Дом моего детства. Друзья

    В 15 квартире  жила моя подруга Наташка со своей старшей сестрой Ольгой, которая  свысока поглядывала на нас, «шалупень». по ее  мнению  Они обе учились в музыкальной школе по классу фортепиано и за стеной постоянно звучали разучиваемые ими гаммы и этюды. Сейчас Наталья работает преподавателем в музыкальной школе, а Ольга тяжело заболела и уже давно покинула этот мир.

    В  14 квартире жил неугомонный Борька, а в 10 - Сережка Хоценович. Как не запомнить  его? Я ходила  за ним как ниточка за иголочкой.   Он был старше меня, учился во вспомогательной школе и всегда таскал меня за собой!   Сергей из многодетной малообеспеченной семьи,  постоянно ходил к нам домой смотреть телевизор, и я ему открывала дверь и пускала всегда до тех пор, пока родители не стали  надо мной подшучивать и говорить, что вон твой жених пришел, открывай дверь. Я злилась на это и, открыв дверь со словами,  мы телевизор не смотрим, громко захлопывала ее  перед самым его носом!  Родители меня за это ругали и внушали, что так поступать нельзя, но остановить процесс уже было невозможно. Последней финальной точкой окончания  нашей дружбы был его неожиданный поцелуй в щеку в присутствии других детей. Тут уже весь двор начал скандировать хором «жених и невеста…» Я это стерпеть не могла...  Лет в 19,посещая кладбище, моя мама заговорила с высоким симпатичным кудрявым парнем и, усмехнувшись, спросила, узнаю ли я его? Я Сергея не узнала!

     В 11 квартире жила Надя Соболева, девочка с тяжелой формой ДЦП. Родители каждое лето возили ее на лечение в Евпаторию, но результата не было.  Мы,  дети, воспринимали ее всегда на равных. Во всех играх, не требующих активности, она принимала участие. Мы научились  понимать  все ее слова и совсем не обращали внимание , на   особенности. Вместе с мамой они  часто приходили, вернее мама приносила Надю  к нам в гости, и мы вместе играли, а увидев зимой, что Аннушка ( так  ласково все взрослые называли Надину маму) ее катает на санках, я быстро одевалась и бежала на улицу. Так мы и шли, пересказывая друг другу прочитанные книги,   вместе смеясь над  « Денискиными рассказами» Виктора Драгунского. Надя, находясь на домашнем обучении,  закончила школу, и заочно литфак пединститута. Они поменяли квартиру на первый этаж и переехали из нашего дома гораздо позднее нас.  Ее папа, не выдержав испытания,  ушел из семьи, маме пришлось искать работу и как-то жить. Я часто видела уже очень постаревшую Аннушку, катившую впереди себя инвалидную коляску со взрослой дочерью.  Тем не менее, Надя родила здорового сына, и  теперь уже он катил коляску. . Я часто их видела на рынке, возле церкви, им неплохо подавали, но подойти я не решилась!

     На втором этаже жила моя подружка Валя, с которой я и сейчас поддерживаю связь. В семье было трое детей и Вале приходилось быть нянькой младшей сестре. Я росла одна,  мне это было непонятно, и   наше относительно свободное перемещение всегда ограничивалось двором, а то и лавочкой возле песочницы. Валя сейчас хороший педагог и живет в Забайкалье.

     В другом подъезде на первом этаже жила семья Блохиных. Как звали детей, не помню, мы их называли по фамилии. Сын отменный хулиган, от которого мы всегда держались подальше. Он обижал всех и ни с кем не дружил кроме своих голубей.   Их он любил! Во дворе стояла его большая голубятня, в которую он постоянно лазил по лестнице и  свистя, поднимал  всю стаю в воздух. Наверное он в душе был вовсе не таким злым, каким казался нам .

     Тома, Томочка… Она жила в доме совсем недолго. Ее папа выиграл в лотерейный билет автомобиль, и они уехали. Вот так повезло. Мои родители тоже выигрывали, чаще по рублю, но и им тоже перепадало. Швейная машинка, холодильник "Саратов", ковер были выиграны в денежно-вещевую лотерею, стоимостью в 30 копеек.

     Дядя Миша. Он был загадкой для всех нас .  Мы видели его часто с длинным сачком и банкой. Он уходил куда-то за железную дорогу, а потом возвращался с каким-то темным содержимым, кишащим в банке. Мы всегда спрашивали, и вот однажды он пригласил нас к себе в гости. Нашему восхищению не было предела. В спальной комнате стоял огромный аквариум, в котором плавали красивые рыбки,  и дядя Миша  нам рассказывал о них , называя каждую по имени. Он показал нам дафний, за которыми всегда ходил и кормил ими своих рыбок. Мы стояли как завороженные возле этого чуда, но дядя Миша нас спровадил, и больше в гости не звал.

    Люди, жившие в доме, все без исключения  были интересны по своему, чем-то увлечены, заняты.. Жены, стояли на балконах вглядываясь в темноту ночного города, ожидая  своих мужей со смены.  На весь большой двор был один мужчина, злоупотребляющий  алкоголем, и мы все знали его. Все сочувствовали его жене и старались помочь его детям, угостить, предложить одежду и они  не отказывались, брали все.

     Что же произошло, что с нами стало, что случилось? Порой мне кажется, что человечество потеряло что-то важное, доброе… свое ЛИЦО или ДУШУ!

     А мой дом и двор живут свой жизнью уже без всех нас и когда- нибудь, еще не одно поколение,  выросшее в  стенах нашего дома, вспомнит  о нем с теплотой,  добром и улыбкой. Мне бы так этого хотелось. В этом доме есть и моя частичка, частичка моей памяти и кажется, что и он должен помнить меня, девочку из 16 квартиры!

     А в 15 квартире сейчас живет дочь моей подруги! Жизнь продолжается!

17.04.2022
Фото  из семейного архива. Босоногое детство. На нем есть и я!


Рецензии
Лариса, с большим удовольствием прочитала! Теплые детские воспоминания о таких разных соседях, друзьях. Сколько добра и неравнодушия, люди объединялись, общались. Чудесно, что Вы оставили там частичку своей доброты. Приятен рассказ своей искренностью. С большим уважением, Виктория.

Виктория Романюк   20.04.2022 13:43     Заявить о нарушении
Виктория, перечитывала свои воспоминания и увидела вашу рецензию, пропущенную мной! Спасибо большое за теплые слова и отзыв!

Лариса Шикина   05.09.2022 12:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.