Исход и Пасха

ИСХОД И ПАСХА

Христос воскрес из мёртвых, смертию смерть попрал
и сущим во гробах всем жизнь даровал (Пасхальный псалом)


     Вот и приблизилась Пасха. Самый светлый и радостный праздник после Рождества. Его отмечают и воцерковлённые верующие, и номинальные, соблюдающие традиции своего рода. По традиции готовят творожную пасху, пекут куличи и красят яйца, чтобы нести их в храм для освящения.

     Пища не приближает нас к Богу, но всякая пища освящается перед приёмом молитвой благословения. Пасха для христиан связана с Воскресением Иисуса Христа в третий день после смерти на Голгофском Кресте. Почему же само слово переводится с еврейского языка как «исход»?

     Дни празднования Пасхи у христиан по календарю близки или совпадают с еврейским праздником Песах, что означает «исход». Исход евреев из Египта не был угоден фараону, его вполне устраивали рабы, которые строили города в его стране, выращивали скот и обрабатывали землю. Они были выносливы и плодовиты, несмотря на тяжёлые условия жизни, издевательства надсмотрщиков и жаркий климат.

     Когда Бог послал им вождя Моисея, единственного, кто мог вести переговоры с фараоном и показать чудеса и знамения от Бога, евреи обрели уверенность и стали готовиться к исходу. Они помазали косяки дверей в своих домах кровью ягнёнка для защиты от Ангела-губителя, который ночью истребил всех первенцев египетских от человека до скота, потому что их дома не были под защитой крови.

     И великая скорбь наутро была у египтян, и плач в каждом доме, а фараон приказал отпустить народ израильский в их землю. И вышел народ, оставив свои дома в Египте, а египтяне от страха проклятия одаривали евреев золотом, которое будет служить для украшения скинии в пустыне, где они будут поклоняться своему Богу.

     Путь в пустыне был нелёгким, им приходилось делать остановки для отдыха, трудиться на сборе манны, чтобы утолить голод; освобождаться от прихотей оседлой жизни. Они роптали от усталости и неверия, но не возвращались назад в рабство. В пустыне формировался новый народ, который был способен завоевать Землю обетованную, заселённую за время египетского рабства языческими племенами. В пустыне родилось и выросло поколение верующих в Бога Израиля, а все колеблющиеся умерли по дороге в Ханаан.

     История еврейского Песаха метафорически отражает христианскую Пасху. Неслучайно Апостол Павел сказал: «Пасха наша – Христос!» А Иисус говорит: «Я Есмь – Путь, Истина и Жизнь!» Слово «Я Есмь» является ничем иным как «Живущий вечно» или «Сущий». Именно в Сыне Божием, пребывающем в Отце, открывается Путь – от греха к праведности (выход из египетского рабства на свободу), Истина как новый закон – Благодать спасения Кровью Жертвы Сына Божия (защита крови непорочного ягнёнка, как и у евреев в Египте), и наконец, Жизнь – по вере в новой среде, в церкви (возвращение в Израиль).

     Сам Распятый и Воскресший открыл новую эру в познании для всего человечества Бога Авраама, Исаака и Иакова. И Он стал как Человек, чтобы достичь понимания людьми. Первым верующим был Авраам-еврей. И ради его послушания в вере Господь обещал хранить его потомков. А всех, кто уверовал в Бога через Иисуса Христа, Павел, Апостол язычников, называет сынами Авраама по вере.

     И как евреи в эти дни вспоминают свой исход из Египта со всеми скорбями и радостью победы, так и христиане вспоминают о последних земных днях Сына Божия, о Его смерти и Воскресении. Без смерти нельзя говорить о воскресении. Воскресение Иисуса Христа из мёртвых стало признанием Его, Единственного представителя человеческого рода, Непорочным и Святым в Своём земном хождении. Рождённый от Бога не грешит, но хранит себя. И как Матерь Божия приняла верой Святое семя от Духа Божия, посвятив себя назначенному жребию, так и вера в нас даёт всходы и плоды от посеянного Слова Божия, посланного Духом Святым. «Кто же духа Господня не имеет, тот и не Его»…


Рецензии