МТ8 Пушкин Микс заметок в скайп-диалоге 3

Третья серия  Микс заметок в скайп-диалоге с питерским фра на тему Маленьких Трагедий (МТ) Пушкина (АСП)

Исходный план и реализация МТ

Заглавие «Маленькие трагедии» было выбрано издателями из множества предоставленных автором вариантов. На черновике обложки присутствуют заголовки «Драматические очерки», «Драматические изучения» и «Опыты драматических изучений».

Список задуманных Пушкиным сюжетов =  Скупой. Ромул и Рем. Моцарт и Сальери. Д. Жуан. Иисус. Беральд Савойский. Павел I. Влюбленный бес. Димитрий и Марина. Курбский, среди которых несложно опознать будущие «Маленькие трагедии».

Этот список рукой Пушкина, находится на обороте листа с дневниковыми записями 1826 г о казни декабристов, смерти Амалии Ризнич и автографом элегии «Под небом голубым страны своей родной», написанной на её кончину.

Из этого плана реализованы те МТ, которые о самом авторе! 

МТ  – это персонифицированные страсти и возмездия за них.

Мы выделили три метафабулы  в творчестве АСП:

1. Идея соблазна и Встреча со Злом
2. Бесовщина и грехопадение окученного страстями
3. Рогачество или кокюаж.

***
МТ = Сальеризм

Ded: Сальеризм. Вяземский – Жуковский – Пушкин
Обнаружив пропасть и угрозу кокюажа и шутовства, АСП бросил писать Арапа Петра Великого…
Взявшись за фаустиану и обнаружив в себе сальери, АСП остановился на одной Сцене из Фауста…
Миф: Гете, прочтя Медного бронзового Всадника и поняв символику безумия Ев-Гения, Потоп и Смерть Параши, смог дописать своего гностического Фауста
Жук оставался до конца своих дней более переводчиком, чем поэтом, застряв в тематике могильной меланхолии из-за  потери Маши Протасовой, так и не подняв над собой могильной плиты в попытке со-творить свой нерукотворный
ПАВ остался умничающим завистником до конца своих долгих дней.
 
Так кто из них троих бОльший и подлинный Сальери?

***
Фабула МТ

Материалы (фабулы) эти раскрыты в разном (часто комплексном, объединенном) художественном (литературном) построении (сюжете), но присутствуют в творчестве АСП неизменно с 1813 по 1836
Ад это вряд ли и Тартар.  Это, наверное, чистилище в космогонии сатанистов.  Земля (жена) - Небо (муж) и Тартар (третий для баланса сил) - эпоха праматерей == еще до выдумки Ада, Люций-Фера Дьябловича Бес-Сатановского было далеко ... Это чистая после Хаоса эпоха Праматерей и хтонических сил. В нее не решился войти даже Мефисто у Гете ( а гностик Иоганн знал почему), как Вергилия не мог подняться в Рай Небесный.. у Дуранте (Данте). В нее пыталась войти самовольно Татьяна во сне Пушкина... и кончилось это скамьей и почти вамп-укусом Хозяина = Жени ... "уж не пародия ли он... "   
   
посмотрите на икону Доменико ди Микелино. Данте и его поэма. 1465 г. - на заднем плане гора с кругами Ада по мере подъема и снижения температуры до ... а не спуска; на переднем - тунель "Судный коридор" к подножью с камерами сортировочной и разделением осужденных на три потока. Это Бокаччо - издатель, превративший творение Данте в божественное по заданию папистов, - или ничего не понял, или умышленно извратил смысл путешествия Данте с Вергилием в Ад = температура к центру Земли растет, а не падает = путники поднимались, а не спускались... Через 150 лет после появления интеллектуалы еще помнили замысел и Великий Инквизитор еще не увел их в пыточную
АСП был знаком с «правильной» или альтернативной иконографией Ада по работам Уильяма Блейка:
   
