Ошибка Иисуса

Сомневаться не приходилось, Бог и в этот раз был с Израилем. Перелом в бою наступил почти сразу. Среди мадианитян началась паника. Тяжелое боевое копье Иисуса, находило жертву за жертвой. Он все ярче ощущал, уже не раз испытанное упоение боем. Каждое поражение врага наполняло сердце все большим восторгом.

В горячечной атмосфере сражения, Иисус особенно вдохновлялся бесстрашием своих воинов. Сын Навинов с восторгом замечал, как укрепляемые Богом, его соплеменники врывались в самую гущу противника, принимая бой сразу с несколькими врагами. Впрочем, это продолжалось недолго. Все больше мадианитян обращались в бегство, получая постыдную смерть от удара в спину.

Все закончилось далеко до полудня. Добивая раненых мужчин, воины стали собирать добычу. Иисус ступил во двор просторного дома, находящегося в центре города. Он прислушался к звукам. Где то здесь, несомненно, прятались женщины и дети. Вслед ему вошли несколько боевых товарищей. Пройдя через внутренний дворик, предводитель израильтян интуитивно свернул в дверной проем рядом с основным входом. Каменные ступени пологой лестницы спускались вниз, в сумрак полуподвала.
 
Интуиция не подвела воина – несколько людей жались в дальнем углу комнаты. Иисус, не теряя осторожности, приблизился к ним. От группки отделился некто, выставив вперед руку со слабо мерцающим клинком. В тот же миг боевое копье израильтянина пригвоздило его к стене. Длинный кривой нож выпал из руки старика. Иисус посмотрел на оставшихся людей – это были женщины и детьми.
 
Подталкивая вперед добычу, воин вышел во двор, оценивающе вглядываясь в лица пленников. Его внимание сразу привлекла, молодая женщина в богатой одежде. Она прижимала к груди ребенка. Золото, которое украшало ее запястья и шею, было искусной работы. Несомненно, она была хозяйкой дома. Взгляд израильтянина, скользнув по золоту, задержался на ее необычайно прекрасном лице. Горячка сражения оставляла мужчину, рождая иные мысли. Иисус решил, что после дележа добычи красавица должна оказаться в его шатре.

Еще одна пленница - совсем юная девица, пряталась за хозяйку дома. Нежный лик и испуганный взгляд хранили черты детскости. Фигура только начинала формироваться в женственной привлекательности. Близость мадианитянок все более смягчала суровые черты военачальника.
 
Это не ускользнуло от глаз прекрасной пленницы. Усилием воли, подавив страх, хозяйка дома передала ребенка на руки девице и сделала несколько шагов в сторону Иисуса.

- Могу ли я обратиться к тебе, великий воин?

- Говори женщина…

Иисус был строг, но не груб. Его сердце не могло сопротивляться женской красоте. Внутренне он не желал этого показывать, но глаза выдавали его чувства.

- Я Лиора, из царского рода…

- Рода, которого больше нет, и не будет! Мы совершили угодное Богу, стерев его с лица земли! Не смей упоминать отныне про знатность своего происхождения. Ты не более чем простая рабыня…

Лиора опустила глаза. Ее замешательство длилось доли секунды.

- Простая рабыня, может быть очень хорошей рабыней, и я стану такой для тебя. Угождать великому воину будет для меня честью…

Иисус молчал. Льстивая речь не могла звучать бескорыстно, и опытный муж ждал, когда красавица объявит о своих желаниях. Лиора подняла глаза. Было видно, что она тщательно подбирает слова.

-  Клянусь, ты никогда не усомнишься в моей верности и получишь много утешений от моего служения, но позволь мне просить тебя, один единственный раз о том, что дорого сердцу моему…

- Не слишком ли быстро ты перешла к просьбам? Быть может, стоит, молча принять все, что пошлет тебе судьба?

Иисус не был раздражен. Не смотря на суровый тон, внутренне он был спокоен и даже, чуточку игрив. Красота мадианитянки действовала как сладкое вино.
 
- Это не просьба, господин, это мольба! В твоей власти быть милостивым или жестоким со мной – позволь же мне произнести, что дорого сердцу моему…

- Говори женщина!

