В миллион лет со дня рождения

Как ни стараюсь быть серьезным, но ничего у меня не выходит... Должно быть, планида моя такая.

А.П.Чехов. Из письма А.П. Полонскому, 22 февраля 1888 г.

Здравствуй, дорогой читатель!
Вот мы и встретились.
Я не знаю, в какое время и где ты живёшь, на каком языке (или языках) ты думаешь и воспринимаешь этот текст, написанный в начале 21-го века.
Разумеется, я не ожидаю, что эта моя книжка войдёт в сокровищницу мировой литературы и поэтому будет читаться и в последующие десятилетия или столетия. Нет, просто уже сейчас технологии сохранения письменных знаний настолько развились, что написанное десятилетия и столетия назад легко доступно всем желающим. Я исхожу из того, что эта тенденция не только сохранится, но и разовьётся со временем.
Эта книга написана не только и не столько для современников, сколько для их потомков, в том числе и дальних.

Как мой текст попал в твоё сознание? Сегодня принято думать, что сознание человека обитает где-то внутри его черепной коробки, в мозгу. Я не очень в этом уверен, поэтому говорю не про мозг, а про сознание.
Итак, дорогой читатель, я не знаю, как ты воспринимаешь этот текст. Возможно, ты его читаешь, возможно - слушаешь. А может быть, уже разработаны совсем другие технологии восприятия информации, работы над которыми как раз в наше время бурно начались. И благодаря им информация напрямую ложится в твоё сознание.
Я не знаю, кто ты. Я не знаю, насколько ты похож на меня. Уже в наше время немало людей живёт с механическими приборами, заменяющими им полностью или частично человеческие органы. Пока немногие недостающие органы «вставляются» в живого человека. Обратная ситуация, когда недостающие человеческие органы будут вставляться в механический агрегат, чтобы «оживить» робота, представляется моим современникам аморальной и немыслимой. Но я не исключаю, что в недалёком будущем ситуация изменится. Возможно, дорогой читатель, ты скорее робот, чем человек.

Получатся, дорогой читатель, я ничего не знаю о тебе. Это не самое замечательное условие для честного задушевного разговора, который я хочу с тобой начать. Но другого выхода у нас нет. И если ты не против, давай начнём.

В 2020 году мне стукнуло миллион лет, что и послужило толчком начать писать эту книгу.
Миллион лет - это в двоичном исчислении. Тем кто забыл, роль «десятки» в двоичном исчислении играет двойка. Роль сотни играет четвёрка - два в степени 2. Ну а миллион - это шесть десятков. А два в шестой степени - это шестьдесят четыре. Другими словами, выбери наши пращуры в своё время не десятичную, а двоичную систему исчисления, я справлял бы 2020 году миллионолетие. Ну а десятичной системе мне исполнилось шестьдесят четыре года. Что тоже очень много. Есть о чём вспомнить и даже рассказать для пользы слушающих или читающих.
Почему эта книга так называется - «Мемуары кочевого программиста. Байки, Были, Думы»?

Сначала про мемуары. Была такая весёлая песенка у группы Аракс:

Скоро стану я седым и старым
Вот тогда и напишу я эти мемуары..

Оба условия выполнены, и про старину и седину. Самое время начать писать.
Ребята из Аракса пели эту песенку в начале семидесятых годов двадцатого века, когда им, как и мне, было около двадцати лет. Мы не знали, что не пройдёт и двух десятков лет, и казавшаяся непоколебимой, сделанной из стали и бетона великая держава развалится, а нам с нашими семьями придётся выбираться из под её обломков. Я попытаюсь просто и честно, без пафоса и нравоучений показать некоторые кусочки того разбившегося навсегда мира, так же как и эпизоды из моей жизни после этого крушения.

Мечты об улучшении мира осуществить не удалось. Великих свершений и побед не случилось. Речь пойдёт о другом.
Поэтому не стоит ожидать от этой книги «мемуарности». Скорее наоборот.
Её основное содержание составляют байки - представители незаслуженно подзабытого литературного жанра. Согласно официальной трактовке (почитайте Википедию): “Байка — поучительный или юмористический рассказ, иногда основанный на реальных событиях. Достоверность байки несколько выше, чем у анекдота, но это не исключает прямого вымысла или литературных приёмов, с помощью которых рассказчик «подаёт» байку”.

Байки - жанр юмористический. А юмор, смех очень нужны сегодня.
Передо мной лежит раскрытый журнал-иллюстрированная программа основных немецких телевизионных программ на сегодня. Криминальные серии, преимущественно американские, давящие на психику драмы. Одна комедия в неделю, посмотрев которую, наверняка загрустишь.

Допустим, традиционное (т.н. линейное) телевидение нынешняя молодёжь не смотрит. Молодёжь смотрит фильмы по стриминг-сервисам. А что навязывают они? Примерно тоже самое.

