Финал трагедии Горы
Режиссер хореограф: Виталий Ким.
Прочтение Евгения Ким.
Актёры:
Анна Николаева,
Анастасия Буйволова
Анна Медникова,
Александра Борисова,
Ксения Гринько.
ТЕАТР ЗЕМЛИ на сцене Цехъ Театра. 06 Марта 2022. Санкт-Петербург.
Спектаклем «Поэма Конца» Виталий Ким обращает наш взор на образ Марины Цветаевой, чей лик и творческое наследие является одной из наиболее загадочных и непознанных планет мировой литературы. В этом сценическом обращении Ким предлагает нам совершить путешествие познания по тропе, которая откроет каждому возможность проникновения в замкнутое пространство внутреннего мира Цветаевой. В этом сценическом опыте познания спектакль «Поэма Конца» предлагает нам всем вглядеться в образы, запечатлённым в её стихотворных строфах и попробовать прочесть послание, которое Цветаева адресовало миру людей, мысли которые она хотела донести до поколений читателей разных времён и народов.
Эту возможность, открытия до конца непознанного нами мира, воплощена в сценическом произведении лейтмотивом, которого служит два произведения богини русской поэзии «Поэма Горы» и «Поэма Конца», здесь эти лики поэтического дара Цветаевой извлекаются из глубин литературоведческих и хрестоматийных томов и обретают новую жизнь в форме танцевальной пластической драмы. Этот приём и форма воплощения поэтической мысли Цветаевой в сценическом пространстве создаёт окно возможности, позволяющее вывести наше понимание её творчества из прокрустова ложа общепринятой концепции восприятия поэта и его творчества. Концепция танцевальной драмы в спектакле позволяет его создателям возвести сложную многомерную сюжетную мульти - плоскостную конструкцию, позволяющей объединить в себе проекции голоса, звука и пластики образа.
В этом сценическом воплощении поэтического наследия Цветаевой эта конструкция не предлагает нам новый опыт хореографической визуализации сюжетного пространства или попытку новой интерпретации сюжетов, запечатлённых в её поэмах. Эта форма воплощения фокусирует наше внимание на образе этой планеты, в которой жизненное пространство, этапы творческого пути и образ сомой Цветаевой находятся за пределами сюжетного пространства, они в ней обозначены контурно, в подтексте её произведений. Концепция изучения жизни и творчества богини русской поэзии здесь базируется на идее единства, в спектакле они образуют один единый объект познания, чьи черты рассматриваются нами в ликах, отражающихся в пространстве её внутренний мира, поэтически воплощаются в строфах её произведений.
В спектакле «Поэма Конца» путь нашего познание тайн этого пространства дискретен, ограничен во времени и пространстве, и здесь его временные и пространственные границы заключены периодом жизни Цветаевой, в котором её отношения с Константином Родзевичем были доминантой её жизненного пространства. Этот момент единение двух одиночеств на пересечении оси времени и пространства создали особую форму восприятия мира. Её эмоции и чувства создали эффект особой призмы, через которую она видела окружающую её реальность, лики которой превращалась в яркие образы, заполнявшие поэтические строфы её произведений
В спектакле «Поэма Конца» наше изучение пространства внутреннего мира Марины Цветаевой является главным объектом нашего познания, при котором образ самой богини поэзии не имеет визуальных очертаний в сценическом пространстве, её образ незримо присутствует и здесь он объект тонкой прорисовки зрителя, который в своём индивидуальном опыте познания подобен художнику, который создаёт индивидуальную тонкую прорисовку силуэтного образа Цветаевой, который он заполняет чертами и оттенками из её поэтической палитры.
В этом сценическом опыте направление нашего познание определено вектором, который исходит из пространства внутреннего мира Цветаевой и направлен на людей и события происходящие вокруг неё. В этой особой диспозиции направление, диапазон влияния и интенсивность этого вектора определяются её эмоциями и чувствами, которые возникают под сводами пространство её внутреннего мира. Наше изучение этого замкнутого, скрытого от всего мира пространства позволяет нам увидеть в нём особую силовую точку, в ней события окружающего мира, люди с их поступками и взглядами являются для неё объектами осмысления и особыми эмоциональными триггерами, пробуждающие в душе Цветаевой лики, которые преобразуются в поэтические строки.
Виталий Ким в своём сценическом воплощении проекции внутреннего мира Марины Цветаевой обращается к её двум культовым произведениям «Поэме Горы» и «Поэме Конца», которые он сплетает воедино в поэтическом диптихе, его строфы обретают звучание, они прорезаются через окутанное мраком сценическое пространство и задают направление зрительского осмысления. В спектакле «Поэма Конца» поэтический диптих - эта одна из главных компонентов аудиовизуальной проекции поэтической мысли Цветаевой, здесь она дополнена звуковой проекцией окружающего её мира. Её колористическое оформление и контент позволяет нам мысленно перенестись в атмосферу места, в котором Цветаева прожила драматический отрезок её жизни, подаривший всему миру бессмертные шедевры мировой литературы. Картину пространства, в котором впервые вечные поэтические строки обрели свои очертания, мы изучаем в звуках старой Праги - города, который был местом пристанищем её поэтического и душевного одиночества в этот драматический период её жизни. В этом погружении в звуковую проекцию поэтического пространства до зрителя доносятся шумы города, в котором мы слышим Пражские куранты, звуки набережной Влтавы и Карлова моста, а также многие другие звуковые очертания и лики, которые были услышаны ей в пражский период её жизни.
В спектакле сценическое полотно, изображающее внутренний мир Цветаевой проекция голоса и звука соединяется с пластическим воплощением поэтической мысли, это особое соединяется при помощи творческого тандема, объединяющего в себе современную хореографию и перфомативные сценические технологии. Этот сложный, многомерный тандем в спектакле использует пластику образа для создания многомерной картины поэтической мысли Цветаевой, при этом образы, возникающие в окутанном мраке сценическом пространстве, создают проекцию эмоций и вербальная проекция, которых озвучивается на поэтических строфах диптиха.
Эти образы своим колористическим оформлением и особой пластикой движения фокусирую взор зрителя на сценическом пространстве, в котором их силуэты обрамлены звуками жизненного пространства Цветаевой и образами поэтического диптиха. Сложный союз образа, слова и звука в спектакле «Поэма Конца» выводит зрителя на особый уровень познания и осмысления поэтического мысли Цветаевой, за словесной вуалью которых скрывается её полная загадок личность. Эта особая трехмерная проекция, воплощённая в сценическом пространстве создаёт эффект целостности восприятия поэта, его творчества, пространства и времени, она позволяет зрителю осмыслить особый Цветаевский символизм, её концепцию горы. В нём гора эта сложный объект – метафора, диспозицию которой в человеческой жизни, предоставляет нам возможность изучения философии Цветаевой, её взглядов и парадигмы её существования на этом драматическом отрезке её жизненного пути. В этом опыте познания эта форма соединения различных проекций создают в сознании зрителя картину трагедии тонкой, поэтической натуры в обезличенном, полном цинизме мире. В спектакле «Поэма Конца» Виталий Ким открывает нам возможность прожить трагедию Марины Цветаевой, увидеть в ней дики собственной жизни, в которой многие также как богиня поэзии проходят драматический путь познания горы до самого конца.
Свидетельство о публикации №222041701618