 - Я буду служить тебе, угадывая все твои желания! Ты не раз поблагодаришь Бога, что он послал тебе такое утешение! Убей меня, если хоть раз я прогневаю тебя, но умоляю - не разлучай нас с сестрой и сыном!

Лиора опустилась перед Иисусом на колени и склонила голову. Длинные шелковистые волосы красавицы коснулись его ног. Воин перевел взгляд с прекрасной мадианитянки на девицу с младенцем. Желание женщины было понятно и естественно. Не отвечая на ее мольбы, он отдал распоряжение воинам, отделить этих троих от остальных пленников. Сражение было окончено – впереди было возвращение к обществу сынов Израилевых, к стану, на равнины Моавитские, что у Иордана, против Иерихона*.
 
Как ни странно, но на этот раз, возвращение с победой не оказалось для Иисуса триумфальным. Еще до того, как военачальник предстал перед  своим духовным вождем, до него дошли слухи о гневе великого пророка.  Обязательный в таких случаях подсчет добычи еще не был закончен, когда Иисус с тысяченачальниками поспешил к шатрам великих князей сынов Израилевых. Моисей вместе со священником Елеазаром вышел навстречу воинам. Их лица были суровы.

- Для чего вы оставили в живых всех женщин? Или забыли, что они для сынов Израилевых были поводом к отступлению от Господа?

Воины слушали, склонив головы. Они знали, что не от себя говорит великий пророк. Слова духовного вождя воспринимались ими, как исходящие от Самого Господа. Моисей продолжал:

- Итак, убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте. А всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя…*
 
В душе Иисуса слова пророка Божия отозвались едкой горечью. Они звучали приговором для прекрасной мадианитянки, красота которой пленила его сердце.  Благоговение и страх перед Божией волей рождали гнетущую пустоту.
 
Дальнейшие речи Моисея о процедурах ритуального очищения после пролития крови, и поучения священника Елеазара об очищении взятой в бою добычи, Иисус слушал поверхностно. Суровый воин нетерпеливо ждал окончания всего происходящего, чтобы встретиться с пленницей.

Сразу после благословения убить женщин и младенцев, тысяченачальники бросились исполнять это повеление. Предсмертные вопли женщин и плач, захлебывающихся собственной кровью младенцев огласили берега Иордана. Иисус проследовал к отделенной от общей массы плененных, Лиоре.

Прекрасная мадианитянка, встретила своего господина встревоженными взглядом.  Юная  сестра с младенцем на руках пряталась за ее спиной. Пленницы понимали, что грядет нечто важное, от чего зависит их судьба. Взгляды сестер были устремлены на грозного военачальника и только младенец спал безмятежным сном на руках девицы.
 
Глядя на плененную царицу мадианитян, Иисус отметил, что нотки страха делают ее красивое лицо еще более притягательным. Чарующая сладость, рожденная женской красотой, подталкивала его на преступление. С несвойственной ему интонацией, суровый воин обратился к пленнице:

- Мне трудно сохранить твою жизнь, женщина.

Лиора вздрогнула. Тревога сумрачной тенью сгустилась на ее прекрасном лице.

- Я должен убить тебя, ибо так угодно Всевышнему.

Красавица опустила глаза и склонила голову. Иисус смотрел на ее гибкий стан. Даже не видя прекрасного лица пленницы, он продолжал находиться под ее чарами. Лиора сделала два быстрых шага и опустилась на колени. Тонкие пальцы коснулись краешка сандалий Иисуса. Чуть помедлив, она подняла взгляд. В ее глазах смешались решимость и дерзновение.

- Твое промедление, господин, рождает в моем сердце надежду. Пронзи же его, чтобы ложные чувства не терзали меня!

Взгляд Лиоры, поставил в сомнениях Иисуса точку. Красота женщины овладела им окончательно и бесповоротно. Он понял, что сохранит ее жизнь, несмотря на повеления пророка.

- Поднимись! Твоя надежда, какой бы незаконной она не была – может стать реальностью. Ты послушаешь меня и Всевышний продлит твою жизнь. Готова ли ты на все ради жизни?