рис. Уильям Блейк. Данте и Вергилий у врат ада. 1827

Уильям Блейк. Ад. Иллюстрация к поэме Джона Мильтона «Потерянный Рай»
На первой иконе времен АСП мы видим, что от врат Ада начинается подъем, а не спуск, а на второй -  поднимающихся в Аду к выходу в Чистилище и затем к лестнице Кадошей в небесный Рай страж сбивает стрелами. Души усопших ведь «улетают» (см. текст Фауст гностика Гете) , а не ниспадают… это плоть уже разлагающегося трупа падает в Тартар, медленно превращаясь в прах …
 
***
Драматургичность и сценичность пушкинских МТ

Проблема драматургичности, но не сценичности малых трагедий (МТ) Пушкина – это проблема техник и технологий театральной режиссуры и исполнительского мастерства. Природа проблемы – в непонимании  пушкинского замысла и реализации. В МТ за короткий срок Пушкин произвел описание эстетическими средствами кризиса своего духа и душевной болезни, в которые он все более погружался по всем фронтам стыка с бытием, пока в 1836-ом не достиг стадии психоза и утери потенциала экзистенции. В МТ отражены пять главных аспектов этой драмы:
 1- неординарность натуры
 2 - ее несовместимость с социумом (в лице светского общества и «масс публики», не говоря о черни)
 3 – поражение души и духа страстями 
 4 – греховность личной и публичной жизни
 5 – неотвратимое возмездие (неизбежное неотвратимое наказание безумием или смертью). 
Все малые трагедии Пушкина  построены по этой схеме: есть Сущее в таком его трагическом виде и с таким его порядком вещей и есть наказание - смерть-возмездие или, хуже того, позорное безумие. МТ Пушкина – это пророчество Промысла и Рока о себе самом, это прочтение своей Судьбы в книге трех мойр.
Итог прочтения изложен в пиесах о личной интимной жизни с ее дихотомией и вариациями своего двойника.
 
Переводя тему в философскую мы видим в МТ описание того, что Фромм назвал экзистенциальной дихотомией - Эрих предложил видение человеческой сущности как структуры фундаментальных противоречий, названных им “экзистенциальными дихотомиями”. Основная экзистенциональная дихотомия – дихотомия жизни и смерти (Фромм Э. Человек для себя). Иным примером дихотомии является дихотомия сексуальная с проблемами «сексуальность – соблазняемость – доступность – *бабельность». Это тема женки – НН в курсе «Дихотомия. Мадонна-Шлюха» (Райт Роберт. Моральное животное). При создании цикла МТ Пушкин уже в полной мере сознавал, что перед ним возникла сущностная дихотомия = дихотомия смерти и жизни. Последующие навязчивые мысли об этом привели его к проблеме наличия самой его дихотомии как таковой = сущностного «принципа парного деления, заключающийся в том, что каждый член пары не имеет общих признаков с другим». Пушкинский Злобный Гений, явившийся к нему однажды в командировке на юге («Однажды в Кишиневе или в Одесе»)  и зафиксированный им в «Демоне» (с полным откровением и почти профессиональным психиатрическим описанием симптоматики раздвоения личности), вернулся и заявил поэт-человеку свои права: «Пора, брат, пора…».  Можно сказать, что МТ это описание Перекрестков Судьбы с одним вариантом исхода, как бы ты не дергался, не трепыхался да не изголялся.   Баста. Амба. Аминь.
 
Итог:
проблема не в «несценичности» драм Пушкина, а в несоответствии знаний, умений, талантов и навыков театральных трупп  смыслам МТ, имеющим к тому же предельное выражение = схватку «героев» драм с хтоническими силами Праматерей в разных их воплощениях или в разной их проявленности с одним неизбежным пугающим исходом = безумием и смертью живота «героя».
      
Впадать в теоретизирование «панпсихического» по Андрееву театра можно и даже надо. Но, опять же, есть оно – святое наше святоотеческое Но: это потом -  сперва надо освоить мат-часть и ответить на вопрос ЧЕГО и ОТЧЕГО пужался Пушкин с его далеко не пужливой совестью.

Прим. вел. театральный деятель и лицедей Олег Табаков урезонил  мат мату рознь, есть и материнский язык… а –фули.


Рецензии