Теперь уже и Бахтин не спасет

Ну, не получилось у русского человека быть костью в горле Запада и планомерно выявлять лицемерность западного человека и двойные стандарты правовых деклараций. Не получилось у русских солдат стать освободителями, миротворцами и антифашистами. Не получилось водрузить знамя славянской иррациональности и загадочности в европейских столицах разума, свободы и права. Не получилось...

Теперь у Запада в чести только и только украинская правда, и плевать он хотел на всякие обвинения в украинском неонацизме и национализме. Теперь на Западе русские поголовно стали изгои, парии, отщепенцы и оккупанты, а российские военные - военными преступниками. Теперь Запад сплотился и стал коллективным, как бы в насмешку коллективному и стайному по своему психотипу русскому человеку. А все почему?
 
А все потому что, что Россия переступила черту в буквальном смысле – переступила границу и вторглась. Воевать не умея, начала бомбить жилые кварталы, мародерить и убивать женщин и детей, оставляя на виду трупы прохожих и свои собственные трупы, кстати. Даже закопать их, убрать с глаз долой - и того не делают русские люди. А все потому, что у коллективного Запада среди правовых приоритетов в первых рядах оказался принцип территориальной целостности и законы "живой жизни", и плевать хотел коллективный Запад на отговорки, оправдания и отнекивания Лаврова и других официальных лиц.
 
В стенаниях и рыданиях взялся я за любимого Бахтина, который спасал меня в годину отчаяния и уныния. Но теперь уже и Бахтин не спасает. Русская культура, русская мысль, русское слово и словесность оказались в глухой изоляции, репутация их подмочена, никто и слушать не хочет русскую правду, никого уже загадка русской души не волнует. Всё, это и есть русский пиZдец.

И дело не в том, что с Анной Нетребко и Валерием Гергиевым разорвали международные контракты. Какая разница, что оперная дива осудила войну и сорвала недовольный свист, а дирижер Мариинского театра не отрекся и высказался в поддержку Z-операции. И дело не в том, что тысячам россиянам за границей отказывают в переводах, обналичивании средств, гостиницах и повсеместно выражают презрение. Они пословичные щепки от вырубленного леса, осколки разорвавшегося кассетного снаряда, российские индивидуумы уже никому не интересны, даже народам Африки, Азии и Южной Америки. Засуньте свои толстые кошельки сами знаете куда.

Беда в том, что ненавидят все основу русской культуры. Русский язык и русская словесность в одночасье лишились всех своих ресурсов, ресурсов правды и духовности (если под последней понимать не религиозное возрождение), лишилась возможности оправдания. Язык лишился слов, грамматики и смысла, а заодно и получателя, реципиента, слушателя и толкователя. Литература лишилась духовности, содержания, глубин и высот одновременно. Кому нужен Достоевский с его духовной борьбой, если в России дано право убивать и повсеместно носить символику убийц - буквы Z и V. Только за один протест против лицензированных убийств гражданин получает до 15 лет лагерей.

Разве драмы Чехова и симфонии Чайковского, которые перестали ставить и транслировать в западных странах, виноваты перед обличьем преступлений в Буче и жертвами мирных жителей в Мариуполе?

Ответ звучит – да. Потому что стенания трех сестер или дяди Вани неморальны по сравнению с судьбами беженцев и переселенцев.

Как говорится: "Мне больно и стыдно за свою Родину, за Россию, но какое это имеет значение, когда в Украине людям от взрывов ноги и руки отрывает и гибнут дети".

Но что с того, что западный человек переносит, вполне по Фрейду, свое возмущение политикой путинской клики на русский язык, на русского человека, на выходца из России, на гражданина РФ, на золотой век русской культуры, на русских эмигрантов и даже на тех, кто не согласен с политикой Путина. Переносит, потому что это естественно. А вот война и жертвы войны противоестественны. Точно также и советские люди переносили на всех немцев ненависть, испытываемую к солдатам Вермахта и СС.

А быть несогласным - это уже мало. Я вот тоже несогласный, но остановить мобилизацию не могу, агрессивно настроенной толпы боюсь, посаженным быть не хочу. Оттого и молчу на улицах хмуро. И так поступают большинство.

Теперь место русского в западном сознании занимает украинец и украинская культура: те же православные, да не те, тот же русский язык, да не тот, тот же фольклор, да немного не тот.

Украинцы те же русские, да не те.

Думаю, что первые часы войны показали, что в чем состоит разница между русскими и украинцами. Разница в том, что на снимке - украинцы, а убили их русские.

Да, вот интересно, что вся русская (некоторые говорят: великорусская, всероссийская) словесность была построена на идее сходства, на идее "нашизма", а «малые» народы или иные народы, находящиеся в орбите русского слова и российской политики, строили (и до сих пор строят) свою идентичность на различиях – буквально всех типов.

И если мы, которые русские, думали, что если на Украине говорят по-русски, то они тоже «наши, русские», которых нужно освободить от украинского национализма, то мы глубоко ошибались.

Хотя как нам жить и думать после этого?

Русские мыслители в силу своего софийного самосознания предлагают каждый раз расширять русский космос (что там этот лапидарный «русский мiръ»), включать всякое явление в разряд новой тождественности, насаждать свое видение, спасать остальной мир, помогать народам Африки и Сирии. Если нас наказывают санкциями, то почему-то русский мужик начинает клясть тех, кто наложил санкции, и видеть в этом мировую несправедливость, исправить которую должен он, русский мужик, сильный задним умом.

Слабое место в русском космосе это то, что русский человек не берет на себя ответственности, а представляет себя жертвой. Но самооправдание приводит к преступлению в отношении другого. В его взгляде Украина, по слову Гоголя, «сама себя высекла», как унтер-офицерская вдова из комедии «Ревизор». Мы, собственно, на Украину не нападали - сказал Лавров и замолчал, прислушиваясь к себе. По его, русского мужика, выводу, у него-де не было другого выхода.

Не хватает зеркала, чтобы увидеть свое кривое обличье.

И вот, беру я в руки томик Бахтина, раскрываю наугад и читаю:

«Непрямое говорение, отношение к своему языку как к одному из возможных языков (а не как к единственно возможному и безусловному языку)».

Блин.

Хотя, собственно, Бахтин неслучайно мне пришел на память - он-то жил в эпоху, намного более темную и беспросветную, был репрессированным, стал инвалидом, а вот имел в себе силы ёрничать и книгу о Рабле написал.

(На фото: Группа гражданских, расстрелянная в подвале одного из зданий города Буча, источник - Википедия)


Рецензии