Лиора выпрямилась, оставаясь стоять на коленях. Снизу вверх она смотрела прямо в глаза сурового воина. Надежда в ее взгляде смешивалась с каким то внутренним смятением. Было видно, что она хочет произнести «да», но что-то ей мешает. Борьба в ее душе длилась несколько секунд, но ответ на вопрос так и не прозвучал.

- Почему ты медлишь с ответом? Ты сомневаешься, нужна ли тебе твоя жизнь?

Слова царицы прозвучали для Иисуса, как преступная строптивость.
 
- Я не сомневаюсь – я знаю, что жизнь моя, не нужна мне без жизней сестры и сына…

Дерзость этих слов, кольнула сердце сурового воина. Твердость красавицы совсем не похожей на безропотную рабыню, наполняла душу израильтянина мертвенным холодком. Чары женской красоты отступали под натиском зарождающегося гнева.
 
Иисус бросил взгляд на младенца на руках девицы. Сохранять жизнь щенка, который мог вырасти в матерого пса и отомстить за свой род, не входило в его планы. Оттолкнув Лиору, он прошел мимо в сторону ее сестры. Почувствовав перемену в душе мужчины, плененная царица, повела себя еще более решительно.

- Я не лгала тебе, о, великий муж, когда обещала преданность и покорность! Все это было бы исполнено, клянусь богами. Не солгу и в другом! Ты горько пожалеешь, если прольется кровь тех, кто дорог сердцу моему!

Закипающая в душе военачальника чаша гнева, мгновенно вспыхнула, затмевая рассудок. Плененная женщина, приговоренная к смерти, угрожала тому, кто был для нее карающей десницей Всевышнего.
 
Грубо выхватив младенца, военачальник оттолкнул девицу, которая в страхе забилась в угол комнаты. Иисус с младенцем в руках повернулся к непокорной мадианитянке. Глаза Лиоры метали молнии.
 
- Свидетельствую перед богами, что ты сам делаешь свой выбор! Благословение или проклятие опустятся на твою голову! Выбирай израильтянин, и да будет, так!

Бешенство мужчины рожденное гневом не оставило малышу никаких шансов. Иисус взял проснувшегося и начинающего хныкать младенца за ноги. Короткий, резкий взмах могучих рук и череп ребенка раскололся от удара об стену.
 
Бездыханное тело упало к ногам его матери. Ужас произошедшего, было последним, что отразилось в глазах Лиоры. Она побледнела, как полотно и через секунду замертво повалилась, накрывая своим телом  убитого сына. Ее сердце не выдержало этой страшной потери.

Вошедшие воины вынесли мертвые тела женщины и младенца. Повеление великого пророка исполнилось. Девственная сестра моавитской царицы оцепенело ожидала своей участи. Эта участь была предрешена – подчиненные Иисуса помнили и чтили желание военачальника, получить эту девицу для себя.

Убийство ребенка и смерть матери, оказались достаточной пищей для гнева. Яростная страсть, накормленная этой жертвой, скрылась в глубинах человеческого сердца. Но угасающий гнев рождал в душе сурового воина леденящую пустоту. Ее холод не проходил и становился для Иисуса все мучительней. Чарующая красота Лиоры предстояла перед его взглядом и днем и ночью. Мучения от этих образов доставляли мужчине невыносимую муку.

Через несколько недель в его шатер впервые была приведена младшая сестра погибшей красавицы. Ее юная чистота хранила черточки сходства со своей царственной сестрой. Проведя с ней ночь, Иисус почти не получил никакого утешения. Мертвенная покорность девицы была совершенно безжизненна и апатична. Он глазами ловил в ней сходство с Лиорой, но это лишь добавляло ему душевных страданий. Он еще не знал, что впереди грядут новые, гораздо более сильные мучения.

Через несколько недель, в очередную из ночей, произошло то, чего суровый воин никак не ожидал. После близости с юной наложницей, к которой он уже начал привязываться, Иисус задремал. Острая боль от укола в область живота пробудила мужчину. Ему потребовались доли секунды, чтобы в полутьме шатра осознать все происходящие. Этих мгновений хватило, чтобы девушка еще раз ударила его острой заколкой для волос. Второй удар пришелся воину в пах.

