Удивительная верба

Сегодня, в  Вербное воскресение, я хочу рассказать удивительную историю о вербе. Меня много лет радовало своей красотой  высокое дерево с роскошной кроной, растущее на границе с соседним дачным участком.  В апреле-начале мая еще задолго до распускания листьев на ветках на   красно-бурых побегах вербы  лопалась красноватая тонкая пленка на цветочных почках, и на свет появлялись  серовато-коричневые пушистые, словно котята, комочки - почки. В народе их любовно называют котиками.

Строение цветов вербы  связано со сроками ее цветения. У цветов вербы нет околоцветника, то есть лепестков и чашелистиков. Они прикрыты лишь одной чешуйкой в пазухе, в которой располагаются две тычинки. Верхняя часть чешуйки покрыта длинными многочисленными волосками, которые придают еще нерасцветшей сережке характерный пушистый облик. Эти волоски, словно шубой, одевают бутон и защищают его от низких температур и резких температурных колебаний в то время, когда опадает колпачок, прикрывающий его.

Когда эти цветы распускаются, тычинки вытягиваются на длинных тычиночных нитях, на конце которых находятся желтенькие комочки - пыльники. В них образуется пыльца. В это время пушистые комочки из сероватых становятся желтыми, похожими на крошечных цыплят. При порывах ветра в воздухе можно наблюдать целые облака пыльцы, которые разлетаясь, опускаются на землю, окрашивая ее в золотистый цвет.

Верба - настоящее спасение для пчел и шмелей ранней весной, когда других источников нектара в природе еще нет. Насекомых привлекает, с одной стороны, ароматный нектар, а с другой - большое количество пыльцы, которая густо облепляет сережки в период цветения.

Верба является символом весны, возрождения, радости, божественного воскресения, символом победы Иисуса над злом. Во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим (в предпасхальное воскресенье) в православных храмах освящают веточки вербы, окропляя их святой водой.  После красивые пушистые букетики несут домой. Они считаются сильным оберегом от нечистой силы и, согласно поверью, помогают при различных болезнях. Освященную вербу хранят дома целый год, а потом сжигают. А если она прорастает, то ее росточки, как правило, высаживают в лесу или возле реки.

Однажды, приехав на дачу, я увидела дерево спиленным. Ветви  обнимали ствол, лежащий на земле, как бы пытаясь его защитить. Почки вербы, как слезы, дрожали на промозглом ветру в лучах еще не жаркого апрельского солнца.  Я поспешила к дереву. Мне казалось, что я чувствовала  боль и стон, исходящий от него. Оно беспомощно протягивало ко мне свои веточки. Слезы навернулись на глаза, и комок подкатился к горлу. Я что-то шептала, прощаясь с деревом, и наломала на память веточек с котиками, которые потом привезла домой. Прошло больше года, а букетик до сих пор стоит у меня на столе, сохраняя свой первоначальный вид. Котики не переходят в стадию цветения и не опадают, а веточки не дают листочков и корешков.

Глядя на них у меня возникают сложные чувства радости от созерцания красоты и печали от воспоминаний, восхищения от жизнестойкости и непонимания происходящих процессов. Меня нисколько не удивляет наличие души в любом живом творении на земле, ибо все сотворено Всевышним. Понятно, что у каждого свое предназначение и срок жизни. Но как расценить то, что происходит с веточками вербы, может это есть чудо? Время покажет…


Рецензии