразить я.

- Нет, сейчас!

Я поняла, что Вита собирается реветь, и, морщась от головной боли, одела её в красное шёлковое платьице и такого же цвета босоножки. Вскоре мы вышли из подъезда и стали добровольными пленниками жары.

«Покачаю её на качельках полчасика, и вернёмся домой. А там включу Вите «Щенячий патруль» и…» - но надежды мои не сбылись.

- Не хочу этот двор! Тут ребят нет! Хочу где мы раньше жили! - закапризничала Вита.

Я с огромным трудом подавила растущее раздражение. По словам Ритки, раньше они жили около торгового центра «Талисман», то есть, на другом конце города. Тащиться туда в такую жару…Ромбы перед моими глазами начали исполнять какой-то разнузданный танец, к горлу подкатила тошнота. Так бывает, когда слишком долго катаешься на карусели.

- Может, в другой раз, Вита? Смотри, какой тут хороший тенистый двор. Охота тебе идти через весь город в такую жару? - увещевала я вредную девчушку.

- Нет, хочу наш двор! — закричала Виталина.

Что я могла сделать? Пришлось согласиться. В тайне я надеялась, что путь по раскалённым, сотрясающимся от строительного шума улицам быстро утомит маленькую капризулю, и она откажется от глупой затеи. Но не тут-то было. Упрямо, словно полководец, девчушка двигалась к своей цели. Рот её не закрывался ни на минуту. Вита взахлёб расписывала все прелести новенькой детской площадки у магазина «Талисман», рассказывала о соседском рыжеволосом Ваське, с которым они однажды подрались. А потом без всякого логического перехода принималась пересказывать всё тот же пресловутый «Щенячий патруль».

Мне же становилось всё хуже и хуже. От жары и шума меня сильно тошнило. Каждый шаг болью отдавался в многострадальной голове. А автолюбителям, похоже, оказалось мало уличного шума. Они включили техно на полную мощность, и от этой вибрации сотрясалась не только проезжая часть, но и тротуары.

Когда мы пересекали раскалённый, пустынный в этот знойный час, бетонный двор, я подумала, что вот-вот упаду в обморок. Ещё один шаг и… бедная Виталина. Как же она испугается! И перед Риткой неудобно будет. Но произошло другое. У подъезда длинного девятиэтажного дома сверкала и переливалась в лучах июльского солнца золотистая «иномарка». Около неё стоял мужчина с пистолетом в руке и обрушивал поток угроз и площадной брани на сжавшегося от страха темноволосого парнишку лет двадцати пяти.

- Я с тобой, как с человеком, поговорить приехал, а ты… Нельзя с тобой по-человечески, - вот к чему сводился матерный монолог двухметрового владельца иномарки.

- Помогите! Помогите кто-нибудь! – кричала невзрачная блондинка в ярко-розовом, слишком коротком, на мой взгляд, платьице. Она держала за руку девчушку, по виду ровесницу Виталины или чуть помладше. Малышка громко, на одной ноте плакала.

Дальнейшие несколько минут выпали у меня из памяти. Пришла в себя я в каком-то тихом тенистом дворе. Мы с Витой сидели на скамейке у подъезда серой кирпичной пятиэтажки. Как это ни странно, я чувствовала удивительную лёгкость во всём теле. Казалось, кто-то вытащил раскалённую иглу, терзавшую мой мозг с самого утра. «Вот ведь странно. Получается, сильный стресс может вылечить мигрень лучше любой таблетки. Впрочем… А было ли то на самом деле? Может быть, это всего лишь видение, вызванное жарой и головной болью?» - мысли мои прервал голосок неутомимой Виталины.

- А чего те дядьки ругались? Почему девочка плакала? А тётя чего кричала?

- Они… Просто фильм снимали. Это всё не на самом деле было. Просто кино будущее.

Как ни странно, Виталина сразу же поверила в мою шитую белыми нитками ложь. Будь она постарше года на четыре, то от всей души посмеялась бы над моим враньём. В самом деле, кто и зачем стал бы снимать фильм в нашем ничем не примечательном, богом забытом городишке?

А я, заметно помрачнев, вытащила из кармана мобильный телефон, чтобы вызвать полицию. Неизвестно, что могло прийти в голову громиле с пистолетом в руке. Судя по его виду, мужчина был явно неадекватен. Но…как вы уже, наверное, догадались, телефон оказался полностью разряжен.

- Пойдём домой, - процедила я. После увиденной сценки мне как-то совсем расхотелось гулять.

- Нет, мы же ещё не были где я раньше жила. Васька меня, наверное, уже заждался.

Нечего делать, тяжело вздохнув и мысленно проклиная профессию няни, я взяла Виту за руку, и мы двинулись к намеченной цели. И вот, наконец, в лучах летнего солнца засверкала вывеска «Талисмана». Виталина радостно заверещала и хотела броситься вперёд. Мне чудом удалось ухватить девчушку за подол платья.