Мощная, левая рука Иисуса схватила сестру Лиоры за горло, а удар правой в висок, прервал ее жизнь, сломав шейные позвонки. Мужчина оттолкнул труп наложницы и осмотрел свои раны. Крови было совсем немного, но глубокие тонкие проколы рождали внутри острую сверлящую боль.  Он еще не знал, что эта боль останется с ним до конца его жизни.
 
Более полувека физическая сила и мощь не покидали военачальника. После смерти Моисея именно он стал вождем Израиля. Многочисленные победы прославили его имя, но мало кто знал о непрерывных страданиях претерпеваемых великим воином.
Мучения душевные и телесные омрачали каждый день его жизни. Опытнейшие целители пытались облегчить хотя бы его телесные муки, но их усилия были тщетны. Болевые ощущения не давали покоя воину ни днем, ни ночью.
 
Телесные страдания, многократно усиливали душевные муки и рождали внутреннее негодование. Яростная злость сменялась изматывающим отчаянием - никакого освобождения не происходило. Особым проклятием в этой жуткой реальности было полное отсутствие влечения к женщинам. Утешение с наложницами стало для Иисуса недоступным.

Страшным испытанием веры, был зарождающийся ропот на Бога. Последние десятилетия своей жизни вождь богоизбранного народа молил Всевышнего о скорой смерти. Только в ней виделось освобождением от мук, но этого благодеяния не посылал ему Господь.
Изнемогая от страданий, дряхлеющий воин, так и не смог смириться со своей участью. Образ женщины, пленившую его красотой, вызывал невыразимую тоску и бессильную злобу. Проклятие Лиоры виделось ему, источником страданий.
 
Временами, в душе столетнего старика, появлялись проблески вины и жалости к разбитому женскому сердцу. Убитый на глазах матери младенец тревожил его совесть. В этих совестливых позывах, он интуитивно чувствовал путь к успокоению.
 
Но это были лишь краткие моменты. Покаянные мысли, суровый воин откидывал, как недостойные. Неопровержимым оправданием убийств Иисус считал исполнение воли Бога. Сомнения в истинности пророчеств Моисея он считал кощунством.
 
Отказ прислушаться к своей совести рождал душевную пустоту. Эта пустота немедленно заполнялась злобой. Мысли о коварстве моавитских женщин обильно питали это темное чувство, разжигая безумный гнев. Проклятье Лиоры и покушение ее сестры, виделись ему страшным вероломством.

Будучи ста десяти лет от роду, вождь Израиля, наконец то почувствовал приближение смерти. Так и не обретя душевного покоя, в своем последнем слове к народу Иисус повторил то, что много раз слышал от Моисея и, что считал своей главной ошибкой. Соплеменникам он завещал не иметь общения с язычницами. Повелению этому богобоязненные израильтяне следуют и по сей день.

* Библия. Числа, глава 31, стих 12.
* Библия. Числа, глава 31, стих 17-18.