А может это так только в Германии, где я сейчас живу? Увы, и в России и в Америке и в солнечной Италии одно и то же. Если программы телевизионных каналов и стриминг-сервисов соответствуют интересам слушателей, то большинство населения США и Европы (включая Россию)  должны быть маньяками, получающими удовлетворение от наблюдения сцен насилия и убийств, как бы их не разбавляли расследованиями, погонями и бытовыми сценами. Но это явно не так. В этих странах живут всё ещё нормальные люди!

Не претендую на высокое качество моих баек и на их действенность в соревновании с водопадом жестокости и угрюмости, выплескиваемого телеэкраном и видеосервисами Интернета. Но может, они поднимут некоторым людям моего поколения настроение. А молодым они покажут, что у прошлых поколений в жизни было много светлого и весёлого.
Байки неотделимы от были, а про былое возникают думы. Вот и получается смесь весёлого и не очень, явных глупостей, бесшабашностей и ответственных поступков, вкраплённых в быт, составляющий нашу жизнь.

Идём дальше по названию - за несколько десятков моей профессиональной жизни понятие «программист» изрядно девальвировало. Из занятий единиц, на которых остальные смотрели как на магов, эта профессия стала массовой и ассоциируется у многих с ордами индийских программистов, сидящих в душных и тёмных помещениях.
Любопытно, но тоже самое произошло с профессией моего отца. Мой отец в тридцатые годы был одним из первых шоферов не только в моём родном посёлке Павловске, но и на всём Алтае. Космонавтов тогда не было, да и про самолёты и лётчиков мало кто знал. Шофёрам завидовали, их уважали. Заветной мечтой большинства деревенских пацанов было - выучиться на шофёра. А сегодня права на вождение автомобиля имеют практически все молодые люди в развитых странах мира. Профессия девальвировалась.
Я думаю, прогресс автономных автомобилей приведёт к почти полному исчезновению профессии шофёра, как это произошло в прошлом веке с извозчиками и конюхами. Исчезнет ли также и профессия программиста?
Я этого не исключаю. Но пока Программирование для меня это одновременно и техника, и рутина и ... самое главное - разновидность Искусства. И хотя мои последние годы я работал на  позиции «Solution Architect», что на русский можно перевести  «Архитектор больших программных систем», в душе я остаюсь программистом - романтиком.

Ну и последнее слово  слово в названии - кочевой. - Так сложилась моя жизнь, что мне, сначала одному, а потом с семьёй, без особого стремления к тому, пришлось пожить в изрядном числе комнат и квартир, не считая сотни гостиничных номеров, в которых я останавливался в командировках. В отличие от моего отца, всю жизнь проработавшего в одной организации, мне пришлось, опять без особого на то желания, поработать более чем в  десяти фирмах из пяти стран.
 
Это, так сказать, географические кочевания. Тематических кочеваний было не меньше. Я начинал программировать на языке Ассемблера Электронной Вычислительной Машины БЭСМ-6. Потом появилось процедурное программирование (язык Фортран). Потом..., впрочем я Не стану утомлять читателя списком технологий, которые мне пришлось осваивать и применять а паре десятков проектов, в которых я участвовал. Они длились от нескольких месяцев до нескольких лет. И каждый раз надо было для проекта осваивать что-то новое. Это можно сравнить с кочеванием на новое место, где необходимо заново обживаться и начинать трудиться. Потому я и называю себя кочевым, а не оседлым программистом. Впрочем, для моих молодых коллег именно такой образ жизни и работы сегодня типичен.

И ещё парочка замечаний.
Персонажи моих рассказов - мои друзья, знакомые и коллеги прожили долгую жизнь, у них есть дети, внуки, у некоторых - ученики и последователи. В тех случаях, когда описываемые истории или поступки персонажей могут быть поняты и оценены необязательно положительно, я немного изменил их имена. Однако очевидцы событий без труда поймут, о ком идёт речь.
Эта книга - “живая”. Несколько ближайших лет я планирую пополнять её новыми историями и подправлять, улучшать старые.
Для обсуждения написанного и просто для совместных воспоминний и размышлений я завё в Телеграмме открытую группу с тем же нвзванием "Мемуары кочевого программиста". Вот ссылка: https://t.me/+8573W8zmB445ZWEy Будет интересно - присоединяйтесь.

Перед тем, как ты, дорогой читатель, приступишь к чтению отдельных историй, я хочу тебя заверить в истинности изложенного. Во всех описанных историях я был непосредственным участником либо пассивным наблюдателем описанных событий.
Впрочем, … так говорят все, кто любит рассказывать байки.
Приступим…


Рецензии
Здравствуйте, Виктор!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
Список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://proza.ru/2022/04/01/1373 .

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   25.04.2022 10:19     Заявить о нарушении