Двор моего детства

    Начало 60-х годов прошлого века, активное строительство развернулось по всей стране. Тут и там росли «хрущевки»,  люди выбирались из коммуналок в отдельные квартиры.

     В 1961 году наша семья тоже стала счастливой обладательницей  ордера. Сколько было мне? Два года.  Я выпросила у мамы маленькую статуэтку балерины и бережно несла ее в новую квартиру. Взрослые постоянно хотели ее отобрать, не надеясь на ее сохранность в моих руках, я упрямилась, капризничала и не отдавала.  Это все что осталось в памяти  маленькой девочки об этом  времени.
Хрупкая статуэтка долгое время хранилась у родителей. Телевизор был укрыт накидкой с изображением девушек, застывших в танце маленьких лебедей, а на ней  на одной ножке, вскинув в верх  руки , стояла крошечная  балерина.  Она исчезла как-то неожиданно вместе с накидкой и появлением нового телевизора.

      В этом доме мы прожили долгих моих детских 10 лет..

      ---------------------------------------------------
   
    Лет пять назад, моя подруга поделилась хорошей новостью. Продав квартиру большего размера, они купили две небольшие «двушки» и назвала  улицу. Что-то  во мне екнуло и я, уже почти точно зная ответ, осторожно спросила номер дома. Точно, это был мой 37 дом. Осталось только узнать квартиру и я, уже смеясь, почти выкрикнула, а квартира - 16?.  Нет! Квартира  рядом с  бывшей моей, и номер ее, 15!
          ------------------------------------------------

     Воспоминания моментально вырвали меня из реальности и отправили  в мое детство на улицу Мичурина 37-16!

     Двор  был большой,  8 домов, образующих  вытянутый прямоугольник.  Все друг друга знали, а как иначе, ведь почти  все наши отцы работали на одном комбинате и даже в одном Мартеновском цехе.  В нашем  пятиэтажном доме было два подъезда и  даже спустя 50 лет я с точностью и даже по фамилиям могу вспомнить всех! Семьи были молодые, и детей во дворе собиралось  огромное количество не зависимо от времени года. Летом мы бегали, играли, стучали мячами с утра до вечера в стены домов, играли в чижа, кандалы, войну, города, глухой телефон, закапывали в земле «секретики»… Асфальт возле дома был весь исчерчен и исписан мелом. Сейчас  собрать детей во дворе для таких общих и массовых игр вряд ли получится.  Никогда никто из взрослых нас не ругал за создаваемый шум и гвалт, который затихал только с наступлением сумерек и вновь возрождался ранним утром.

     Зимой во дворе было несколько  ледяных горок и огромный каток, на котором, мы «малыши»  могли кататься только пока старшие ребята были в школе. Потом каток принадлежал им, а к вечеру взрослым и  родителям, играющим в хоккей!

     Двор жил большой  шумной и счастливой жизнью.

     На Агитплощадке часто выступали с концертами артисты самодеятельных студий Дворца металлургов, а когда на город опускались теплые летние сумерки, мы бежали домой за своими маленькими стульчиками, стараясь занять места в первом ряду, сейчас будут показывать кино.  Зрительный зал под открытым небом был занят до отказа! Оставалось только завидовать тем, кто мог смотреть кино с балкона.

     В будние дни сцена принадлежала нам, детям. Мы,  как настоящие артисты, наряжаясь в немыслимые наряды,  пели, танцевали и читали стихи со сцены. Зимой концерты продолжались, но уже  в домашних импровизированных театрах. Рисовались пригласительные билеты, разносились зрителям. В квартире подружки Тани, шторы,  отделяющие  большой проем  превращались в занавес, артисты готовились к выступлению на кухне, а зрители сидели на большом кожаном диване с зеркалами и аплодировали танцу куклы из «Трех толстяков». Несколько раз, уже учась в начальной школе и начитавшись Гайдара, подражали Тимуру и его команде и рисовали поздравительные открытки  к празднику и раскладывали их по почтовым ящикам жителей! Никто нас этому не учил и не подсказывал, инициатива всегда исходила от нас!

      Сколько синяков, разбитых коленок, порванных платьев и штанов осталось позади, не счесть. Наше счастливое детство никак не могло обойтись без этих  атрибутов жизни!


Продолжение Дом моего детства

17.04.2022

Фото из семейного архива


Рецензии
Лариса, уже на фото я узнала мой город, а вы подтвердили адресом.
Узнаваемо пишете о детстве, хотя моё было на десяток лет раньше,
военным и послевоенным, бедным, но содержательным.
Вы, последующее поколение ещё продолжали коллективистские традиции
городских дворов
Родилась я и выросла в доме, к которому пристроился краеведческий музей с пушками,
на вашу улицу Мичурина, бывало, ходили в магазины ОРСа шахтёрского.

Всего доброго, Лариса.

Зоя Чепрасова   07.02.2024 23:46     Заявить о нарушении
Спасибо, Зоя.

Лариса Шикина   08.02.2024 08:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.