Рецензии
Уважаемый Алекс,когда увидел Ваше имя на своей станичке и открыл Вашу,сразу обратило на себя внимание название : "Ошибка Иисуса". Вначале подумал, что это - об Иисусе Христе, но когда понял, Что речь об Иисусе Навине, был поражен - и самим выбором темы, и Вашим подходом к ней. Написано талантливо! Но главное- то, как Вам удается заставить читателя почувствовать себя "внутри" драмы, становиться попеременно на место мадианитянки, ее сестры и, конечно, - самого Навина, содрагаясь то от жалости, сострадания, то от ужаса происходящего НА ТВОИХ ГЛАЗАХ. И все это до такой степени, что забываешь о тысячелетиях, которые отделяют нас от тех событий...
Я думаю, нельзя автоматически перенести наше восприятие и сознание в ту древность, культуру, традиции. Когда матери не только испытывали те же материнские чувства нежности и любви к ребенку, но и приносили своих младенцев в жертву ненасытному божеству; когда жизнь человека вообще, кажется не имела никакой цены ..Но Вы упорно заставляете забывать об этом и становиться ИХ нашими современниками...И это по-моему ,- неправильно...
Мне не раз приходилось принимать участие в христианских форумах и нередко по вопросам "жестокости" Ветхого Завета . И я, убежденный агностик, всегда выступал в роли "адвоката" Навина, а христиане доказывали мне, что он- кто-то вроде разбойника, хотя в Православной церкви почитается как праведный, как "святой Иисус Навин". Многие верующие, для которых Писание, казалось бы, явл "богодухновенным"и "полезно для обличения, исправления , для наставления в праведности",фактически перечеркивают Ветхий Завет, точнее , те места, где говорится о "жестоком" "кровавом" и пр. Ветхозаветном Боге. Я приведу некоторые не придуманные мной, наиболее распространенные высказывания об этом христиан.
"Бог, Отец Иисуса,есть Творец мира, Он никогда не был злым.Он спас Израиль,затем и др народы от идолопоклонства, и в Библии изложена правдивая история, за вычетом одного пункта: Бог не поручал Навину производить геноцид с особой жестокостью.Эти мысли (будто бы поручал)-вполне человечески объяснимые и понятные редакторские правки.. евреи "задним числом" оправдали проведенный геноцид...добрый Бог не будет обучать своих избранников геноциду с особой жестокостью,..Бог обучает человеков убивать своими человеческими руками, причем женщин, детей и стариков-это уже маразм...а выход из этой ситуации прост: Отец Небесный ничего общего с Богом Израиля не имеет..Бог Израилев не говорил этого Моисею! Моисей САМ и скомандовал.Задним числом. Команду приписали Богу"....

Я хотел бы услышать Ваше мнение и ответ на высказывания, привед выше, поскольку они касаются и Вашего произведения.
В любом случае, спасибо за прекраный рассказ, который, думаю, никого не оставит равнодушным. А это главное.