Каково же было разочарование Виты, когда площадка оказалась на реконструкции! Вместо маленьких, радостно визжащих мальчишек и девчонок, там деловито сновали рабочие. Вита не стала скрывать своё отношение к происходящему и огласила задыхающиеся от зноя дворы пронзительным рёвом. Мне невольно вспомнился плач девчушки, которую держала за руку блондинка в розовом платье. В глубине души шевельнулось чувство вины. Я ведь ничего не сделала, даже не попыталась защитить ту неизвестную семью.

Мы с Витой медленно побрели домой. Девочка продолжала орать во всю мощь своих маленьких лёгких. Прохожие косились на меня с осуждением, хотя я делала всё, чтобы успокоить капризулю. Когда я, держа за руку голосящую на всю улицу Виталину, стояла у светофора, из окна большой чёрной машины высунулась коротко стриженная голова какого-то мужчины.

- Если сейчас же не заткнёшь свою тварь, урою! - брызжа слюной, заорал он. – Нарожают уродов моральных, а нормальные люди страдают.

Мне стало не по себе. Очень уж интонации водителя напомнили речь того громилы, который… «Ещё, чего доброго, оружие вытащит», - от этой мысли мне стало, мягко говоря, неуютно.

К счастью, вскоре зажёгся зелёный свет, и мы без особенных приключений добрались до дома. Я включила Вите «Щенячий патруль» и повалилась на диван. Сама не заметила, как уснула. И приснился мне громила в слишком тёплой для такой жары кожаной куртке и чёрных солнечных очках. Он угрожал пистолетом ни в чём не повинной семье. Проснулась я с чувством бессилия и невероятной тоски.

Странное, дело, в детстве мне случалось видеть куда более страшные вещи, но они не производили на меня такого тягостного впечатления. А тут…Наверное, чем старше становится человек, тем ближе принимает к сердцу чужое горе. Вот на Виту увиденная сценка не произвела практически никакого впечатления.

Я проработала няней в семье Риты около двух месяцев. Никаких эксцессов больше не происходило, да и Вита стала вести себя лучше. Должно быть, в тот день на неё так подействовала жара. Этот же зной, по моему мнению, стал причиной аномальной агрессии городских жителей.

В сентябре я нашла работу, и теперь за Виталиной по выходным присматривает Екатерина Петровна, моя соседка. Бедная женщина всю жизнь проработала учителем русского и литературы и теперь еле-еле сводит концы с концами. Пенсия у неё, мягко говоря, так себе. Она быстро нашла с девочкой общий язык. Екатерина Петровна даже приучила малышку к книгам. Теперь Вита не может заснуть без сказки. А в наше время это, согласитесь, большая редкость.

Мало-помалу жаркий летний день, полный строительного шума, зноя и людской агрессии, начал стираться из моей памяти. Но в прошлую субботу, когда я гуляла со своим парнем, мне вдруг стало не по себе. К горлу подкатила тошнота, в висок как будто воткнули раскалённую иглу, голос молодого человека начал удаляться. «Что за...» - подумала я и вдруг узнала дом, мимо которого мы проходили. Это была та самая красно-серая девятиэтажка, возле которой несколько месяцев назад мы с Виталиной стали случайными свидетелями чьей-то драмы.

- Что с тобой? На тебе лица нет, - забеспокоился мой спутник.

- Ничего, просто голова разболелась, - и я не соврала.

Весь тот день я провалялась в постели с жесточайшей мигренью. Включила какой-то фильм ужасов, надеясь, что страх притупит боль. Но… реки крови и визги главной героини оказались плохим лекарством. Наверное, только мрачные картины реальной действительности помогают в таких случаях. А ты что думаешь по этому поводу, мой дорогой читатель?


Рецензии
Очень хорошо написано. Тоже заметила, что беспричинная агрессия в людях нарастает как снежный ком. Казалось бы, живем в комфорте, не надо пахать, сеять, жать. Все под рукой. Но страшно ходить иной раз по городу. Дети разговаривают матом между собой и другого языка для выражения эмоций не знают. Старшее поколение готово порвать в клочки и в реальной жизни, и в интернете за любой коммент. Люди выкидывают домашних животных в городе. Водители, видя, что ты пересекаешь проезжую часть, жмут на газ, хотят что ли наехать? Столько злобы среди людей, что удивляешься, видя по-настоящему что-то доброе, человеческое! Но ведь снисходительное, внимательное отношение друг к другу должно быть нормой, а не исключительной редкостью. Мы же люди((

Эмилия Лионская   09.04.2023 04:45     Заявить о нарушении
Эмилия, да, тоже замечала много беспричинной агрессии в Интернете в комментариях под, казалось бы, нейтральными темами. Что же касается нашего городка, агрессия у жителей тут была всегда, если верить бабушке. Даже в советское время. Наш город строили бывшие заключённые, большая часть из которых здесь и осталась. Потом у них родились дети, внукм, правнуки. А от осинки, как говорится, не родятся апельсинки. Огромное спасибо за всегда такие интересные, мудрые комментарии.

Елизавета Герасимова 3   09.04.2023 08:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.