С уважением,

Игорь Лощинин   24.05.2025 20:31     Заявить о нарушении
Ох, Игорь, какое же это замечательное приобретение - вопросы внимательного читателя, который в теме))
Вы совершенно правы, пеняя мне на то, что я как бы уравниваю ментальность людей живших тысячелетия назад и ментальность современного человека. Эта претензия справедлива, но мне есть что ответить. Дело в том, что я пишу подобные новеллы, для современных верующих, которые ментальность прошлого готовы проецировать на сегодняшнее время. Поясню, что меня вдохновило на данное произведение. В разговорах с верующими, я довольно часто задаю вопрос об их отношении к ветхозаветному геноциду язычников. И о ужас, не знаю, как у вас, но мои собеседники довольно спокойно аргументируют необходимость этого геноцида. Аргументы, как правило, довольно стандартные - это классический фашизм, где проводится сегрегация людей на правильных и неправильных. Правильные - это чтущие истинного Бога. Неправильные - это язычники. На вопрос, как можно невинных младенцев причислять к плохим людям, следуют довольно примитивные аргументы, мол - они вырастут плохими. Тема про усыновление или воспитание этих сироток, родителей которых убили ветхозаветные праведники, как правило не поднимается. Таким образом, будучи православным христианином, я с ужасом обнаруживаю, что мои собратья по вере внутренне готовы к геноциду и сегодня. Вы говорили о разной ментальности. Я же, в спокойных беседах слышу от добропорядочных прихожан, как мужчин, так и женщин, что убивать детей язычников это вообщем то нормально. Собственно говоря, именно поэтому, я стараюсь через текст визуализировать подобные вещи. Эти тексты являются предложением к разговору, прежде всего для христиан. И вопросы, которые я задаю лежат в плоскости существующих оправданий нравственных преступлений, как бы санкционированных Богом. Эта новелла, всего лишь одна из ряда визуализированных библейских сюжетов. Причем, как мне кажется, не самая резонансная. В "Страшных вопросах Сережи" я поднимаю вопрос святости Авраама, готового убить своего сына. В "Заклании Яни" я рисую картину собственноручного убийства пророком Илией нескольких сотен мужчин. В "Благословенной смерти Анании и Сапфиры" я спрашиваю за что предали смерти без покаяния супружескую чету. В "Иже херувимы" и "Там, где Мага и Батыр" - я ставлю вопрос о соглашательской позиции верующих с тезисом об адской участи всех некрещеных. Но самая моя сложная вещь, произведение на которое я хотел бы получить честные ответ - это "Геула". Основной пафос произведения кроется в вопросе - может ли мать наследовать рай, если ее сын в аду. В нескольких дискуссиях, верующие люди мне отвечали утвердительно. То есть они прямо говорили, что могут согласиться на рай, зная что их дети наследовали ад. Для меня это абсолютно чудовищная позиция. Лично мне никакой рай не нужен, если там не будет моих детей. Более того, я отрекаюсь от того бога, который поставит передо мной подобный выбор.
Ну и возвращаясь, собственно к Иисусу Навину. Скажу так, будучи ветераном двух чеченских компаний я участвовал в довольно жестких переделках. Кроме это, я прикасался к таким военным преступлениям, которые до сих пор бередят душу и являются основанием некоторых религиозных выводов. Так вот, главный мой вывод - там где война, там нет Бога. Настоящая война, как противостояние людей готовых убивать - это ситуация, где люди теряют свою человечность. В результате этого человек становится скотом, который не способен к богообщению. Я это говорю не для того, чтобы унизить или обесценить воинскую службу. Я это говорю, как опыт моей собственной жизни. Этот опыт, никогда не позволит мне забыть период моего личного скотства. Милостью Божией, моя оскотинившаяся душа в какой-то момент вновь обрела человечность. Но я все помню. Были ли наши предки по своей ментальности людьми или скотом - мне судить сложно. Но богообщение - это путь к человечности, а убийство - это путь к скотству. В моей новелле, Иисус Навин интуитивно чувствует, где облегчение для его страдающей души. Облегчение в покаянии. Его покаяние - это признание ошибочности и омерзительности любой сегрегации питающий готовность к геноциду. Но Иисус Навин отвергает этот путь. Точно так же его отвергают и многие верующие сегодня. Православные готовы не просто оправдывать, но признавать убийство рабочим инструментом. Я поражаюсь огромному количеству сторонников смертной казни в среде верующих. Причем люди декларируют свою позицию абсолютно бесстыдно. Полагаю, что их цинизм зиждется, в том числе, и на текстах Ветхого Завета, который они понимают, как благословение "правильных" убийств.
Не знаю, Игорь, ответил ли я на ваши вопросы. Если нет, то сформулируйте их более узко, чтобы мне не отвлекаться на сторонние размышления. Спасибо за проявленный интерес!

Алекс Разумов   24.05.2025 21:31   Заявить о нарушении
Как интересно получается, что мы -православный христианин и агностик- увлечены одними вопросами , касающимися завоеваний Ханаана, в частности, истребления младенцев ,и оба пытаемся понять, возможно ли оправдание нравственных преступлений, как бы санкционированных Богом, исследуя отношение к ним христиан.Но при этом наши христианские аудитории отличаются:« ваши» считают, что « убивать детей язычников это в общем то нормально», а «мои» доказывают, что Бог никак не мог давать подобные повеления и «учить убивать»,ломая психику людей, делая из еврейских воинов типа маньяков. При этом обе категории отличаются недоверием к Библейским повествованиям.
Вы «визуализируете» главу 31 Книги Чисел, которая называется «Война для отмщения с Мадианитянами». Но к сожалению, хотя бы кратко, не сообщаете о ПРИЧИНАХ кажущегося чудовищным повеления Бога, переданного через Моисея: « итак, убейте ВСЕх детей мужского пола и ВСЕХ женщин...» , вырывая это страшное повеление из контекста.
Мой вопрос к Вам как к верующему: допускаете ли Вы возможность для христиан подвергать критике и считать недостоверными отдельные места Библии , предполагая что в них речь идет о «человеческой и понятной мотивации последующих иудеев выгородить Израиль любой ценой, приписывая "задним числом" убийства и пр. повелениям Бога» ,др словами, считаете ли Вы допустимым для христиан подвергать сомнению те места Библии, которые как они считают, явл. делом рук переписчиков , редакторов и т.п., а др места, особенно «пророчества о Христе» — считать бесспорными словами Бога, переданными через пророков?
Более развернуто я предполагаю рассмотреть Вашу новеллу в свете Библейской истории с позиции ДОВЕРИЯ ее древнему автору (авторам). Буду Вам очень признателен, если проявите интерес к моей позиции — скептика, пытающегося найти ответы на трудные вопросы Библии в самой Библии, и выскажете свое отношение к написанному.

С уважением,

Игорь Лощинин   25.05.2025 01:38   Заявить о нарушении
Меня, Игорь, не удивляет разность взглядов наших аудиторий. Тем более, взгляд с которым столкнулись вы мне хорошо знаком. Скажу сразу, что сторонником в полной мере этого взгляда я не являюсь, хотя он моим размышлениям, когда то был более созвучен.
Насчет вырывания из контекста. Контекст всегда важен и никогда в полной мере не может быть учтен. Дело в том, что изучение контекста это всегда неизбежная вкусовщина в расстановке акцентом. Контекст настолько многовекторное понятие, что учесть все факторы невозможно. Приведу пример. В фильме Мела Гибсона "Апокалипто" показывают конкистадоров приехавших в Южную Америку. Мы знаем о зверствах конкистадоров, но исследователи подталкивают нас к мысли, что промыслом Божиим эти брутальные дядьки приехали к диким людям, которые упражнялись в человеческих жертвоприношениях. Вот частная проблема поданная в определенном контексте. Дальше возникает вопрос принимать ли этот контекст или отвергать? Или же, находить новые контексты, которые делают другие акценты. Таким образом, контекст это понятие вариативное, которое может выступать как поиск аргументов в пользу своей мировоззренческой позиции.
К толкованиям Библии это относится в полной мере. Я воспринимаю Библию, как очень сложный письменный источник. Произвол отдельного человека или же некоего сообщества в выборе контекстов в понимании Священного Писания всегда существует в той или иной мере. Это неизбежно. Нет никакого контента, который понимался бы однозначно. Наше индивидуальное или групповое осмысление всегда преломляет информацию в какую либо сторону, искажая ее. Это касается не только текста Библии. Это касается абсолютно всего. Мы будет втроем беседовать и потом двое, делясь мыслями увидят, что третьего каждый понял по своему)) Ну и соответственно, возвращаясь к Библии у меня нет сомнений, что этот текст надо воспринимать критически. Если брать еще глубже, то скажу, что в нашем иллюзорном мире нет вообще ничего очевидного. Это подтверждает и апостол Павел, говоря, что мы видим все как через мутное стекло. Правда дальше он противоречит и говорит, что его надо слушать беспрекословно, будто бы видение "как через мутное стекло" к нему не относится)) В этом смысле мне трудно согласится на рассмотрение новеллы в парадигме доверия к "древнему автору". Мы понятия не имеем, что там творилось. Поэтому наши представления о том, что автор имел ввиду не просто малодостижимы - они невозможны.
Вообще, Игорь, скажу, наверное, крамольную для многих вещь, но кто захочет тот поймет - мне думается, что пафос важности Библии в плане обретения веры, вещь довольно искусственная. Апостолы обрели веру не потому что читали Тору. Христиане сейчас становятся верующими не потому что читают Писание. Вера - это дар Бога, который происходит в результате события, который человек трактует как встречу с Творцом. Дальше, после этой встречи человек, как существо социальное идет в соответствующие сообщества, где "старшие товарищи" толкуют ему многочисленные вопросы и заполняют важные и не очень важные информационные пустоты о бытии Бога. Вообщем, к какой то момент его личная встреча с Творцом и некоторые моменты богообщения замыливаются догмами религиозной тусовки. Будет человек прислушиваться к себе или же полностью отдастся воприятию коллективного мейнстрима? Бывает по разному и зависит от психотипа человека и его интеллектуальных запросов. Ну, а дальше, на первое место выходят исторические реалии. Религиозные недоумения сегодня выливаются в приятный обмен мнениями на различных онлайн или офлайн площадках, а вот в прошлом они заканчивались темницами и кострами))


Алекс Разумов   25.05.2025 13:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.